KUNST! › Разбираемся, что собой представляет Гонка чемпионов

Анастасия Королькова,

Esprit Arena в Дюссельдорфе на 55 тысяч человек два года подряд принимает Гонку чемпионов. Поговаривают, и на будущий год ROC останется в Германии.

Свести в очной борьбе победителей различных гоночных серий — всё равно что объединить героев различных комиксов в одной книжке. Мы знаем, что такое бывает: и Железный человек, и Халк, и Капитан Америка появляются вместе в «Мстителях». А одновременно увидеть на трассе формульного и раллийного королей — Себастьяна Феттеля и Себастьена Лёба — можно на ежегодной Гонке чемпионов. И хотя восьмикратный победитель WRC Лёб пропустил Race of Champions 2011, именной статус-кво сохранился: в Дюссельдорфе блеснул его бывший партнёр по команде и тёзка — Себастьен Ожье.

Идея проведения поединков между звёздами автоспорта принадлежит раллийной гранд-даме Мишель Мутон, заводской пилотессе Audi времён сумасшедшей группы B. Первая Гонка чемпионов прошла в 1988 году как памятное мероприятие в честь 29-летнего Хенри Тойвонена, сгоревшего заживо в болиде Lancia Delta S4 на Корсике в  86-м. Долгое время мероприятие проводилось в сугубо раллийном формате, но с появлением Кубка наций в Гонке чемпионов стали принимать участие спортсмены и других дисциплин, как автомобильных так и мотоциклетных. В конце 90-х — начале «нулевых» гонка прописалась на Канарских островах, а с 2004-го стала проводиться на искусственных трассах, организованных на полях таких крупных стадионов, как Стад де Франс, Уэмбли, Национальная арена в Пекине и Esprit Arena в Дюссельдорфе. Среди победителей были такие супергерои, как Колин Макрей, Томми Мякинен, Себастьен Лёб, Михаэль Шумахер...

Трассу возводят прямо поверх газона. Для этого требуется 7300 м² стальных пластин и несколько тысяч тонн гравия и асфальта. Полсотни человек создают километровый трек за три с половиной дня. Ширина 7,5 м — самая большая в истории гонки. А эстакада на пересечении двух петель весит почти 100 тонн. Сразу по окончании соревнований несколько десятков специальных машин приступают к разборке. Должны управиться за сутки — ломать не строить.

Когда-то, ещё в «канарский период», к участию в гонке допускались только чемпионы мира по ралли, а также победители особых серий Rally Masters и Legends Race (соревнование ветеранов). Потом стали добавляться персональные приглашения организаторов (как, например, было с байкером Валентино Росси в  2000-м), а также организовывалась жеребьёвка среди спортсменов. По мере того как ROC набирала коммерческие обороты, принцип отбора участников становился всё более запутанным. Непонятно, например, как в этот выпуск «Мстителей» попала «Чёрная молния»... то есть Выборгская ракета Виталий Петров: в качестве бронзового призёра Гран-при Мельбурна или, возможно, как чемпион серии Lada Revolution в  2005-м, или Кубка Лада в  2001-м?

Автопарк соревнований время от времени меняется в зависимости от договорённостей с производителями. В этом году для состязаний было подготовлено семь типов автомобилей. Самым мощным было 525-сильное купе Audi R8 LMS, а на роль слона в посудной лавке пригласили сток-кар наподобие тех, что участвуют в американской серии NASCAR. Пластиковая скорлупа поверх трубчатого каркаса, двигатель V8 5.7 мощностью 450 л.с. — кто-то собирается организовать гонки таких машин в Европе.

Уютнее на закрученной трассе чувствовали себя раллийный хэтчбек Skoda Fabia S2000 и кольцевая кубковая трёхдверка Scirocco R Cup.

Сегодня Race of Champions — это прежде всего шоу. Автомобильный спорт вообще не особо зрелищный. Большинство гоночных треков мира не охватишь одним взглядом, а раллийные маршруты опутывают целые регионы. Эффект присутствия достигается сегодня в основном за счёт телевидения. Формат Гонки чемпионов в этом смысле наиболее благоприятен. За основу тут взята идея парного спринта, который проводится, как правило, в городских условиях или на стадионах. Трасса, по которой одновременно идут два автомобиля, как на ладони. Причудливая конфигурация включает развязку с небольшой эстакадой. В заездах принимает участие техника разных классов, всё это сопровождается музыкой и пиротехническими эффектами...

