Фирма Mazda запатентовала дизель с электрокомпрессором

Леонид Попов, . Иллюстрации: Mazda, USPTO, Volvo

На этом рисунке электрический нагнетатель обозначен цифрой 18, интеркулер — 16. Такой узел позволяет поднять крутящий момент на низких оборотах и избежать пресловутого турболага при резком наборе скорости.

Внедрение электрического наддува на серийных моделях началось с дизельного кроссовера Audi SQ7 (V8 4.0) в 2016-м, однако сейчас порядка десятка автопроизводителей экспериментируют с подобными системами как предназначенными для моторов на солярке, так и для бензиновых ДВС. К новаторам присоединилась компания Mazda, запатентовавшая в США дизельную «четвёрку» с тремя нагнетателями — одним электрическим и двумя обычными турбокомпрессорами.

Вид сверху. Если электрический нагнетатель (он тут скрыт под интеркулером 16) расположен со стороны впускного коллектора (что позволяет избежать перегрева), то обычные турбокомпрессоры (один из них виден под номером 11) — со стороны выпускной системы.

Патент описывает не идею электронаддува как такового, а особенности размещения трёх нагнетателей на двигателе и их взаимодействие между собой, оригинальную архитектуру впускных и выпускных систем, включая интеркулер и рециркуляцию отработанных газов, регулировку потоков воздуха и выхлопных газов на разных режимах (перепускные каналы и клапаны), а также детали привода газораспределительного механизма. Он, кстати, не вполне обычен: цепной привод двух распределительных валов расположен с задней стороны мотора (обращённой к коробке передач), и там предусмотрено изменение фаз на выпуске.

Седан Mazda Sentia (индекс HE, 1995–1999 годы, на некоторых рынках Mazda 929) оснащался мотором V6 3.0 нескольких версий (от 160 до 205 л.с.), четырёхступенчатым «автоматом» и задним приводом, а некоторые модификации — полноуправляемым шасси. Длина модели — 4895 мм.

Если этот патент отражает реальную разработку, какая модель могла бы получить такой агрегат? Учтите, что описанный мотор предназначен для продольной компоновки. Для семейства MX-5 трёхнаддувный дизель представляется излишне сложным, мощным, тяжёлым и дорогим. Более крупное купе Mazda RX-9, которое японцы готовят по мотивам концепта RX Vision, должно получить двигатель Ванкеля. Но у марки есть и другие возможности. В первую очередь на ум приходит перспективный пикап. А ещё почему бы не помечтать о реинкарнации Мазды 929, крупной модели с задним приводом? Или о возвращении шильдика MX-6 (Правда, в прошлых поколениях то купе было переднеприводным, но ведь история знает смену компоновки моделей.)

Сочетание двух турбокомпрессоров и одного электрического (но только на бензиновой «четвёрке») опробовала фирма Volvo ещё в 2014-м (на фото). У шведов воздух сначала проходит электрический наддув, а потом два параллельных обычных. У Мазды все три нагнетателя работают последовательно, причём обычные турбины идут первыми, друг за другом, а электрическая крыльчатка замыкает цепочку.

В любом случае, видно, что Mazda основательно взялась за развитие экзотических силовых установок. Другой яркий пример — ультраэкономичный бензиновый мотор типа HCCI, с воспламенением смеси от сжатия, чьё внедрение ожидается на следующей Мазде 3. Этот агрегат маздовцы обозначают Skyactiv-X и обещают сделать серийным в 2019 году. Он будет на 20-30% эффективнее сегодняшних моторов Skyactiv-G и сравним по КПД с хорошими дизелями.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...