Оцениваем ралли Ялты как этап мировой серии IRC

Дарья Мещерякова, . Фото: DRIVE.RU, ircseries.com, yaltarally.com

В Ялте есть всё необходимое для ралли: горные дороги, туристическая инфраструктура, климат и колорит. В порту даже пришвартовано несколько яхт, что дало повод для шутливого сравнения с Монако. Впрочем, организаторы делают подобные аналогии на полном серьёзе.

Провести пять дней на солнечном курорте и посмотреть на ралли — разве не мечта? В рамках серии IRC этапов, позволяющих совместить приятное с полезным, намного больше, чем в мировом чемпионате WRC. Ближайшее к нам место в этом году — Украина. Точнее Крым, где прошла гонка Prime Yalta Rally. Я отправилась туда, на весь гоночный уикенд по приглашению Peugeot. А поскольку нам выдали новенькие «триста-восьмые», то появился шанс самостоятельно исследовать раллийные спецучастки и даже проехаться по допу сразу после гонщиков.

У ралли в Крыму небогатая история. В советские времена здесь проводились соревнования, но их было несравнимо меньше, нежели на Кавказе. Шуметь тут было не принято, дабы не мешать отдыху партийной номенклатуры. После 1987 года лавочку и вовсе прикрыли под лозунгом борьбы за экологию края. Спорт вернулся в 1990-м, а после развала Союза в Ялте проводился этап «Антика», позаимствовавший название из книги Василия Аксёнова «Остров Крым».

А ведь на месте Ялты мог быть российский Выборг. Уже на второй год существования серии IRC в календаре 2007-го появился российский этап. Но гравийная гонка под Питером была дорогой и плохо организованной. В прошлом году этап и вовсе отменили — промоутеры IRC решили больше не связываться с Россией. Так освободилось место для Ялты, чем Украина не преминула воспользоваться. И, по слухам, крымская гонка обошлась в несколько раз дешевле выборгской.

Но только с 2005 года, когда организацией гонок занялся энтузиаст — известный украинский политик и автогонщик Евгений Червоненко, — в Ялте закрепился украинский чемпионат по ралли. Упорство, а также финансы Червоненко позволили в результате довести соревнования до мирового уровня и выиграть в этом году заявку на проведение этапа серии IRC. Важность мероприятия для Украины подчёркивалась присутствием президента Виктора Януковича на церемонии открытия.

Посещение президента было важно для Червоненко (слева). Хотя это потребовало повышенных мер безопасности: проход в пресс-зону, например, осуществлялся только по удостоверению личности. Малая плата за статус события. Церемонию открытия, как и весь этап, провели со всесоюзным размахом. Гостей развлекали народными танцами, и не только украинскими.

Но организационных ляпов всё равно была масса. Хотя этап готовили целый год, а для его обслуживания от Севастополя до Симферополя привлекли около десяти тысяч человек, система действовала несогласованно. Штаб гонки поначалу не мог чётко ответить на вопросы журналистов. Опубликованному заранее расписанию мероприятий верить вообще не стоило. Конференции начинались на час раньше, а церемония награждения, наоборот, была задержана (что, конечно, менее критично).

Сервис-парк на фоне яхт, крутые горные серпантины — ну чем не ралли Монте-Карло?

Первый день ралли состоял из двух недлинных, практически показательных спецучастков, проходящих в черте города. Результаты шли в зачёт, поэтому экипажи ехали уже в боевом темпе. Небольшая дистанция сказалась на результатах дня — первая десятка уместилась в 10 секунд. Лучше всех в четверг показал себя Тьерри Невилль, пилотировавший Peugeot 207 S2000 и лидировавший на тот момент в чемпионате IRC. За пределами десятки остался, к примеру, действующий чемпион серии, Юхо Ханнинен — его наказали десятью секундами штрафа за фальстарт.

Организатор ралли Червоненко лично принимал участие в соревновании в качестве штурмана. И хоть у Протона S2000 возникли проблемы с четвёртым цилиндром после первого же дня, экипаж продолжал гонку, пока автомобиль позволял. В итоге Александр Салюк и Евгений Червоненко финишировали третьими в Кубке Украины, а в абсолюте 14-ми.