Трек-кар KTM X-Bow (240 л.с.) — самая сложная в управлении, по словам гонщиков, машина. Во время заездов с пилотом всегда находится случайный пассажир из числа тех, кто выиграл в лотерее на сайте ROC, и VIP-гостей. Это ещё один элемент неожиданности: при рассадке не учитывается масса пассажира, хотя победителя заезда и проигравшего отделяют иногда сотые доли секунды!

Может, это и шоу, но накал страстей царит нешуточный. Каждого из нашей группы журналистов подсаживают к пилотам во время тренировочных заездов. Пусть это не участники Кубка наций или Гонки чемпионов, а ветераны автоспорта, которые борются лишь за почётный Кубок легенд. Старики идут в бой очень сосредоточенно. В красном хэтче Scirocco R я оказываюсь пассажиркой бельгийца Марка Дуэса, многократного победителя «24 часов Нюрбургринга», «24 часов Спа», раллиста и участника гонок на выносливость. Разговоры и улыбки прекращаются, едва мы выезжаем на трассу. Тренировка тренировкой, а Марк старается изо всех сил. Как в боевых заездах, на трассе находятся два экипажа. В своей паре Марк лучший. Я чувствую себя лучшим балластом — остальные пассажиры из нашей группы явно тяжелее. Правда, забегая вперёд, скажу, что Кубок легенд достался Хайнц-Харальду Френтцену, экс-пилоту Формулы-1, закончившему выступления в Королевских гонках в 2003 году.

У Гонки чемпионов есть автомобиль собственной конструкции — ROC Car (слева). Это багги массой 475 кг с четырёхцилиндровым мотором 1.1 мощностью 170 л.с. и шестиступенчатой «секвенталкой». Любимая машина Феттеля! Приготовлен и двухместный вариант (1,4 л, 190 л.с.), а также 150-сильные багги RX-150 c 954-кубовым моторчиком (на фото справа).

Справа ехать не страшно, хотя Дуэс не щадит меня совсем. Он не упускает ни единой возможности срезать какой-нибудь угол. Кульминация — взлёт и приземление после эстакады, которое я ощущаю всей спиной, несмотря на туго затянутые четырёхточечные ремни безопасности. Я впервые рядом со столь опытным и именитым гонщиком. Желание впитать максимум от заезда ускоряет время: кажется, полутораминутный заезд пролетает секунд за 20. Да, трасса узковата (особенно при взгляде из боевой машины с низко установленными креслами). Но и скорости на Scirocco невысоки. Езда дёрганая, короткий разгон — торможение в пол, потом опять разгон... При этом изнутри кажется, что в повороты машина заходит медленно, буквально вползает, потому что на борьбу со сносом тут времени нет совсем. В ручном режиме DSG пилоты доходят максимум до третьей передачи, а возивший меня бельгиец и вовсе предпочитает оставлять преселективную коробку в «автомате». Если чего-то и не хватает, так это поддержки трибун, ведь тренировка проходит утром, пока стадион пуст.

Молодые пилоты не упускают возможности пообщаться с ветеранами-участниками Кубка легенд. Многие из этих мастодонтов имеют большое влияние в мире автоспорта.

После проезда по трассе понимаешь, как много зависит тут от везения. При таком количестве интенсивных торможений и медленных поворотов даже малейшая ошибка может привести к поражению. Отыграться на столь короткой трассе всего за два круга практически невозможно. Два дня соревнований изобиловали моментами, когда незначительная оплошность стоила именитым спортсменам победы. Взять хотя бы проигрыш Шумахера Петрову: у Михаэля всего лишь на мгновение закапризничала коробка передач — и всё, Виталий — первый. Непредсказуемость исхода очень оживляет зрелище. Титулы и опыт важны, но тут весомо слово госпожи Удачи. Вспомните прошлогоднего чемпиона чемпионов Филипе Альбукерке! Да и на этот раз победа досталась дебютанту...

Любая ошибка на узкой и короткой трассе приводит к непоправимым последствиям. В заездах Кубка наций и собственно Гонки звёзд разворачивало только американца Дигана, но в других зачётных классах это случалось чаще. Две Фабии оказались на одной дорожке тоже из-за оплошности одного из пилотов. В обычном режиме гонщики во время заезда ни разу не пересекаются. Кстати, съезд с трассы пенализировался дополнительным временем, равно как и касания мягких ограничительных отбойников.

