Концерн FCA создал пул с Теслой для избавления от штрафов

Леонид Попов, . Иллюстрация: CAR

Средние выбросы CO2 у легковых и лёгких коммерческих автомобилей, проданных в ЕС в 2017 году, составили 118,5 г/км (данные Европейского агентства по защите окружающей среды), что даже чуть выше, чем было в 2016-м (118,1 г/км), тогда как 2018-й ещё не посчитан. Между тем к 2021 году они обязаны упасть до 95 г/км. (На фото — электрический концепт Fiat Centoventi.)

В отчётах группы FCA перед Евросоюзом в отношении средних выбросов по всему модельному ряду цифры будут сочетаться с параметрами электрокаров Теслы, у которых, естественно, выбросы из «трубы» нулевые (косвенные на электростанциях тут не учитываются). Так среднее число выхлопных газов будет заметно меньше, и FCA избежит европейских штрафов. Вместо них FCA будет выплачивать Тесле миллионы евро за это объединение статистики. Такова в самых общих чертах схема «обмена углеродными квотами». Договорённость двух автомобильных фирм раскрыло издание Financial Times, со ссылкой на чиновников из Брюсселя. И вот как это всё работает.

Таковы цели групп и прогноз их достижения, составленный экспертами агентства PA Consulting. Как видим, у FCA — один из самых больших разрывов между обязательствами и ожидаемыми выбросами (расстояние между красной и чёрной машинками). Конечно, весь прогноз, не только по FCA, может заметно поменяться по мере того, как та или иная компания начнёт усиленно выпускать электрокары.

Заметно ли влияют выбросы углекислого газа на глобальный климат или не так сильно — учёные спорили и будут спорить ещё долго. Тем не менее борьба с CO2 на транспорте признана в ЕС важной, а меры приняты жёсткие. Мы уже рассказывали, что Евросоюз поставил перед каждым производителем, продающим машины в ЕС, свою персональную планку по средним выбросам (она зависит от средней массы моделей: у кого в портфеле преобладают крупные легковушки, тем разрешено выбрасывать больше). Планка эта плавающая: она расписана вперёд на несколько лет, с постепенным снижением уровня выбросов. Превысил границы — плати штраф, 95 евро за каждый грамм превышения на каждый проданный автомобиль. Несколько граммов газа, тиражи в сотни тысяч — и вот уже готов счёт на десятки миллионов.

Штрафы от ЕС являются одним из мотивов, побуждающих компании ускорять свои собственные работы по электрокарам, а также заряжаемым от сети гибридам (кстати, на фото — гибридный концепт Alfa Romeo Tonale). В противном случае придётся раскошеливаться либо сокращать объём продаж машин с ДВС, что равноценно убыткам.

Одновременно были придуманы пулы. Производителям разрешено добровольно суммировать статистику по выбросам, чтобы укладываться в норматив коллективно. В основном это просто существующие концерны. Например, выбросы группы Volkswagen считаются во всей совокупности, от Шкод до Porsche. Но допускается соединять параметры по выбросам не связанных друг с другом компаний. В таком случае и отвечают они сообща — платят штраф, если норматив превышен.

В 2018-м году Tesla продала в Европе 29 614 машин, на 5,8% больше, чем в 2017-м. Только у марки FIAT реализация была 697 977 штук. Объёмы сильно различаются, но зато у Теслы все машины — с нулевым выхлопом.

И вот группа FCA, согласно FT, договорилась с Теслой. У той — солидные продажи чистых электрокаров. Средняя «температура по больнице» вместе с Фиатами, Альфами и Крайслерами получается ниже. Штрафов от Евросоюза нет, а Тесле — дополнительный доход. Фиатовцам же, вероятно, выгоднее платить Тесле, чем ЕС. Заодно так выигрывается время для более широкого внедрения заряжаемых гибридов и электромобилей. В этой сфере FCA явно не числится в передовиках, хотя усилия в данном направлении предпринимает.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...