Вслушиваемся в тишину Токийского автосалона

Павел Карин, . Фото Драйва

В выставочном комплексе Big Sight Токийский автосалон проводится в третий раз. В 2011 году его посетили 842 600 человек, в 2013-м — 902 800, а в нынешнем меньше: 812 500.

О значимых новинках 44-го автосалона в Токио мы уже рассказали, но меня в павильонах выставочного центра Big Sight интересовали не столько они, сколько сама организация экспозиции, её отличия от мотор-шоу, на которых я бывал в Европе и Америке. В Японии я впервые и потому наивно ждал чего-то из ряда вон, роботов там всяких да будущего наяву. Дождался меньшего. Но кое-какие особенности японского автосалона подметил.

Создать пробку из уже аккредитованных журналистов нужно суметь, но японцам это удалось, благо разрулили быстро. Непременные атрибуты местных фотографов — лесенка и ассистент. Маски носят многие, но часто без толку: то болтается на шее, то сползает к подбородку.

Роботизацию я представлял себе иначе, но мегафонщики у эскалаторов день напролёт повторяют заученные фразы на японском, а девушка-часовой в переходе между павильонами держит в руках табличку «Держитесь левее». Зато все при деле?

Первое — это выраженная домашность, с которой в 1954 году и начался Токийский автосалон, ставший международным только 16 лет спустя. Были взлёты (в 1985 году экспонировалось свыше тысячи машин, а в 1991-м посещаемость единственный раз превысила два миллиона человек), падения. Сегодня по-прежнему бал правят японские марки, а стенды европейских выглядят неинтересно. Внимание привлекает разве что беспилотный Mercedes Vision Tokyo, мировая премьера BMW M4 GTS задвинута в угол, а большущая экспозиция Фольксвагена премьер лишена вовсе.

Мягкая игрушка или автомобиль-подушка безопасности: все зелёные элементы «кузова» проминаются под пальцами на сантиметр-полтора.

Милая крошка Daihatsu Cero по пояс даже человеку среднего роста. Домашний уют родстеру придаёт плед, заботливо скрученный между креслами.

Местные производители манят многообещающими концепт-карами (выделю возрождённо-роторную красавицу Мазду RX-Vision, передизайнеренный водородомобиль Lexus LF-FC и Nissan Teatro for Dayz с салоном-проектором) и россыпью моделей для внутреннего рынка. Я наконец-то пощупал так называемые кей-кары! Сначала залез в концепт Daihatsu D-Base: тесно, ужасное кресло с вырезом в полспины не настраивается… Однако серийные машинки удобны. Основное чувство, как в Оке, — чувство локтя, который упирается в дверную панель, но при полностью отодвинутом назад кресле я едва дотягиваюсь до педалей!

Это не просто наклейка с собакой, а один из официальных аксессуаров, придуманных фирмой Suzuki для хэтчбека Alto. Пса можно заменить, скажем, розой или контурами Нью-Йорка...

Тойотовские аксессуары более технологичны. Десятисантиметровый роботёнок Kirobo Mini, которому положены чехольчики на выбор, призван разговаривать с вами, пока вы рулите, а в будущем сможет подсказывать маршруты и подбирать музыкальные треки по теме.

А сколько здесь решений и концептов для людей с ограниченными возможностями? Вот концепт Daihatsu Nori Ori: на инвалидной коляске можно проехать его насквозь. Уже серийная модель Tanto представлена в версии с выдвигающимся из багажника колясочным трапом. Или автомобиль-кубик с пассажирским креслом, выезжающим на роботизированной «лапе» почти на тротуар. Ещё удивили сами инвалидные коляски с электроприводом, рассчитанные на преодоление всевозможных бытовых преград: ступенек, спусков-подъёмов и даже щебёнки разного калибра. Забота!

Кубомобиль Daihatsu Nori Ori открывается настежь и со всех сторон. Для облегчения доступа под колёса инвалидных колясок выдвигаются мини-трапы.

Тест-трек для электроколяски Whill: ступенька, уклоны, щебень. Основа манёвренности кресла — в передних колёсах, на обода которых нанизаны разновеликие ролики, способные вращаться вокруг своей оси.

Второй характерный момент Tokyo Motor Show — наглядность. Здесь много стендов поставщиков агрегатов, и если, например, коробкой передач в разрезе и в Европе никого не удивишь, то здесь подача продукта на блюдечке возведена в высшую степень. Не просто разрез, а вдобавок к действующей модели, поясняющему видеоролику и деталям россыпью. Скажем, производит фирма подшипники для «автоматов»: вот на её стенде сама коробка, вот подшипники, а между ними — нити, протянутые к местам, где эти подшипники должны располагаться.

