Nissan murano,Nissan navara,Nissan qashqai,Nissan juke. Выезд на лёд Байкала — лишь с разрешения соответствующей инстанции! И дело не только в экологии. Поверхность озера промерзает неравномерно, и вероятность уйти на дно тем выше, чем ты дальше от берега.

Nissan › Боремся с холодом за рулём полноприводных Ниссанов

Алексей Смирнов,

Выезд на лёд Байкала — лишь с разрешения соответствующей инстанции! И дело не только в экологии. Поверхность озера промерзает неравномерно, и вероятность уйти на дно тем выше, чем ты дальше от берега.

Стройная шеренга Ниссанов поблёскивает на солнышке. В моём распоряжении почти вся гамма полноприводников японской марки. От монументального Nissan Patrol до озорного мини-кроссовера Juke. Чуть поодаль стоит Teana. Бизнес-седан тоже с приводом на все колёса. Не хватает в этой компании разве что спорткара GT-R. Но мощному купе здесь не место, ведь «зажигать» нам придётся не по гоночному треку, а по льду озера Байкал.

Идея собрать все полноприприводные модели марки в одном месте не нова, но по-прежнему эффективна. Мол, выбирайте машину, тип дорожного покрытия (асфальт, заснеженная грунтовка, лёд) и сравнивайте. Тем более что и сравнивать-то есть что. У одних Ниссанов подключение полного привода автоматическое, у других это нужно делать вручную. Есть варианты с раздаточной коробкой и понижающей передачей, а например, у Джука пакеты фрикционов по краям заднего редуктора имитируют работу активного дифференциала. Выбирай, что душе угодно!

Из тринадцати моделей Ниссанов, предлагаемых в России, у десяти — модификации с полным приводом. Квадроцикл не в счёт. Он, как и остальной инвентарь, предназначался исключительно для сугреву.

Дабы восполнить информационный пробел, стремлюсь побыстрей оказаться за рулём кроссовера Murano, который не так давно получил российскую прописку и теперь наряду с Теанами и Икстрейлами собирается на заводе под Питером. Однако совершить двухсоткилометровый марш-бросок от Улан-Удэ до берега Байкала на намеченной машине не удалось. Знаете, почему? Восемь экипажей, проспорив добрых полчаса, так и не смогли полюбовно решить, кто на чём поедет. Трения не вышли за рамки шутейных перепалок, но машины пришлось распределять по лотерейному принципу. Тянем бумажку, зачитываем вслух — пикап Nissan Navara.

Мужественная внешность Навары разбавлена хромированным декором. Несмотря на почтенный возраст и отсутствие рестайлинга, пикап и поныне выглядит современно.

Утилитарный грузовичок с турбодизелем 2.5 л и «автоматом» бодро берёт с места и поначалу радует приемлемой для пикапа плавностью хода. Трясёт, но отдача от проезда серьёзных неровностей рассеивается между листами рессор задней зависимой подвески, а острые пики скругляют высокопрофильные шины. Но чем выше темп, тем труднее управлять Наварой. Вот, не успев отработать профиль волнистого бурятского асфальта, грузовичок пускается в пляс. Для передней подвески, придавленной силовым агрегатом, это вальс — плавные перемещения в пределах своей полосы, которые хоть и не добавляют водителю уверенности, но, по крайней мере, не напрягают его. А вот лёгкий задок даёт гопака, и едва ли не половину пути до Байкала скачет по своей траектории. Временами она может отличаться от той, что задана передней осью, более чем на полметра, а если не успел уклониться от кочек на дуге поворота, то можно и напугаться.

Систему стабилизации на пикапе лучше не отключать, по крайней мере до тех пор, пока не приспособитесь к серьёзным задержкам в поведении машины в ответ на сброс и добавление газа.

Но главное, что из-за тряски, а также из-за излишне медлительной работы автоматической трансмиссии мы не можем поддерживать темп, заданный коллегами на более совершенных Ниссанах. Коробка с задумчивостью шахматиста переваривает пять вверенных ей передач и то и дело уличает четырёхцилиндровый мотор то в недостатке момента на низких оборотах, то в отсутствии живости на верхах. Неплохая связь по рулю и мощные тормоза общую картину уже не меняют, но, по крайней мере, позволяют сохранять связь с машиной, которая, уверен, преобразится, если пользоваться ею по прямому назначению. Увы, кузов нашего пикапа был пуст, отсюда и не совсем приятные впечатления.

Для глухой бурятской деревушки футуристичный Nissan Murano, что инопланетный корабль, — странная и непонятная техника.