Побывать на трассе пассажиром гоночного такси — не единственная радость журналиста. Мы можем беспрепятственно передвигаться по всему стадиону, наблюдать за гонкой с любой трибуны и даже заглянуть в паддок, расположенный на парковке, чуть ниже поля. Вот оно, волшебное место, где можно встретить лучших гонщиков планеты! В отличие от страниц «Мстителей» за кулисами Гонки чемпионов царит спокойная и дружелюбная атмосфера. Столкнувшись на узкой лестнице с двукратным чемпионом Формулы-1 Себастьяном Феттелем, мы мило обмениваемся парой фраз, хотя я объективно виновата в том, что чуть на сшибла его с ног в погоне за удачным кадром. Виталий Петров — вообще душка и всё время пребывает в отличном расположении духа. Ему можно задавать вопросы прямо на выходе с трассы. Правда, не факт, что получишь ответы на наиболее острые.

Российский флаг на машине — это Петров. Всего второй сезон в Формуле-1 Виталий подытожил Гонкой чемпионов. И отличился здесь тем же, чем запомнился в течение года, — ещё одной схваткой с Шумахером. Победы в абсолюте от Петрова никто и не ждал, а для имиджа выигранное состязание с семикратным чемпионом Формулы-1 — то, что надо. Петров признался, что труднее всего ему было управлять псевдонаскаровским прототипом из-за никудышной обзорности.

Оттого, что я могу пройти повсюду и почувствовать атмосферу ROC изнутри, меня не покидает ощущение, что простым зрителям, купившим билет на трибуну, гонка понравится меньше, чем тем, кто смотрит её по телевизору. Далеко не из любого сектора стадиона трассу видно одинаково хорошо. Даже лучшие места не так близки к машинам, как телекамеры. Про зону отдыха пилотов я вообще молчу... Болельщики на трибунах рьяно поддерживают соотечественников и косо смотрят на тех, кто болеет за спортсменов из других стран. Когда Петров выиграл заезд у Шумахера, я не смогла сдержать эмоции, стоя рядом с сектором, сплошь заполненным немцами. Вы бы видели эти осуждающие взгляды окружающих! Ретировалась раньше, чем дело дошло до швыряния кетчупом и пивными стаканами.

Паддок — самое интересное место на стадионе. Правда, за кулисами ты словно подглядывающий. Вот проигравший свой заезд Грожан снимает шлем и грустно отходит в сторону от бурно обсуждающих свои успехи Феттеля и Шуми. Здесь же механики спешно осматривают автомобиль, пострадавший ещё в утренних тренировках. Под землёй ощущаешь пульс гоночного уикенда в Дюссельдорфе.

Петров отличился в первый день, когда разыгрывался Кубок наций. Нет, тут не было сборной России. Была некая Славянская сборная, в которой помимо Виталия числился чешский раллист Копецки, выигравший за четыре сезона в IRC пять этапов. Ян блеснул за рулём родной Фабии S2000, но в полуфинал братья-славяне не прошли. Забавно, что общая сборная была для всей Скандинавии, а из шотландца Кулхарда и португальца Альбукерке, выступающих в серии DTM, создали тандем под названием All-Stars. Хотя Кулхард, в отличие от Альбукерке, отродясь ничего на Гонке чемпионов не выигрывал. У прочих всё было как у людей: французы представляли Францию, американцы — США, англичане — Великобританию, а из немцев, видимо, на правах хозяев арены собрали аж две команды. «Германия 1» — сладкая парочка Феттель и Шумахер, а «Германия 2» — формулист Глок и чемпионы Шайдер с Томчиком из DTM. Этот год выдался особенно урожайным на дебютантов в ROC: из них состояла добрая половина зачётного списка.

Дабы публика не скучала, в перерывах между заездами выступают приглашённые «артисты»: команда по мотофристайлу и спецы по фигурному вождению, творящие невообразимое на асфальте. И, конечно же, по традиции, на арену выкатили старушку Audi quattro. В прошлом году Мишель Мутон умудрилась перевернуть свой героический автомобиль. На этот раз обошлось без эксцессов.

