Приглашение на технический семинар Volkswagen Innovations 2014 воодушевляло: мы представили себе неограниченный доступ к инженерам, возможность одними из первых испытать инновационные технологии — мечта! Реальность оказалась жестокой. Нам показали несколько уже серийных разработок, прототипы с туманными сроками внедрения, а ездовая программа вышла мизерной. Но более всего удивила немногословность спецов, их скупость на комментарии. И всё же на фольксвагеновском полигоне было интересно — место такое.
Новинки были разделены на две тематические группы: во-первых, технологии, призванные сократить выбросы CO2, а во-вторых — те, что улучшают взаимодействие человека с автомобилем. Гвоздь программы — первая в мире десятиступенчатая коробка передач DQ511 с двумя «мокрыми» сцеплениями. Габаритами новый «робот» практически не отличается от семиступенчатого предшественника и всего на пять килограммов тяжелее него.
Если пересчитать зубчатые колёса, то получится, что добавилась всего одна шестерня — так откуда три новые ступени? В обычной коробке DSG два соосно расположенных первичных вала передают момент на один из вторичных валов (чётных или нечётных передач), затем на главную передачу. А теперь один из вторичных валов разделили и дополнили механизм парой приводных муфт, а также той самой новой реверсивной шестернёй. Это позволило задействовать одновременно два вторичных вала в различных комбинациях. Момент по дороге к главной паре как бы делает крюк, передаточные отношения двух включённых пар складываются и рождают новые ступени. В показанном нам прототипе первая передача образована именно таким образом, хотя вторая работает по стандартному алгоритму.
Диапазон передаточных чисел новой коробки составляет 10,2 против 7,8 у коробки передач DQ500. Две нижние ступени — очень короткие, а пара верхних — повышающие. Обещана экономия топлива на 10−15% в зависимости от автомобиля, на который установят десятиступенчатый «робот». Он подходит для всех машин, построенных на платформе MQB. Мало того! Технически можно реализовать варианты с экстремальными значениями понижения (пригодится компактным кроссоверам) или повышения при неизменной компоновке трансмиссии. С нынешним количеством шестерёнок можно довести число передач до 17!
Следующий пункт программы — двухлитровый дизельный двигатель, с которого снято 240 л.с. и 500 Н•м благодаря двум турбокомпрессорам, суммарно выдающим в пике 3,8 бара. Такой уже устанавливается на новый Passat, поэтому мы опробовали его в действии. Первое ощущение — будто под капотом и не дизель вовсе. Мотор работает очень мягко, тихо, при этом ускорение, хоть и не ураганное, но уверенное. Причём он одинаково хорошо везёт как с места, так и со 120 км/ч, а паспортный расход в комбинированном цикле не превышает 5,3 л/100 км. С новым дизелем агрегатируется видоизменённая семиступенчатая коробка DSG, дополненная двухмассовым маховиком с центробежным маятниковым гасителем колебаний. Это позволило сгладить перепады момента и сместить точки переключения передач ниже по оборотам без ущерба для комфорта.
Но 120 дизельных «лошадей» с литра Фольксвагену уже мало: нам показали прототип 272-сильной «четвёрки» 2.0. Ради такой литровой мощности было ещё увеличено давление наддува и впрыска топлива, появилась система изменения фаз газораспределения и, самое главное, внедрён третий нагнетатель с электроприводом. Подробности нам не раскрыли, но мотористы Audi, например, уже демонстрировали подобный подход на турбодизеле V6, и там электронаддув питался от 48-вольтовой сети.
Один из очевидных инструментов для экономии топлива и улучшения экологичности — совершенствование системы start/stop. Последнюю её итерацию, тоже готовую к серийному производству, мы опробовали в деле. Тут Volkswagen использовал практику, уже применяемую в индустрии. Если раньше машины концерна глушили двигатель лишь по достижении полной остановки, то теперь это происходит уже на отметке 7 км/ч. Правда, для этого надо создавать на педали тормоза усилие выше определённого значения — при мягком нажатии start/stop будет действовать по старинке. По ощущениям, полученным за рулём тестового Пассата, между двумя версиями почти нет разницы: стрелка тахометра при наличии системы start/stop 2.0 падает буквально на секунду раньше. Но на этом можно выиграть до 1,7 г/км CO2, а в борьбе за снижение выброса всего модельного ряда каждый грамм на счету.