Теперь Murano. Я подозревал, что после пикаповской встряски ощущения от езды на нём будут несколько отличаться от реальных. Но автомобиль, названный в честь острова в венецианском заливе, известного своими стеклодувами, оказался и вправду неплох. После ночной стоянки на тридцатиградусном морозе подвеска кроссовера озвучивала неровности щербатой грунтовки лишь первые пару минут пути. Затем, прогревшись, просто перестала их замечать. Впереди небольшой трамплин — отрыв всех колёс, приятное чувство невесомости и по-кошачьи мягкое приземление.

Подвеска Murano универсальна. Она неплохо справляется с неровными дорогами, удерживает кузов от кренов в поворотах и позволяет кроссоверу летать. Только низенько.

И на асфальте никаких проблем. Плотное усилие на руле улучшает твёрдость курса на прямой и даёт полное представление о состоянии дорожного полотна. Держась за пухлый бублик и чувствуя, как усыхает поток обратной связи, я точно знаю, что под снежной периной, накрывшей трассу за ночь, спрятался коварный ледок, а вот вираж, который поначалу показался скользким, напротив, даёт возможность добавить газу. По возрастающему усилию на руле нетрудно понять, что зацеп здесь — что надо. Жаль, возможности 250-сильного мотора V6 на местечковых дорогах полностью не раскрыть.

Интерьер менее футуристичен, чем внешность. По крайней мере, попав сюда, ты точно знаешь, что это Nissan.

Рабочее место водителя построено по американским лекалам: рулевая колонка качается на коротком плече, боковая поддержка передних сидений слабая. Нарядные приборы портит обилие мелких рисок.

«Шестёрка» почти без запаздываний реагирует на подачу топлива и отвечает мощным ускорением на глубокие перемещения акселератора, но как она проявит себя в реальном трафике, понять невозможно — дороги пусты. Зато ниссановский вариатор CVT — лучшее доказательство тому, что присущие бесступенчатым трансмиссиям недостатки — не более чем миф, основанный на слабой инженерии фирм-конкурентов. Ни привычного однонотного воя, ни ощущения раздвоенности в работе мотора и коробки здесь нет и в помине. Вариатор связан с акселератором крепкой нитью и даже при максимальном ускорении не пытается бежать впереди основного паровоза.

На высоких скоростях отличительные особенности Murano: хорошая курсовая устойчивость и... шум ветра, путающегося в передних стойках и зеркалах.

Пожалуй, единственный недостаток Murano — это несовершенная аэродинамика, которая перестаёт ладить с потоками набегающего воздуха на трассовых скоростях, что оборачивается повышенным шумом ветра. Да и колёсные арки неплохо бы получше укрыть звукоизоляционными матами: дробь камушков по кузову совсем некстати. Но даже несмотря на эти промахи, у меня сложилось твёрдое убеждение, что этот автомобиль остался недооценён нашими покупателями. Очень может быть, что ездовой характер кроссовера стал заложником неоднозначной внешности.

Четыре камеры продолжат работать, если скорость движения не превышает 15 км/ч. Этого вполне хватит для парковки и передвижения в стеснённых условиях. В дополнение можно сделать акцент на одной из боковых камер, тогда соответствующая картинка займёт половину экрана.

Вот и берег Байкала. Эх, сейчас посмотрим, как Murano умеет скользить, тем более что, по японской привычке, система стабилизации здесь отключается полностью. «Стоп! — категоричны инструкторы. — Машину оставьте на берегу. На льду вас ждёт другая техника». Это Nissan Juke, для которого расчистили огромную ледовую площадку управляемости, и Nissan Qashqai с системой кругового обзора, которую начали ставить на кроссовер совсем недавно. Схема известна: две камеры по бокам, одна спереди и одна сзади, но Qashqai стал первым кроссовером среднего ценового диапазона, получившим такую систему. И пусть качество картинки на центральном дисплее средненькое, да и сильно ухудшится, когда «глазки» покроет грязь. Но сейчас они чистые, и слалом между подкрашенных красным ледяных конусов не вызывает никаких проблем. Удобная, надо сказать, штука, жаль, что заполучить её можно только в максимальной комплектации Кашкая LE+ (от 1 031 000 рублей).

На льду полноприводный Juke оставил двоякое впечатление. С одной стороны, нет сомнений, что система, управляющая вектором тяги, работает, с другой — непонятно, по какому принципу.

А вот заезды на Juke меня разочаровали. Машина ни при чём, она, даже обутая в нешипованные покрышки, неплохо управляется и на голом льду. Но такое покрытие не везде. Чёрный лёд (из-за глубины Байкала, которая в среднем составляет 700 метров) чередуется со снежными наносами, и поди тут пойми, то ли это одна из муфт, прихватив заднее колесо, заставляет кроссовер доворачиваться вокруг вертикальной оси, то ли просто шины зацепились за плотный снег. А если Джука пустить боком, то он, как живой организм, извивается и сам меняет угол заноса, попутно обескураживая водителя совершенно пустым рулём.

