Знаменитое кузовное ателье Bertone признано банкротом

Леонид Попов, . Фото: Aston Martin, wardsauto.com, Bertone, wikipedia.org

Концепт Aston Martin Jet 2+2 2013 года — последняя яркая работа студии. Ему прочили мелкосерийный выпуск, но теперь это почти невозможно организовать.

Туринcкий суд признал банкротом компанию Stile Bertone — осколок некогда процветавшей группы Bertone и последнее пристанище наследия Нуччо Бертоне. Нешуточно лихорадившая уже лет восемь фирма вошла в крутое пике и в марте 2014 года инициировала процедуру банкротства. За минувшие c того момента месяцы судьям никто так и не представил убедительный план выживания, да и покупателей не нашлось. Между тем, по неофициальным данным, долги достигли 31 миллиона евро.

Нуччо Бертоне умер в 1997 году. После его смерти дела компании пошли под гору. В 2009-м группа Bertone была вынуждена продать Фиату свой завод близ Турина (где отделение Carrozzeria Bertone выпускало серийные и мелкосерийные машины). В том же году вдове Лилли Бертоне удалось вернуть контроль над Gruppo Bertone и возглавить её. Однако преследовавшие фирму трудности заставили Лилли в конечном счёте создать новую компанию, де-факто с семейным бизнесом никак не связанную. Оставшиеся подразделения тщетно пытались выжить ещё несколько лет.

Имущество группы будет распродано. А его не так уж много. Главное сокровище — коллекция автомобилей студии, которую итальянцы уже признали историческим национальным наследием (несмотря на это, в 2011 году некоторые экземпляры были проданы). Ещё есть земля и несколько зданий с оборудованием. Вот и всё, что осталось от былой империи, создававшей и великолепные концепты, и мелкосерийные и даже серийные машины под своим именем, не говоря уж о дизайне серийных легковушек для других производителей.

В 2012 году компания отметила столетний юбилей концептом Bertone Nuccio. Уже тогда финансы трещали по швам, но никто и не предполагал, что история фирмы подойдёт к финалу уже через пару лет.

Даже бренд Bertone и известный на весь мир логотип в виде стилизованной «b» не являются частью активов Stile Bertone. Права на их использование истекают в конце нынешнего года. Чтобы их продлить, новым владельцам студии (если таковые вдруг материализуются) придётся договариваться с другой фирмой — Bertone Cento, которую контролирует Лилли Бертоне. Однако вдова уже передала соответствующие полномочия вновь созданной в Милане дизайнерской студии Bertone Design. Правда, эксклюзивные права на имя и знак не касаются автомобилей. Bertone Design пока довольствуется уже имеющейся широкой специализацией — от зданий до поездов.

В последние несколько лет держаться на плаву студии Stile Bertone помогали китайские заказы на дизайн серийных автомобилей (на фото седан Riich G5). Но это лишь отсрочило печальный финал.

Есть информация, что некоторые из последних клиентов Stile Bertone, такие как BMW и BAIC, уже перешли к Bertone Design. Так что судьба исторического кузовного ателье в Турине, похоже, предрешена. Единственное возможное спасение — выкуп каким-нибудь дизайнерским бюро или крупным автопроизводителем. В качестве примера вспомним переход студии Italdesign Giugiaro под контроль Фольксвагена в 2010 году. Но хэппи-энда может и не быть. Что же на самом деле произошло с компанией? Майкл Робинсон, последний директор Bertone по дизайну отказывается говорить об этом. «Перевернув страницу, я не могу позволить себе быть втянутым в эту долину слёз, — заявил он журналистам. — Реальные преступники должны быть повешены на дереве».

История

Об истории студии Bertone, по-хорошему, можно написать целую книгу, заполненную фотографиями десятков автомобилей. Мы расскажем о ключевых моментах. Компания была основана в 1912 году Джовани Бертоне. Вместе с несколькими рабочими он строил гужевые повозки. Лишь в начале 1920-х Бертоне расширил бизнес и начал создавать машины на шасси от компаний SPA и FIAT, Lancia и Diatto, ряда других. Тогда же Джовани начал разрабатывать облик серийных автомобилей для других фирм, например, Ansaldo 6BS 1928 года (правый нижний снимок).

В 1933 году в возрасте 19 лет в компанию отца пришёл работать Джузеппе «Нуччо» Бертоне. После Второй мировой войны он возглавил фирму, тогда же она разделилась на два крыла: Carrozzeria Bertone (производство машин) и Stile Bertone (собственно дизайн), а потом ещё добавились Bertone Engineering и Bertone Glass. Настоящий расцвет начался в 1950-1960 гг., когда студия один за другим выдавала на гора интересные концепты, а также разрабатывала дизайн для серийных легковушек. Слева направо: экспериментальный Abarth 1500 Biposto 1952 года (дизайнер Франко Скальоне, работавший в Bertone), Alfa Romeo B.A.T. 5 1953 года (первый из трёх концептов Berlina Aerodinamica Tecnica опять же кисти Скальоне). В 2008-м, уже после смерти Франко, студия продолжила эту тему концептом B.A.T. 11 и даже хотела запустить его в мелкую серию, но не сложилось. В нижнем ряду: серийные купе Alfa Romeo Giulietta Sprint работы Скальоне (1954) и BMW 3200 CS (1962), нарисованный в туринской студии.

В 1959-м близ Турина для Carrozzeria Bertone был открыт собственный завод, способный выпускать до ста тысяч машин в год. Его звёздный час — вторая половина шестидесятых и семидесятые годы, когда здесь производили Fiat 850 Spider и Volvo 262 C (верхний ряд снимков). Нужно ли говорить, что их дизайн тоже был создан в студии Нуччо? Серийный выпуск подготовил Bertone к тому, чтобы стать не контрактным, но автономным производителем. Это случилось в начале 1980-х, когда компания FIAT полностью передала Bertone производство своих моделей Fiat Ritmo Cabrio и Fiat X1/9 (нижний ряд), ранее нарисованных в самой студии. Причём с этого момента выпускались они под Турином с шильдиком Bertone, а не Fiat.

Отдельная глава в жизни ателье — период Марчелло Гандини, сменившего в качестве ведущего дизайнера Bertone другого титана — Джорджетто Джуджаро. Из-под пера Марчелло вышли такие серийные суперкары, как Lamborghini Miura (1966), Espada (1968) и Countach (1974). Он же создал концепт BMW 2200ti Garmisch (1970), который через два года силами француза Поля Брака трансформировался в серийную «пятёрку» BMW первого поколения. Хэтчбек Citroen BX (1982) — тоже работа Гандини.

Марчелло создал концепт Lancia Stratos Zero (1970) и последовавший за ним спорткар Stratos (1972), блиставший на ралли. Что до работ всей студии, то тут трудно остановиться на самом важном. В восьмидесятые и девяностые продолжилось сотрудничество с автопроизводителями (больше десятка компаний в разное время работали с бюро, от Lamborghini до Daewoo). К примеру, Opel Astra Coupe и Astra Cabrio (2000 год) поколения G были сконструированы и выпускались именно в Bertone.

В 2000-x ателье продолжило выпускать шоу-кары: Birusa, Mantide, Jaguar B99. Были и работы по серийным автомобилям, например, дизайнеры Bertone нарисовали для Chery малолитражку А1 (Kimo), а для Фиата — прообраз Панды второго поколения. Было любопытное пересечение и с нашей страной — в 2009 году студия выполнила рестайлинг внедорожника Chevrolet Niva. Однако доходы от этих проектов не покрывали затраты, и весной 2014-го компания подала заявление о банкротстве.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...