Следующий прототип — универсал Golf Mild Hybrid — глушит двигатель вообще на любой скорости при движении накатом. Для обеспечения функционирования электроусилителя руля и прочих бортовых систем при заглушенном моторе потребовалась дополнительная батарея, заряда которой хватает всего на две минуты непрерывной работы. Заряд пополняется благодаря рекуперации тепловой энергии при торможении.
Среди перспективных энергосберегающих технологий — новое покрытие для стеклянной крыши из оксида индия-олова, снижающее нагрев салона летом и замедляющее теплоотдачу зимой. Есть ещё пластик для отделки интерьера с пигментом, отражающим 50% инфракрасных лучей... Умный кондиционер не тратит энергию на поддержание температуры там, где никто не сидит, и следит за влажностью в салоне. Но всё это ещё на стадии испытаний и будет внедрено в лучшем случае года через три.
Вторая часть экспозиции посвящена развлечениям. Что-то из показанного — в частности, система e-Call или дистанционное управление автомобилем со смартфона — доступно уже сейчас в Северной Америке. Другие разработки — опытные. Остановимся на наиболее интересных технологиях ближайшего будущего.
Представьте: у нескольких человек в машине есть смартфон или планшет с музыкой, видеоклипами либо фильмами. Как только вы подключаетесь к внутренней Wi-Fi-сети автомобиля, ваш аудиовизуальный контент станет доступен остальным. С основного экрана мультимедийной системы водитель сможет управлять воспроизведением и звуком (например, переводить его на автомобильную акустику), а то и вовсе блокировать меню планшетов заднего ряда, чтобы, скажем, дети не могли переключать кино самостоятельно.
Забавная тема — предикативная навигация. Положим, вы каждое утро ездите в одно и то же место, пользуясь навигатором. В отличие от вас, он буквально за неделю запомнит и точку, куда вам надо, и ваши любимые маршруты. В каком бы сумеречном состоянии вы ни пребывали спросонья, достаточно лишь завести машину — она сама определит цель и оптимальный путь с учётом пробок. А если установить на смартфон специальное приложение, автомобиль предупредит вас о необходимости выйти пораньше из-за заторов. Когда мы предложили идею умного будильника, который может подстраиваться под трафик, нам шёпотом сказали: «Мы над этим тоже работаем, только тс-с-с-с!»
Владельцы дорогих автомобилей Audi уже давно знакомы с преимуществами многопользовательской системы профилей. Теперь она появится на Фольксвагенах. В седане Passat, например, более 150 параметров, которые водитель может подстроить под себя. А если машиной пользуются несколько человек, компьютер сохраняет все настройки в индивидуальный профиль. Их четыре, и любой можно ассоциировать с определённым ключом — в таком случае настраиваться автомобиль будет автоматически. Причём предикативную навигацию тоже обещают привязать к профилям, чтобы Volkswagen не предложил вам утром отправиться в салон красоты вместо офиса, как он сделал бы это для вашей жены.
У способности мультимедийной системы взаимодействовать со смартфонами есть и неожиданные бонусы. Например, Android-приложение Sound Journey формирует на основе собственной медиатеки саундтрек вашей поездки, компилируя треки в зависимости от темпа движения. Вам нужно только выбрать тему-настроение! Бортовой компьютер Фольксвагена поделится с приложением такими данными, как углы поворота руля, скорость или включение поворотников... Вообще, по итогам семинара приятно осознавать, что песня двигателей внутреннего сгорания ещё не спета, а в вопросах развлечений машины становятся всё менее консервативными.