«Умные» автомобили заставят побеспокоиться страховщиков

Леонид Попов,

Речь идёт о влиянии на отрасль как банальных камер слежения за разметкой, радаров, лишь предупреждающих о риске столкновения, так и полуавтономных систем, способных управлять машиной в пробке или в простых ситуациях на магистрали (полные автопилоты останутся экзотикой ещё долго).

Компании Swiss Re и Here в совместном исследовании предрекли страховщикам нелёгкое будущее. К 2020 году на каждый автомобиль в среднем придётся по 1,7 какой-либо «умной» системы, помогающей снизить аварийность на магистралях почти вдвое, в других местах на 28%. Это сократит выплаты по страховым случаям, но одновременно заставит компании снижать страховые премии (в ряде стран так уже происходит: машина с автоматическим торможением предполагает меньшую вероятность аварии, так что страховка обходится владельцу в меньшую сумму).

Здесь показана доля автомобильного страхования на глобальном рынке (слева) и в развивающихся странах (справа) по данным Swiss Re на 2015−2016 гг.

Чтобы компенсировать миллиардные потери, страховщикам придётся интенсивно развивать другие виды страхования (жилья, здоровья, жизни и так далее). Очевидно, что внедрение новых систем безопасности, по идее, острее отразится на страховых компаниях развивающихся рынков (смотрите схему вверху). Но ведь и сами «умные» машины в таких странах распространены в меньшей степени. А вот в развитых странах к 2026 году доля автомобильного страхования упадёт до 38%, предрекает Swiss Re.

Прогноз распространения базовых (типа сигнализации о выходе с полосы, автоматическое управление светом), средних (автономное торможение) и продвинутых (магистральный автопилот) систем безопасности (помощников водителя), составленный ассоциацией EuroNCAP.

Уровень снижения числа ДТП при условии полного распространения систем безопасности (помощников) к 2020 году.

Правда, та же фирма Swiss Re прогнозирует в целом для страховщиков рост оборота в автомобильной сфере (и премий) просто за счёт увеличения числа машин на дорогах и прироста населения земного шара. Но такой скачок будет наблюдаться приблизительно до 2030 года, а дальше — стагнация или даже спад. Усреднённый по свету прогноз: потеря страховых премий из-за внедрения систем безопасности и беспилотников в 2020 году на $20 млрд, а в 2035 уже до $600 млрд.

Изменение премий (только по легковушкам) на развитых, развивающихся рынках и суммарная премия в случае отсутствия «умных» машин на дорогах. Слева — базовый сценарий, справа — высоко агрессивный. Шкала — в миллиардах долларов.

Казалось бы, после появления столь мрачной картины «никуда не врезающихся машин» страховщиков следовало бы записать в ряды противников «умных» систем и беспилотников на дорогах. Но на самом деле отрасль уже готова приспосабливаться. Яркий пример — создание в январе нынешнего года группы Automated Driving Insurer в Британии, которая займётся проработкой правовых и финансовых вопросов внедрения подобных технологий в жизнь.

Тем временем Лекс Керссемакерс, исполнительный директор Volvo Cars of North America, заявил, что компания намерена запустить проект по автономным машинам в США. Правда, дата не определена, но это явно случится после выполнения пилотного проекта Drive Me в Гётеборге и, вероятно, после аналогичного опыта в Китае, то есть американцы дождутся своей части испытаний где-то в 2019-м.

На днях корпорации Toyota Motor и Microsoft создали совместное венчурное предприятие Toyota Connected, призванное развивать вопросы так называемых «подключённых автомобилей», сопутствующих сервисов и разной телематики. Новая фирма расположится в городе Плейно (Техас) и, очевидно, сможет взаимодействовать со специалистами недавно основанного в США института Toyota Research, в чью тематику входят беспилотники, сетевые технологии и удалённые сервисы, общение машин с инфраструктурой и тому подобные вещи. Первоначальные инвестиции в проект составят $5,5 млн.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила 12 апреля, что вскоре производители смогут начать массовые тесты беспилотников на дорогах страны: власти постараются как можно быстрее снять законодательные барьеры для подобных опытов (первые эксперименты давно идут на трассе A9, мы даже сами приняли участие в таком).

В Калифорнии 1 апреля корпорации Aioi Nissay Dowa Insurance, Toyota Financial Services и Toyota Motor основали СП Toyota Insurance Management Solutions для развития телематических систем в страховании. Капитализация предприятия составит девять миллионов долларов, часть средств, кстати, предоставит фирма Toyota Connected, так как тема «умного» страхования пересечётся и с её исследованиями.

При развитии беспилотных транспортных средств страховщикам придётся перехватывать инициативу у автопроизводителей, которые, как Volvo, станут брать на себя ответственность в случае аварий по вине электроники. Тут есть любопытные подвижки: в феврале Национальное управление по дорожной безопасности США (NHTSA) заявило, что рассматривает компьютер как водителя в юридическом смысле.

Эти шаги автомобильных компаний и их партнёров можно интерпретировать как ответ на пессимистичный прогноз Swiss Re. Современная электроника и интеллектуальные системы на транспорте, способные снизить риск аварий, точно так же помогут оптимизировать и улучшить страховой бизнес в автомобильной сфере. А значит, страховщики всё же останутся на плаву, хотя для этого им придётся попотеть.

Комментарии
Поделиться
Лайкнуть
Отправить
Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...