Формула-1: FIA решила с шинами и поправила правила

Рафаэль Гиззатуллин, . Фото: f1news.ru, архив редакции

Компания Pirelli уже поставляла шины командам Формулы-1 с 1950 по 1958 год, с 1981-го по 1986-й, с 1989 по 1991 год. Но роль монополиста ей предстоит играть впервые.

Преемник Бриджстоуна на месте шинного поставщика Ф-1 наконец-то объявлен официально: как и ожидалось, им станет компания Pirelli. Итальянский каучуковый гигант будет «обувать» болиды как минимум с 2011 по 2013 год. Кроме того, на прошедшем в Женеве 23 июня заседании Всемирного совета FIA было принято ещё несколько важных решений.

На пост главного шинника Королевских гонок наряду с Pirelli претендовали корейская Kumho, британская Avon Cooper и французская Michelin. Большинство команд ратовало за сотрудничество с французами, но мишленовцы выдвинули ряд трудновыполнимых условий. Например, они предложили прямо в следующем сезоне с нынешних 13-дюймовых шин перейти на 18-дюймовые. Такой размер ближе к современным дорожным покрышкам, и для шинников его разработка перспективнее, однако его использование влечёт за собой необходимость существенно модифицировать конструкцию болидов, а времени в запасе нет.

В формульной истории Michelin есть и знаменитый прокол в Гран-при США 2005 года. Тогда французские покрышки не выдержали нагрузок индианаполисского трека, и мишленовские клиенты — семь «конюшен» из десяти — приняли решение не выходить на старт. Гонка превратилась в фарс.

Больше того, мишленовцы заломили за сезон пять миллионов евро с команды. Правда, в ходе переговоров цена упала до полутора миллионов. К слову, сейчас Bridgestone привозит покрышки вообще бесплатно. А главное, французская корпорация не хотела быть монопольным поставщиком: в рекламных целях эффективнее было бы соперничество с другими производителями. Это вывело бы на новый виток дорогостоящую гонку шинных вооружений и неизбежно привело бы к росту расходов «конюшен».

Последняя победа покрышек Pirelli в Формуле-1 состоялась в 1991 году: на канадской трассе первенствовал трёхкратный чемпион мира Нельсон Пике на болиде Benetton Ford.

В итоге предпочтение было отдано более гибкому и взвешенному предложению Pirelli. Компания с Апеннинского полуострова планирует переход на 18 дюймов в 2013 году: это даст командам необходимое время, хотя самих шинников заставит потратиться на разработку двух разных типоразмеров покрышек. Фирма Pirelli согласилась обеспечивать «обувью» все «конюшни», и хотя платить за резину теперь всё равно придётся, цена контракта с итальянской фирмой оказалась наиболее приемлемой.

Решением Всемирного совета временную суперлицензию на четыре гонки получил Хо Пин Тун — резервный пилот команды Renault. Камешек в огород Виталия Петрова? Представители «конюшни» заверяют, что речь об участии китайского гонщика в пятничных заездах не идёт, просто суперлицензия стала признанием класса пилота из Поднебесной.

Далее, были внесены изменения как в спортивный, так и в технический регламент Ф-1. С 2011 года запрещены любые устройства, использующие для регулировки потока воздуха тело гонщика. Проще говоря, пресловутый воздуховод F-Duct. Вместо этого предлагается позволить пилоту менять настройки заднего крыла при обгоне соперника. Как только отрыв от впередиидущей машины сократится до секунды, специальная система, связанная с официальным хронометражем, даст гонщику добро на манипуляции с крылом ради увеличения максимальной скорости и облегчения обгона.

Активировать систему изменения угла атаки задних крыльев можно перед стартом и через два круга после него. По-видимому, такая отсрочка выбрана, чтобы болиды немного растянулись по трассе и первые круги не превратились в кашу.

Новация весьма спорная: сохранение стабильности болида в возмущённом воздушном потоке от впередиидущей машины и так является серьёзной проблемой. А если в подобных условиях на ходу менять угол атаки крыла, то поведение автомобиля станет ещё труднее предсказать. Система будет отключаться автоматически при первом нажатии на педаль тормоза.

Болиду мало дотянуть до боксов: надо, чтобы в баках остался как минимум килограмм топлива для контрольного анализа FIA.

По горячим следам приняты поправки к правилам соревнований. Прикрыта лазейка, в которую Шумахер пытался просочиться в Монако: подтверждено, что при уходе пейс-кара в боксы на последнем круге обгоны до финиша запрещены. Канадский фокус Хамильтона тоже больше не пройдёт. Отныне болид, завершивший квалификационные круги, обязан вернуться на пит-лейн своим ходом. Темп возвращения не должен быть черепашьим: лимит времени на этот процесс задаётся судьями и имеет силу закона, а не рекомендации, как было раньше.

Правило 107% ввели в 1997 году из-за команды Lola: её абсолютно не готовые к сезону болиды проиграли в квалификации первого гран-при 11 и 13 секунд. А на старт второго уже не вышли.

И гвоздь программы: в будущем сезоне возвращается правило, по которому пилоты, проехавшие в квалификации круг более чем за 107% от времени победителя первого сегмента, до гонки не допускаются. К принятию этой меры FIA подтолкнуло возросшее количество инцидентов с «круговыми» и явно небезопасная разница в скорости между лидерами и аутсайдерами. Правда, есть оговорка: директор гонки вправе допустить гонщика на старт, если он показывал в тренировках «приемлемое» время. Довольно-таки расплывчато. В любом случае новым командам и будущим дебютантам есть над чем задуматься.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...