Никаких неожиданностей, за исключением необыкновенной победы Петрова над Шумахером в одном из заездов, Кубок наций не принёс. Своё двукратное преимущество немцы реализовали и в пятый раз одержали верх над другими сборными. Бледно выглядели американцы Трэвис Пастрана и Брайан Диган. Всё-таки они больше шоумены. Диган был единственным, кого развернуло во время заездов, кроме того, сборная США постоянно получала штрафы за фальстарт. Вспомните-ка, кто в 2002 году принёс Штатам победу в Кубке наций — два матёрых кольцевика и супербайкер... На следующий день состоялась битва за звание Чемпиона чемпионов, и тут вот всё оказалось не столь предсказуемым. То есть внутренне мы были готовы к тому, что Петров не выиграет ни одного заезда (он уступал иной раз по две-три секунды с круга). Но увидеть в финале рядом с многократным победителем Гонки чемпионов акулой Ле-Мана Томом Кристенсеном дебютанта Себастьена Ожье — это необычно. И — что вы думаете — молодость победила-таки опыт, и Себ-младший взобрался на высшую ступень подиума!

Пара Феттель—Шумахер настоящие ветераны Гонки чемпионов. На их счету уже пять кубков ROC. Последний достался немцам без особого труда. Команда не встретила особого сопротивления ни в отборочных этапах (только Петров умудрился вставить палку в колесо Шумахера), ни в финале. А ведь там Шуми и Себу противостояли скандинавы Юхо Ханнинен и Том Кристенсен.

По большому счёту ради Ожье я и приехала на ROC. Сенсацией стал его переход из Ситроена в новообразованную раллийную команду Volkswagen Motorsport. А ведь Ожье был золотым мальчиком Франции, новой надеждой «шевронов» и преемником Лёба. И вдруг Volkswagen! Я надеялась на возможность побеседовать с Себом с глазу на глаз, но нам выдали его только для коллективного интервью перед началом соревнований. Ожье пожал всем руки, но давал весьма уклончивые ответы. Тем не менее из разговора очевидно, что решение о переходе было для француза осознанным и выгодным. Во-первых, его не устраивала атмосфера в команде Citroen, где примой всегда был Лёб, который всё никак не решится уйти на покой. Во-вторых, немцы предложили заметно большую зарплату. Правда, за эти деньги следующий год Ожье придётся просидеть в Фабии S2000, параллельно помогая доводить до ума Volkswagen Polo R WRC, который будет готов только к сезону-2013...

Кристенсен (слева) радовался победе Ожье ничуть не меньше самого дебютанта. Словно они сражались не в личном зачёте, а выиграли что-то для общей команды. Наверное, этой командой можно признать зрителей.

Polo R — новую надежду Германии в чемпионате WRC — показали публике на Гонке чемпионов по ходу развлекательных заездов. Главное, чтобы к 2013 году с самим чемпионатом мира не случилось чего-нибудь нехорошего. А то временная ссылка в Super 2000 рискует стать для Ожье бессрочной. Вдруг вообще больше не будет в заявочных списках ROC чемпионов WRC?! Вон Владимира Антонова, владеющего правами на WRC, таскают по европейским судам, а у успешного дебютанта этого года, полузаводской команды MINI из-за этого уже проблемы со спонсорами... Но не будем о грустном! Race of Champions — это прекрасный автоспортивный праздник. Отрадно то, что организаторы, год от года повышая зрелищность гонки, не превратили её пока в бессмысленное попсовое представление, сохранив боевой дух состязаний. Пусть ROC уступает в глянце любому американскому шоу сравнимого масштаба, зато уровень участников остаётся беспрецедентным. Только хотелось бы, наверное, более понятных принципов отбора участников. Появление «Чёрной молнии» в «Мстителях» выглядит пока как притянутая за уши реклама.

За кадром

Больше впечатлений осталось не от самой гонки, а от закулисья. Признаться, вернувшись в Москву, я даже пересмотрела трансляцию соревнований в записи — всё же таким образом картинка складывается более полная. Но атмосферу, которая царила на Esprit Arena, никакой телевизор не передаст. Именно она заставит вернуться на стадион (где бы он ни был) и в следующем году, пусть даже и простым зрителем. А Ожье, конечно, молодец!

Фотографии, не вошедшие в материал, вы найдёте на страничке DRIVE.RU в сети Facebook.

Комментарии 1
Поделиться
Лайкнуть
Отправить
Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...