Bmw 3. Изюминка нового образа — уголки глаз, соединённые с решёткой радиатора. Фирменные кольцевые светодиоды — особенность ксеноновых фар, предлагаемых за доплату.

В Мюнхене начался новый виток в жизни BMW третьей серии

Михаил Петровский, . Фото Драйва и компании BMW

Изюминка нового образа — уголки глаз, соединённые с решёткой радиатора. Фирменные кольцевые светодиоды — особенность ксеноновых фар, предлагаемых за доплату.

Третья серия, как известно, — главная кормилица BMW. Свыше 12 миллионов машин пяти поколений продано с 1975 года, когда дебютировало купе серии E21. Оттого во внешности новой машины с заводским индексом F30 нет места экспериментам. Она получилась ровно такой, какой мы ожидали её увидеть. Чуть более современной и абсолютно узнаваемой. Если вспомните (см. врезку «История»), даже в эпоху разгула бэнгловского нонконформизма «трёшка» E90 оставалась самым консервативным автомобилем.

Презентация прошла в лучших традициях заводского митинга. Такую церемонию можно было бы запросто представить на АвтоВАЗе — если бы только Волжский автозавод выпускал что-нибудь, от чего зависела бы его жизнь. И то, что все ораторы пели многая лета и возносили восторженные благодарности одному человеку — Райтхоферу, вызывало кривую ухмылку только у тех, кто привык к приглашённым управленцам в индустрии. А для десяти тысяч человек 56 национальностей, занятых на мюнхенском заводе BMW, глава концерна — фигура, воплощающая их личные надежды. Он ведь свой, фабричный, мюнхенский. И он представляет публике новую «трёшку» рука об руку с молодыми практикантами. И как тут не поверить в звучащие с трибуны заявления о безоблачном будущем для BMW?

Норберт Райтхофер выехал к прессе на автомобиле, испещрённом подписями сотрудников мюнхенской фабрики, приложивших руку к его сборке. Заметнее всего по сравнению с предшественницей новая «трёшка» прибавила в длину — на 93 мм. Теперь в ней 4624 мм. Пять сантиметров прироста пришлось на колёсную базу, которая увеличилась до 2810 мм.

Теперь седан третьей серии одинаково гармоничен и спереди и сзади — во внешности почти нет решений «на любителя». При всей своей изысканности в деталях, это самый что ни на есть mainstream. Машина также подросла на восемь миллиметров в холке (1429 мм). Это означает больше места над головой, поскольку дорожный просвет слегка сократился (до 140 мм). Несмотря на то, что кузов стал уже на шесть миллиметров (1811 мм) ширина по зеркалам увеличилась до 2031 мм (вместо прежних 1989). Визуально «трёшка» получилась устойчивее и благодаря тому, что расширилась колея: на 37 мм (до 1543 мм) спереди и на 47 мм (до 1583 мм) сзади.

Клиент третьей серии весьма лоялен: по данным BMW, многие меняют одно поколение «трёшки» на другое. Аудитория примерно на 70% мужская. Всё это читается во взгляде сросшихся с ноздрями фар. Влияние Китая на BMW растёт (там будет представлен длиннобазный седан), но, к счастью, пока это только третий по значимости рынок. А приоритетный — Германия! Фатерлянд опережает даже США. Вот и дизайнеры, выигравшие внутрикорпоративный конкурс, — немцы. Экстерьерщика Кристофера Вайля (на фото слева) мы знаем по  «пятёрке» GT, а интерьерщика Кристиана Бауэра (справа) — по  купе и кабриолету шестой серии.

«Слоёный» дизайн в интерпретации Бауэра. Декоративная накладка на передней панели, как бы выглядывающая из-под пластиковой складки, — не то сладость в фантике, не то конечность, торчащая из-под одеяла. Дисплей мультимедийной системы не убирается.