Как производителю вкладышей для автоматических коробок показать свой товар? Выставить их в ряд и протянуть ниточки к месту установки!

Интересен материал продукта? Вот микроскоп, изучайте! Иной раз погоня за наглядностью доходит до абсурда: «Это велосипед, а это крепление для него. Я беру в руку шестигранный ключ и затягиваю его вот так...».

Третья особенность японского мотор-шоу — тишина. Первую половину пресс-дня меня не покидало ощущение, что действо должно вот-вот начаться, а оно не начиналось. В залах было не по-выставочному тихо. А после, на одной из пресс-конференций, я наткнулся на девушек с шумомерами, буквально окружившими собравшихся журналистов. Мне пояснили: «Мы замеряем уровень звука, слов и музыки, и если он превышает допуски, просим выступающих вести себя тише». Обернулся, а на стенде Ниссана, рядом с концептом Vision Gran Turismo, человек рубится в одноимённый симулятор… В наушниках!

Контролёры с шумомерами следят за тем, чтобы выступающие не тревожили соседей. Гонки на симуляторах — и те в наушниках. На звук тут не прибежишь.

Коллега хвастается Лоренсу ван ден Акеру снимком того на фоне малышки Twingo — других моделей фирма Renault в Токио не привезла, хотя ездить на иномарках, даже не люксовых, тут, похоже, модно: я, например, встретил Peugeot RCZ, Renault Megane CC и Volvo V70.

Так вот зачем на стендах горы приёмников с наушниками, а на выходе корзины по их сбору. Не тревожить ближнего, как я понял, — один из главных принципов японцев. Всё в себя и всё в себе. По-моему, это отлично вяжется и с дизайном самих машин. Нарисуй, скажем, итальянец страшный автомобиль — и он сразу об этом услышит. Тут же тебя скорее похвалят, мол, отлично рисуешь. И потому ездят по дорогам Японии неказистые коробчонки, колобки и прочие лупоглазики: внутри-то они, как правило, функциональны.

Сделал фото с прописанного в пустографке ракурса — ставь «птицу». Так работают и производители: выставка — лучшее место для сбора информации по всем конкурентам сразу.

Эти парни действуют в паре: один пробегает вокруг машины, разбрасывая карточки для масштабной привязки, второй тут же «обстреливает» по ним машину из фотоаппарата.

С другой стороны, хвалёная надёжность японских машин — тоже может быть следствием «небеспокойства». Дороги, во всяком случае в самом Токио, на поломки машин особо не рассчитаны: если не центр с высотками, то укрытые щитами асфальтовые желоба на нескольких уровнях. Островки безопасности, конечно, есть, но до них ещё поди доберись. Сверху поезд, снизу поезд, под ним — корабль. И ты в одной полосе из двух-трёх. Ломаться автомобилю просто нельзя.

Японские газеты-журналы часто листаются слева направо. Вместо европейских изданий, посвящённых BMW и Porsche, — сугубо своя тематика: Subaru, NSX, GT-R, есть даже отдельный журнал по мини-родстеру Honda S660 (справа)!

В холлах выставочных павильонов — платные мини-боксы для зарядки гаджетов и демонстративно-раздельная сортировка мусора с обязательным «часовым».

А ещё я почувствовал напряжение. В общении-то японцы само радушие: не все внятно изъясняются на английском, но их желание помочь, объяснить бьёт через край. Уходишь со стенда с троекратным спасибо вслед. Но наблюдаешь со стороны (перекачивая фото для Драйва, я провёл около часа в коридоре между павильонами)... Нас-то обвиняют в хмурости и неулыбчивости, но в «невыставочной» Японии этого как минимум не меньше! Чуть зона для курения — набита битком. Снимают стресс. Надеюсь, несильно потревожу японцев, если скажу, что атмосфера на мотор-шоу, скажем, в Женеве или даже Детройте — приятнее.

За кадром

Хэтчбек Honda Fit с лицом на… крышке багажника, дизайнерский трактор и грузовичок с пластиковыми овощами — не всё, чем запомнился Токийский автосалон, о котором это видео. К слову, водителю овощевозки на руль положен столик, чтоб ел, не покидая рабочего места.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...