Но вряд ли такая мелочь повлияет на продажи экстравагантного малыша. В прошлом году более 15 тысяч Джуков нашли российских владельцев, а сама марка Nissan финишировала с результатом 138 827 проданных автомобилей, застолбив за собой шестое место в общем рейтинге и первое среди японских производителей. Обогнать земляков ниссановцам помогло в том числе и наличие локального производства. На питерском заводе было собрано более 43 тысяч автомобилей, большая часть — модели X-Trail (22 689) и Teana (11 544). А вот так понравившийся мне Murano в списке бестселлеров не значится.

Паспортные данные


МодельMurano 3.5 LNavara 2.5 D
Кузов
Тип кузовауниверсалпикап
Число дверей/мест5/54/5
Длина, мм48355296
Ширина, мм18851848
Высота, мм17201795
Колёсная база, мм28253200
Колея передняя/задняя, мм1610/16101570/1570
Снаряжённая масса, кг18882000
Полная масса, кг23602805
Объём багажника, л895-1825пропустить
Двигатель
Типбензиновый турбодизель
Расположениеспереди, поперечно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров6, V-образно 4, в ряд
Число клапанов2416
Рабочий объём, см³34982488
Макс. мощность, л.с./об/мин249/6000190/4000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин336/4400450/2000
Трансмиссия
Коробка передачклиноременный вариаторавтоматическая пятиступенчатая
Приводполныйподключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажная зависимая, рессорная
Передние тормозадисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые вентилируемые барабанные
Шины235/65 R18255/65 R17
Дорожный просвет, мм180230
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч210178
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с8,010,7
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл14,911,6
— загородный цикл8,67,6
— смешанный цикл10,99,0
Норма токсичностиЕвро-4Евро-4
Ёмкость топливного бака, л8280
ТопливоАИ-95дизтопливо

Техника

Полноприводная трансмиссия Nissan Juke использует остроумную систему TVS (Torque Vectoring System), состоящую из двух пакетов фрикционов в приводе каждого из задних колёс. Электронноуправляемые муфты — бюджетный заменитель традиционных для активных дифференциалов повышающих редукторов. Изменение вектора тяги происходит за счёт блокировки фрикционов того колеса, которое может в данный момент лучше реализовать момент. C буксующего колеса момент, напротив, снимается. Для эффективного старта с места обе муфты полностью блокируются. Без привлечения штатных тормозных механизмов TVS выполняет функцию задней межколёсной блокировки.

У Теаны Four конструкция полного привода All Mode 4×4-i аналогична системам, используемым кроссоверами Qashqai и X-Trail. В обычных условиях крутящий момент почти полностью передаётся на переднюю ось, а задняя подключается с помощью электронноуправляемой многодисковой муфты. Основная разница Теаны — в настройке электронного блока управления. Режим принудительной блокировки муфты по сути упразднён, поскольку она автоматически переходит в Auto после 10 км/ч, в то время как у кроссоверов преднатяг сохраняется до 30 км/ч.

Полноприводная трансмиссия All Mode 4×4 с электромагнитной муфтой в приводе передних колёс позволяет внедорожнику Nissan Patrol передвигаться в одном из трёх режимов: автоматическом, когда момент на передние колёса перераспределяется по мере пробуксовки задних, с жёстко заблокированной муфтой (позиция 4H) или на пониженной передаче (4L). Кроме того, у всех версий внедорожника есть блокировка заднего межколёсного дифференциала, которую можно активировать отдельной кнопкой.

Самая простая схема полного привода — у пикапа Nissan Navara. Здесь жёстко подключаемая передняя ось, подразумевающая использование режима 4х4 только на скользких покрытиях. А о том, что Навара настоящий проходимец, говорят наличие раздаточной коробки и блокировка заднего дифференциала. Но без электроники не обошлось и на этот раз: система стабилизации даже при её деактивации на малых скоростях имитирует работу межколёсных блокировок.

За кадром

В одной из бурятских деревушек мы познакомились с замечательным псом. Он здоровался за руку, ходил на задних лапах, откликался на позывные Байкал и вообще оказался очень смышлёным малым. С людьми мы тоже пообщались, но они, в отличие от собаки, ругались матом, пили горькую и агитировали голосовать за коммунистов.

До приезда на Байкал мне казалось, что Juke и лёд — это идеальное сочетание. Может, так оно и есть, но времени на раскрытие всех секретов было маловато. А вот общий язык с квадроциклом был найден на раз!

Фотографии, не вошедшие в материал, вы найдёте на страничке DRIVE.RU в сети Facebook.

Крупным планом

Комментарии 39
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.