Авторынок-2008: Анализируем итоги прошлого года

Екатерина Квашенкина, . Фото фирм-производителей, DRIVE.RU, иллюстрация DRIVE.RU

Второй год подряд в тройке лидеров модели одних и тех же марок. Правда, серебро сейчас у Lacetti вместо прошлогоднего Ланоса. А Logan опустился со второго места на третье.

В России подняли цены на иномарки. Местные представительства отказываются от части импорта: Skoda что-то вычеркнула из модельного ряда, Сitroen перестал принимать заказы на малолитражку C2... Потребителю плохо — да. Но плохо ли фирмам-производителям? Итоги 2008 года неоднозначны.

Ассоциация европейского бизнеса (AEB) провела своё регулярное исследование и выяснила, что в 2008 году продажи автомобилей иностранных брендов (в том числе и отечественного производства) в России выросли. В среднем на 26% по сравнению с 2007-м. Тогда наши граждане купили 1 645 130 иномарок, а в прошлом году — 2 080 818.

Хитрая штука статистика: самый успешный бренд в самом тяжёлом декабре — Volkswagen commercial vehicles (коммерческие автомобили). В тройке рекордсменов по итогам месяца — Honda и Jeep. Такое ощущение, что Россия — это остров.

Казалось бы, что может быть плохого в такой прибавке? Но хоть продажи и растут, темпы этого подъёма падают. Вот такая экономическая коллизия. В 2006-м народ купил на 74% больше, чем в 2005-м. В 2007-м на 54% больше, чем в 2006-м. И что такое рядом с этими цифрами прошлогодние 26% — рост или провал?

Декабрьская статистика — однозначная яма. В последнем месяце 2008 года производители сбыли на 10% меньше машин, чем в декабре 2007-го. Аналитики убеждены: шансов вернуться на прежний уровень почти нет. О стремительном расширении рынка теперь можно забыть.

Декабрьский аутсайдер — Ford Fusion. Перед Новым годом продажи этой модели упали на 67%. Самая кредитная машина? Но в абсолюте у Фьюжна — десятое место.

А коли до нас докатится общеевропейское уныние... В Старом Свете стали продавать в среднем на 7,5% меньше автомобилей. В Испании в 2008 году реализовано на 50% меньше машин. В Великобритании — 20-процентное падение. А хуже всех дела у исландских дилеров — эти за целый год продали всего 46 автомобилей. Островной рынок сжался в двадцать раз.

Но хватит о грустном. Есть в России всё-таки автопроизводители, которым пока жить хорошо. Это те, кто успел заключить соглашения о промсборке и выстроить у нас свои заводы. Производимые на них «отечественные иномарки» в 2008-м расхватывались как горячие пирожки. Первое место занял Ford Focus: россияне купили 93 тысячи таких машин. Chevrolet Lacetti отстаёт от него на десять тысяч, Renault Logan — на двадцать. На тридцать тысяч хуже лидера продавался Hyundai Accent.

Благодаря кроссоверу CR-V, вышедшему на рынок в конце 2007 года, Honda показала неплохой результат. Но склады, по словам представительства, забиты непроданными Сивиками и Аккордами — машинами, которые традиционно покупают в кредит.

И только на пятое место среди хитов-2008 затесалась машина, собираемая за рубежом. Это Toyota Сorolla, которая за год стала популярнее аж на 64%. Просто 2008-й — её первый полноценный сезон продаж — хотя и неполный. Впрочем, ей далеко до прорыва Хонды CR-V — любовь россиян к этой модели в 2008 году подскочила сразу на 257%. Благодарить за это надо топовую версию кроссовера с двигателем 2.4, которая появилась на рынке в самом конце 2007-го. До этого в Россию поставлялась только модель с двухлитровым мотором и тканевым салоном — она ажиотажным спросом не пользовалась.

У кого-то прибавка, у кого-то потери… И только ледяные шведы из Volvo по итогам 2008 года демонстрируют в России круглый 0%: ни роста у них, ни падения.

Ассоциация европейского бизнеса решила умолчать о моделях-аутсайдерах, но марки и концерны, которым особенно не везло в прошлом году, названы. Самым невезучим оказался бренд Alfa Romeo: по всей России был продан лишь 321 автомобиль — 60-процентное падение. Чуть-чуть не догнали итальянцев китайцы из Сhery — минус 58%. Однако в натуральном выражении это не так безнадёжно — 15 728 автомобилей.

Тройку неудачников замыкает Porsсhe — 14-процентная потеря по отношению к 2007 году. Кстати, в 2007-м все три марки-лузера демонстрировали рост, Альфа — так вообще поднялась на 1396%. Но вкусы покупателей тут ни при чём. Такая раскачка говорит только о непродуманной маркетинговой политике бренда.

Бренд Alfa Romeo проиграл из-за ошибок при выводе на рынок 159-й модели. Рекламную кампанию начали только через девять месяцев после официального начала продаж в 2007 году. Потенциальные клиенты просто не знали о новом автомобиле...

Лидером по росту продаж в 2008 году стал SEAT — 780% прибавки. С 248 до 2182 автомобилей. Это вполне логичный показатель для марки, вышедшей на рынок два года назад. По той же схеме Honda реализовала на 131% машин больше благодаря CR-V, а FIAT на 118% за счёт запуска малыша «пятисотого» и активного продвижения реструктурированной компанией Sollers (экс-«Северсталь-Авто») старых моделей.