Как мы и предполагали, немцы не стали переводить все модели на модульную платформу. Адаптация старшей «тележки» (лежит в основе пятой, шестой, седьмой серий, а также кроссоверов X5 и X6) со сверхскоростной шиной FlexRay под нужды семейного и гольф-классов оказалась бы дороже, чем модернизация старой конструкции. Оттого архиважный проект подготовили достаточно быстро по индустриальным меркам — за три с половиной года. Зато в отличие от потяжелевшей при смене поколений «пятёрки» «трёшка» слегка похудела. На 10-25 кг в зависимости от модификации. С учётом дополнительных базовых средств безопасности и оборудования экономия достигает в среднем 45 кг. Притом что кузов стал на 10% жёстче. Коэффициент аэродинамического сопротивления снижен до 0,26. Подобно соплатформенной «единичке» автомобиль оснащается рулевым механизмом с электроусилителем, который помогает седану самостоятельно парковаться и может быть дополнен редуктором, изменяющим передаточное отношение. Появятся и электронноуправляемые амортизаторы.

«Трёшка» осталась верна своей проверенной платформе: стойки McPherson спереди и многорычажка сзади. Поворотные кулаки изготовлены из алюминия ради снижения неподрессоренных масс. Невооружённым глазом заметно, что площадь бокового остекления увеличилась из-за приподнятой линии крыши. Что поделать, клиенты жаловались на тесноту.

Пассажир ростом 180 см усаживается за таким же рослым водителем, не касаясь коленями спинки. Но лучше, чтобы впереди сидел кто-то поменьше. Кстати, больше фотографий с презентации «трёшки» F30 вы найдёте на  страничке DRIVE.RU в сети Facebook.

Бонзы BMW уверяют, что третья серия осталась такой же драйверской. О смене характера речи не идёт. Это можно проверить только при личном знакомстве. Но машина однозначно прибавила в оснащении. Комплекс ConnectedDrive включает огромное количество опционных сервисных и развлекательных функций. Тут и вывод информации на лобовое стекло, и камеры периферийного обзора, и ночное видение, и интернет-услуги... Про адаптивный круиз-контроль, чтение дорожных знаков или систему предупреждения об уходе с полосы можно и не вспоминать. В чём «трёшка» осталась верной себе, так это в чуткости к эргономике рабочего места водителя (диапазоны регулировок всего и вся огромны!) и в прохладном отношении к задним пассажирам. Только 15 мм из пятисантиметровой прибавки к колёсной базе достались коленям обитателей дивана. Хорошо, что багажник стал просторнее, да и форму его оптимизировали.

Проанализировав данные фокус-групп, немцы предложили в дополнение к обычной схеме индивидуального выбора отделки интерьера три пакета оформления: Sport, Luxury и Modern. Подобную схему мы уже наблюдали на примере «единички». Только на этот раз хромированный декор используется в меру...

Летом следующего года палитру готовых решений пополнит и традиционный M-пакет.

Внутри «трёшка» заметно унифицирована с хэтчбеком первой серии. Одинаковые блоки мультимедийной системы и климат-контроля, на первый взгляд, идентичные приборы... Седан выгодно отличается от хэтчбека обилием мягкого, почти резинового пластика передней панели и центральной консоли. Даже крышка перчаточного ящичка, которая у «единички» напоминает гнутый лист шершавой фанеры, выполнена тут из податливого материала. Другое дело, что у мягкого пластика — hard look. Но лучше уж так, чем наоборот.

Центральная консоль по традиции слегка развёрнута к водителю. Пассажирская зона отделена приливом тоннеля, переходящим в крышку бардачка. Всё это мягкое на ощупь. В нынешней «трёшке» E90 тоже использован податливый пластик, но в F30 его будто сильно прогрели. Как и у хэтчбека первой серии, исполнение Sport сопровождается цветными акцентами в отделке.

Приборы версии Sport (вверху) пестрят. Возле селектора коробки передач всегда присутствует двуплечная клавиша, отвечающая за Driving Experience. В зависимости от комплектации она меняет чувствительность акселератора, эффективность электроусилителя или ещё и настройки адаптивных амортизаторов. А при наличии «автомата» — алгоритмы работы силового агрегата.

Поначалу для седана третьей серии будет предложено три двигателя. Двухлитровый турбодизель у BMW 320d развивает либо 183 л.с., либо 163 у экономичной версии EfficientDynamics. Максимальный крутящий момент в обоих случаях одинаковый — 380 Н•м. Паспортный разгон 0–100 км/ч составляет семь с половиной или восемь секунд соответственно, а расход заявлен на уровне 4,5 и 4,1 л/100 км. Бензиновый седан BMW 328i оснащается новой «четвёркой» 2.0 c непосредственным впрыском топлива, бездроссельной системой смесеобразования Valvetronic, фазовращателями на впуске и выпуске и турбокомпрессором Twin Scroll с двойной «улиткой». Отдача — 245 л.с. и 350 Н•м. По паспорту «трёшка» с таким мотором набирает 100 км/ч за 5,9 с, расходуя в среднем 6,4 л/100 км. У топ-модели BMW 335i хорошо знакомая рядная «турбошестёрка» N55 3.0 (306 л.с., 400 Н•м). Спурт до сотни — за пять с половиной секунд, а сертификационный расход не превышает 7,9 л/100 км.