После утренних заездов, пользуясь преимуществом личного транспорта, мы разбились на команды и отправились разведывать пятничные спецучастки. Подъём на Ай-Петри, спуск с плато и приморские серпантины. То есть по-настоящему требовательных допов на этапе всего три. Но в пятницу их надо прокатывать дважды в одну сторону, а в субботу ещё два раза в другую. Негусто, но для зрителей так даже удобнее. А уж для телекартинки вообще непринципиально: чуть повернул камеру — и новый ракурс. Прохватив на кабриолете по знаменитой дороге на Ай-Петри, издавна служившей полигоном для советских тест-пилотов, я оценила, какой это сложный и интересный участок. Насчитала порядка 250 поворотов! Есть и трамплины, и подбросы, а по темпу прохождения доп начинается с извилистых лесных дорожек, а заканчивается классическими серпантинами.

Несмотря на то что ралли большей частью асфальтовое, иногда попадались и практически гравийные участки.

Вдоль обочины уже располагаются преданные болельщики. Пешком или на велосипедах, с огромными рюкзаками за плечами, люди поднимаются в гору, выбирают место для завтрашнего просмотра и ставят палатку. Попадаются и автолюбители, но мест для парковки вдоль дороги маловато. Нужно забираться на самый верх, на плато, и там ночевать либо в машине, либо в местных кафешках.

Кубок Украины — национальный чемпионат по ралли — дал возможность наблюдать на трассе большое количество славянских пилотов и отечественной техники.

Разведка допов гонщиками чётко регламентирована и проходила ещё во вторник. Дороги во время прописи стенограммы не перекрываются, поэтому пилоты на гражданских машинах должны по возможности соблюдать правила. Проверить правильность записей в боевом режиме получится только во время гонки. Но есть и любители сжульничать. Так, например, в четверг на Ай-Петри мы заметили универсал Skoda Octavia с итальянскими номерами, который довольно агрессивно спускался с горы, а затем опять поднимался. Конечно, если бы в салоне обнаружили гонщика или штурмана — участников ралли, — команду тут же дисквалифицировали бы. В этот раз никто за руку пойман не был.

Больше всего оваций доставалось на допах частной «Волге» с мотором Cosworth 2.3. Пилот под стать автомобилю — умудрённый опытом Сергей Коробейников.

Ночевать на плато мы не остались, и в пятницу пришлось вставать в три утра, чтобы забраться на Ай-Петри до шести, пока не закрыли дороги. Если задумаете смотреть ралли на личном автомобиле, то учтите: после того как заберётесь в горы с утра, будет очень сложно выбраться. Перекрытие снимают только после проезда всех машин в конце дня. Мы рассчитывали посмотреть один прогон по предгорью, а за другим понаблюдать вдоль побережья, заранее узнав маршрут объезда к последнему.

Небольшая лужа перед первым поворотом самого первого допа «Ялта» в четверг стоила Мартину Кангууру на Хонде Civic R3 правого заднего колеса. Но до конца ралли нерадивый эстонец всё же добрался 19-м.

С погодой повезло. Яркое солнце и практически безоблачное небо прежде всего радовали гонщиков. Пойди дождь или просто зависни на горе облако, сходов было бы намного больше. Местные дороги, как только поднимается влажность, становятся очень скользкими. Это связано с тем, что асфальт содержит мраморную крошку. Вообще качество покрытия оставляет желать лучшего. По словам местных автолюбителей, последний ремонт тут был в 90-х годах прошлого века.

Расположившись подле живописной шпильки недалеко от финиша допа «Ай-Петри», мы ожидали красивых скольжений, захода с ручником. Но большинство гонщиков предпочитали эффективный пилотаж, и только некоторые ехали эффектно. Один из ярких примеров — машина номер 60 (Сергей Перец и Денис Мальков). Кстати, именно они и победили в национальном зачёте. Наблюдать «хвост», состоящий сплошь из местных экипажей, было даже скучновато.

