Сити-кар Riversimple Rasa выпил триста граммов водорода на сотню

Леонид Попов, . Фото: Riversimple, Anthony Dawton

Имя Rasa заимствовано из латинского выражения Tabula Rasa («чистая доска»), то есть перед нами сити-кар, созданный с чистого листа.

Британская компания Riversimple рассекретила свой городской водородный автомобиль Rasa. Рабочее название проекта было Mk2, так как это второй подобный аппарат после крошечного Riversimple Urban Car (RUC) 2009 года. Ту машину планировалось выпускать мелкой серией и сдавать в лизинг, но финансовые проблемы не позволили реализовать мечту. С тех пор британцы пересмотрели конструкцию, улучшив технические параметры, а заодно попытались снизить затраты на производство, оптимизировав всю начинку.

В основе автомобиля лежит углепластиковый монокок весом всего 39,6 кг. Снаружи — панели из различных типов композитов. Общая масса прототипа — 580 кг.

В движение машину приводят четыре мотор-колеса с пиковой отдачей около 14 кВт и 160 Н•м каждый. Их питает компактный блок топливных элементов мощностью всего 8,5 кВт. А в роли буферного накопителя выступают 120 литиевых конденсаторов, с доступной для использования энергией в 1,9 МДж. Именно они позволяют моторам при необходимости выдавать на короткое время пик тяги, тогда как в обычном режиме движения затраты мощности намного ниже. На торможении мотор-колёса работают как генераторы, причём прототип показал эффективность рекуперации свыше 50%.

Предшествующая разработка Riversimple внешне была, мягко говоря, совсем уж неказиста. Нынешняя явно симпатичнее. За её облик отвечал австриец Кристофер Рейтц, бывший шеф-дизайнер Alfa Romeo и экс-шеф Centro Stile Fiat, один из отцов Фиата 500, в прошлом работавший также на Audi и Nissan, автор интерьеров А2 и Микры.

Водород для электрохимического генератора хранится в баллоне под давлением 350 атмосфер. Его запас тут равен всего 1,5 кг. Для сравнения, баллоны Тойоты Mirai вмещают пять килограммов. Тем не менее, благодаря низкой массе автомобиля и высокому КПД установки, на одной заправке сити-кар Rasa способен пройти 483 км. На данный солидный результат работают и узкие шины Michelin с ультранизким сопротивлением качению.

В названии фирмы Riversimple заложен намёк на реку и воду, символы мобильности и чистоты, а слово simple («простой») отражает главную философию проектирования — минимальное, по мере возможности, число деталей. Довольно прост и салон, но при этом совсем не выглядит дешёвым.

Из трубы этого автомобиля, понятное дело, выходит лишь водяной пар. Но, посчитав всю цепочку производства водорода из метана, авторы машины заявили, что выхлоп пресловутого углекислого газа здесь составит всего 40 г/км. Что касается эквивалентного расхода топлива (в пересчёте на бензин), то он составляет 1,13 л/100 км. Причём динамики Расы должно хватать для городского трафика: с места до 88 км/ч автомобиль ускоряется за 9 с. Эта же скорость названа «круизной». Максималка не указана, однако прототип британцы разгоняли под сотню.

В обводах сити-кара Riversimple Rasa угадывается сходство с другими похожими по идеологии проектами ультраэкономичных автомобилей — Volkswagen XL1, Loremo LS, Aptera.

В ближайшее время компания Riversimple намерена построить 20 экземпляров Расы для бета-тестирования. А на рынок автомобиль должен поступить в 2018 году, если, конечно, испытания будут удачными, водители воспримут новацию с энтузиазмом и появится дополнительное финансирование. На бета-тестирование и первые образцы средства уже выделили правительство Уэльса и ЕС.

В партнёрах у Riversimple свыше десятка компаний. Так, топливные элементы пришли из Канады, от фирмы Hydrogenics, монокок создавала британская компания KS Composites, а электромоторы — Printed Motor Works, тоже из Британии. Суперконденсаторы — японские, от JSR Micro.

Ещё слишком рано говорить о цене автомобиля в серии, зато его создатели полагают, что в эксплуатации в городе он окажется одним из самых выгодных. В Британии водород на заправках стоит около четырёх фунтов (менее 443 рублей) за килограмм. А Расе, как мы знаем, в среднем нужно 0,31 кг на сотню километров. Правда, Британия существенно отстаёт от ряда других стран (таких как США и Япония) в развёртывании сети водородных заправок. Фактически без опаски ездить на такой машине пока можно только в Лондоне и его окрестностях. Но это положение постепенно исправится.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...