Нагляднее всего сравнивать заявленные динамические характеристики бензиновых версий на примере модификаций с «автоматами». Передаточный ряд в этом случае у BMW 328i и BMW 335i одинаков, а разделяет их на разгоне до сотни 0,6 с. Но главное отличие, как водится, не столько в динамике, сколько в настройках шасси. «Триста тридцать пятая» по умолчанию более спортивна.

За доплату предлагается спинка заднего дивана, складывающаяся в соотношении 40:20:40. Багажное отделение увеличилось на 20 л — до 480 л. Кстати, крышку грузового отсека можно открыть, как на новом Пассате, — без рук, дав бесконтактного пенделя багажнику. При условии, что машина оборудована системой бесключевого доступа.

По умолчанию все двигатели агрегатируются с шестиступенчатой «механикой», оснащённой системой смазки с сухим картером (!) ради снижения потерь на трение и повышения экономичности. За доплату любую модификацию можно оснастить восьмиступенчатым «автоматом» ZF, который используется теперь во всей модельной линейке концерна. С ним «трёшка» даже экономичнее, чем с ручной коробкой (в случае с BMW 335i, например, это 7,2 л/100 км). Все «трёшки» «в базе» оснащены системой start/stop, рекуперативными тормозами и индикатором, подсказывающим водителю оптимальное время переключения передач (на машинах с «механикой»).

Для затравки журналистам показали ещё более мощную модификацию. Нет, не прототип нового седана M3, а полный гибрид под незамысловатым названием ActiveHybrid 3 c бензоэлектрической силовой установкой мощностью 340 л.с.! Объём багажника тут — 390 л из-за установленной сзади батареи.

Российские дилеры уже принимают заказы на новинку — первая партия «трёшек» ожидается в начале февраля. Вот-вот объявят цены — ожидаем подорожания. Даже в Европе базовый седан F30, BMW 320d стоит от 35 350 евро — на 1050 евро дороже аналогичной модели серии E90. Осенью 2012 года состоится дебют спортивно-ориентированного гибрида ActiveHybrid 3. Такая машина оснащается бензиновой 306-сильной «турбошестёркой», но благодаря встроенному в корпус «автомата» 40-киловаттному электромотору может преодолеть три-четыре километра на одной только электротяге. Суммарная отдача гибридной силовой установки составляет 340 л.с. и 450 Н•м, что вполне соответствует двигателю V8 среднего уровня. «Восьмёрка», скорее всего, и впрямь исчезнет из-под капота даже самой мощной «трёшки» — M3. Ходят слухи про трёхнаддувную рядную «шестёрку». Впрочем, это уже другая история...

История

Исторические корни модельной линейки BMW 3 серии тянутся от семейства компактных седанов, купе и лифтбеков Neue Klasse, считающихся прямыми предками нынешних баварских «трёшек» и «пятёрок». Эти машины, выпускавшиеся с 1962 по 1977 год, оснащались бензиновой атмосферной «четвёркой» M10, рабочий объём которой в зависимости от модели (1500, 1800, 1600, 1602, 2000 C/CS, 2000, 2002, 1502 и 1802) варьировался в диапазоне от 1,5 до двух литров. У них была полностью независимая подвеска со стойками McPherson и передними дисковыми тормозами.

Первое поколение BMW 3 серии (Е21) появилось в 1975 году как замена двухдверки 1602. Модель, выпускаемая с кузовами купе и кабриолет (последние изготавливала штутгартская фирма Baur), оснащалась уже знакомой «четвёркой» М10 объёмом 1,6, 1,8 и 2 литра, а также «шестёркой» М20 объёмом 2 и 2,3 л. В конце 1975 года двухлитровый мотор оснастили инжектором Bosch K Jetronic. Трансмиссий было предусмотрено три: четырёхступенчатая и пятиступенчатая (с мотором 2.3) «механика» Getrag, а также трёхдиапазонный «автомат» ZF 3 HP-22 в качестве альтернативы. Отличительная черта модели — клиновидная форма передка, как у запущенной несколькими годами ранее «пятёрки» (Е12). В интерьере была реализована новая концепция организации пространства с немного повёрнутой к водителю передней панелью. Впоследствии этот подход использовался на многих моделях BMW.