В начале пятницы юный Невилль стал наращивать преимущество над соперниками, пока его не отбросил в конец десятки прокол и вылет с трассы на пятом СУ. Знамя Peugeot подхватил Бриан Буффье, блеснувший на первом этапе IRC в Монако. В то же время Юхо Ханнинен планомерно отыгрывался и уже к середине дня занял вторую позицию в промежуточном зачёте. А по итогам пятницы и вовсе вырвался в лидеры с 12-секундным преимуществом над Буффье. Все остальные пилоты уже проигрывали им более минуты. Многих подкосили проколы, и пришлось доезжать день на трёх колёсах. На конференции в конце пятницы Бриан пожаловался на камни, в избытке попадающиеся на дороге, особенно в слепых поворотах. Хотя естественный износ шин тут не так страшен.

Постоянно случаются проколы и вылеты. Из 107 заявленных машин в итоговом протоколе числится чуть более половины — 56 экипажей.

В итоге после второго дня ралли противостояние брендов Peugeot и Skoda свелось к поединку между Ханниненом и Буффье. Последнему вернули 4,7 с, потерянные за медленным сэйфти-каром, и разрыв сократился до восьми секунд. На вопрос, собирается ли француз победить любой ценой, или второе место его тоже устроит, он заявил, что постарается ехать как можно быстрее, но не забывая об осторожности, чтобы не потерять важные очки. И это отчётливо стало заметно в субботу. Буффье поехал сдержанно, скорее стремясь сохранить высокое место. Ханнинен спокойно одержал уверенную победу в гонке, а компанию на подиуме ему составил напарник по Шкоде Ян Копецки, ставший третьим. Таким образом, финн стал лидером общего зачёта, где первую четвёрку разделяет всего десять очков. В Кубке конструкторов Peugeot отстаёт от Шкоды на 12 баллов.

Вот характерный пример крымской беспечности. Некоторые автомобили безопасности и нулевые экипажи при обязательном проезде перед началом СУ забывали включать сирены и мигалки. Поэтому идущим к местам просмотра зрителям приходилось быть начеку, чтобы не попасть к ним под колёса. Хорошо, что обошлось.

На встрече с Брианом Буффье и его штурманом Ксавье Пансери нам представили официальную точку зрения Peugeot относительно разницы французского и чешского подхода к участию в ралли. Для Шкоды, де, это приоритетное направление. В IRC представлена настоящая заводская «конюшня» с соответствующим бюджетом. А для Peugeot автоспорт — это прежде всего Ле-Ман. В ралли же участвуют команды, поддерживаемые только представительствами Peugeot во Франции, Бельгии или Англии.

Тут есть свои плюсы. Например, заплатив 320 тысяч евро за хэтчбек Fabia S2000, вы не получите точь-в-точь такую же машину, как те, на которых гоняется заводская команда. Чуть послабее. В то же время более дешёвый клиентский хэтчбек Peugeot 207 S2000 за 280 тысяч евро не будет отличаться от автомобилей Буффье, Невилля или Уилкса. И если судить по результатам, то «пыжик» ничем не проигрывает Фабии в плане техники и скорости. Счёт побед 2:2. Что до остальных производителей, то Proton опять не доехал до финиша, а машины Abarth не рискнули посетить Ялту.

Церемония награждения прошла с размахом: оперным пением и салютом, ради которого, видимо, и задержали начало действа.

Несмотря на некоторые осечки в организации, самим пилотам крымская гонка пришлась по душе. Да и поддержка правительства в странах СНГ — достаточно весомая гарантия надлежащего уровня проведения соревнований. Учитывая, насколько радушно приняли чемпионат IRC в Крыму и сколь благодатны местные пейзажи для картинки канала Eurosport, я думаю, стоит ожидать нового визита серии в Украину. Да и мы с удовольствием вернёмся в Крым — нас тянет на курорт по старой советской привычке.

За кадром

Накатавшись по горным дорогам, как гравийным, так и асфальтовым, в разных автомобилях компании Peugeot, я могу сказать, что наименее комфортно путешествовать в 4007-м, хоть он с виду и кроссовер. А вот подвеска менее кренистых «триста восьмых» настолько хороша, что можно без труда мчаться по гравийке под 70 км/ч, не опасаясь, что пассажиров разболтает по салону.Фотографии, не вошедшие в материал, вы можете посмотреть на страничке DRIVE.RU в сети Facebook.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...