В командном зачёте концернов в России побеждает General Motors. По всем маркам детройтского гиганта, кроме упавшего на 12% Хаммера, наблюдается увеличение продаж. В общей сложности GM передал нашим согражданам почти 338 тысяч машин. Серебряному призёру, Форду, с 207 тысячами победителя не догнать. Зато самому Форду на пятки наступает бронзовая медалистка Toyota, реализовавшая 204 тысячи машин.

Opel Corsa, поначалу поднявшая продажи на 72%, в декабре потеряла 11%. А всё из-за появления в 2008 году новых конкурентов: Мазды 2 и Фиесты.

А что дальше? Аналитики делают прогнозы, опираясь на данные о декабрьских продажах. Удача отвернулась почти от всех иностранных брендов — спрос сократился в среднем на десять процентов. И грядёт дальнейшее падение. Радужные перспективы пока только у Фольксвагена в целом, Фиата, BMW да у концерна PSA Peugeot Citroen. Судьба остальных будет зависеть от того, что компании сделают для российского клиента, как убедят приобретать именно их автомобили.

25 наиболее продаваемых иностранных моделей в России в 2008 г.
(по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, включая местно-произведённые и легковой коммерческий транспорт)
Модель 2008 2007 %
1 Ford Focus 93 496 97 060 -4%
2 Chevrolet Lacetti 81 656 40 627 101%
3 Renault Logan 74 300 67 844 10%
4 Hyundai Accent 66 378 53 616 24%
5 Toyota Corolla 63 986 38 942 64%
6 Mitsubishi Lancer 56 900 20 558 177%
7 Daewoo Nexia 50 814 49 044 4%
8 Chevrolet Lanos 49 284 57 902 -15%
9 Chevrolet Niva 47 486 47 748 -1%
10 Ford Fusion 45 752 43 362 6%
11 Daewoo Matiz 44 696 42 258 6%
12 Opel Astra 42 259 29 178 45%
13 Mazda3 39 144 29 547 32%
14 Hyundai Getz 37 886 26 980 40%
15 Kia Spectra 36 997 32 880 13%
16 Honda Civic 35 728 14 880 140%
17 Chevrolet Aveo 34 362 26 265 31%
18 Nissan Qashqai 31 945 17 414 83%
19 Honda CR-V 30 736 8606 257%
20 Opel Corsa 29 358 17 025 72%
21 Toyota Camry 28 029 26 358 6%
22 Skoda Octavia 27 492 15 580 76%
23 Kia Cee’d 25 040 12 239 105%
24 Nissan New X-Trail 24 520 9850 149%
25 Nissan Almera 237 08 28192 -16%

Продажи иностранных марок в России в 2008 г.
(по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, включая местно-произведённые и легковой коммерческий транспорт)
2008 2007 % Декабрь 2008
Chevrolet 235 466 190 553 24% -6%
Hyundai 192 719 147 843 30% -45%
Toyota 189 966 145 478 31% 7%
Ford 186 828 175 793 6% -15%
Nissan 146 547 116 498 26% -6%
Mitsubishi 111 567 100 609 11% -31%
Renault 108 070 101 166 7% -24%
Opel 98 800 66 329 49% -14%
Daewoo 95 510 91 302 5% -57%
Honda 89 152 38 631 131% 113%
KIA 88 152 78 616 12% -41%
Mazda 73 271 50 592 45% -52%
Skoda 50 733 27 535 84% 84%
VW 50 523 31 991 58% 57%
Peugeot 48 085 24 951 93% 84%
Suzuki 38 314 28 597 34% -17%
FIAT 33 329 15 310 118% 91%
Subaru 21 780 15 553 40% 7%
Volvo 21 041 21 077 0% -23%
Land Rover 20 433 12 606 62% 43%
BMW 18 383 14 008 31% 33%
Ssang Yong 17 837 11 277 58% 6%
Audi 17 076 15 313 12% -4%
Mercedes-Benz 16 764 15 330 9% -8%
Chery 15 728 37 120 -58% -83%
Lexus 14 796 13 148 13% 61%
Citroen 12 245 11 206 9% 80%
Volkswagen commercial vehicles 10 501 5905 78% 154%
Great Wall 8324 6238 33% -54%
Infiniti 7793 5540 41% 34%
BYD 5341 2566 108% 14%
Lifan 4755 - - -
Dodge 4473 2581 73% 29%
Geely 3780 - - -
Mercedes-Benz vans 3063 2675 15% 8%
Jeep 2901 1890 53% 104%
SEAT 2182 248 780% 50%
IKCO 2007 4771 -58% -
Porsche 1940 2249 -14% -62%
Jaguar 1689 1135 49% 22%
FAW commercial vehicles 1643 2989 -45% -87%
Cadillac 1596 1485 7% -57%
Chrysler 1425 1165 22% 38%
SAAB 1269 757 68% 15%
MINI 853 678 26% -24%
Hummer 679 772 -12% -27%
Brilliance 530 - - -
Hafei (продажи остановлены) 512 2246 - -
Alfa Romeo 321 808 -60% -27%
Isuzu 126 - - -
Всего 2 080 818 1 645 130 26% -10%

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...