Вторая генерация «трёшки» (Е30) появилась в 1983 году и была представлена четырьмя типами кузовов: седан, купе, кабриолет (выпускался до 1993 года) и универсал (до 1994 года). Гамму моторов составляли бензиновые и дизельные агрегаты: рядные «четвёрки» M10, M40 и M42 (объёмом 1,6–1,8 л) и «шестёрки» М20 и М21 (2,0–2,7 л).

Для различных модификаций второй «трёшки» предлагалось семь вариантов коробок передач. Из них четыре «механики» Getrag (четырёх- и пятиступенчатые) и три «автомата» ZF (трёх- и четырёхступенчатые). С 1988 по 1991 год баварцы выпускали полноприводные седаны, купе и универсалы 325ix, а с 1986 по 1992 год ещё и мощную двухдверку M3 с немного видоизменённой внешностью, модернизированной «четвёркой» 2.3, настроенным выпуском и спортивной подвеской.

Очередное, третье по счёту поколение BMW 3 серии (E36) появилось в 1990 году. Благодаря увеличившейся длине и ширине кузова, а также вытянувшейся колёсной базе помолодевший и похорошевший автомобиль стал вместительнее и комфортнее. Помимо уже предлагавшихся ранее вариантов купе, седан, универсал (Touring) и кабриолет, появился ещё и трёхдверный хэтчбек (Compact), оказавшийся довольно популярным в Европе и не нашедший своего покупателя в США.

По сравнению с предшественником существенно выросла моторная линейка. В неё вошли девять бензиновых моторов («четвёрки» 1.6–1.9 и «шестёрки» 2.0–3.2) и пара турбодизелей (1.7 и 2.5). С ними агрегатировались пяти- или шестиступенчатая «механика» либо четырёх- или пятидиапазонный «автомат».

Седан четвёртой генерации (E46) был выведен на мировой рынок, исключая США, в 1998 году. Годом позже к нему присоединились купе и универсал, а в 2000-м кабриолет и хэтчбек. Это поколение модели пользовалось огромным успехом у покупателей и стало своего рода эталоном среди одноклассников. В 2002 году продажи модели составили рекордные 561 249 единиц. С 2000 по 2006 год предлагалась спортивная версия BMW M3 с кузовами купе и кабриолет, а в 2003 году в Европе тиражом всего 1400 экземпляров была выпущена облегчённая на 110 кг модификация BMW M3 CSL с более мощным модифицированным вариантом мотора 3.2 (S54).

Седан и универсал четвёртого поколения обновили в 2002 году. Они получили новые фары, бамперы и более мощные моторы. Чуть позже, весной 2003-го, аналогичные изменения претерпели кабриолет и купе. Эта «трёшка» оснащалась 13 вариантами моторов — бензиновыми «четвёрками» (1.8–2.0), «шестёрками» (2.0–3.2) и даже двигателем V8 (4.0), а также турбодизелями (2.0–3.0). Коробки передач пяти- и шестиступенчатые механические и автоматизированные.

Нынешнее пятое поколение BMW 3 серии (E90–Е93), ещё более крупное, современное и технологичное, выпускается с 2005 года. Доступно с четырьмя вариантами кузовов: седан (Е90), универсал (E91), купе (E92) и купе-кабриолет (E93).

«Заряженная» модификация М3 предлагается для всех версий, кроме «сарая». Под капотом такой «трёшки», оснащаемой задним или полным приводом, могут находиться атмосферные и наддувные бензиновые четырёх-, шести- и восьмицилиндровые моторы 1.6–4.0 либо дизели 2.0, 3.0 и 3.0 Twin Turbo. Коробки передач две — «механика» и «автомат». Обе шестиступенчатые. Лёгкие косметические изменения, затронувшие бамперы, зеркала, светотехнику и материалы отделки в салоне седан и универсал пережили осенью 2008 года, а двухдверки — весной 2010-го.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...