Бои формуляров: Браун выиграл два гран-при и один суд

Рафаэль Гиззатуллин,

Росс Браун заявил после слушания, что не держит зла на коллег, пытающихся затормозить его команду всеми доступными средствами. Даже несмотря на то, что адвокат Ferrari, бывшей команды Брауна, Найджел Тоцци назвал его самонадеянным и высокомерным. Это бизнес, ничего личного.

Сегодня за победу в Формуле-1 всё чаще приходится биться не на трассе, а в суде. Примеров масса, вот в Бельгии-2008 — буквально Масса. Тенденция обещает усилиться в нынешнем сезоне. Прошедшее заседание апелляционного суда FIA, посвящённое протестам против конструкции диффузоров Брауна, Тойоты и Вильямса, два экс-чемпиона мира — Алонсо и Райкконен — назвали решающим событием чемпионата. Дожили.

Под вопросом оказались итоги двух первых этапов сезона. Команды Ferrari, Renault и Red Bull подали протест ещё в Австралии, в Малайзии к ним присоединилась BMW и позднее McLaren. Оба раза стюарды гран-при признавали спорные болиды соответствующими требованиям и допускали их на старт. Последним шансом затормозить «выскочек» была апелляция на решение комиссаров гонки, которую и рассматривали в Париже 14 апреля.

Диффузоры болидов Brawn BGP001 и Williams FW31. На BMW F1.09 — классическое решение. Переделать такой диффузор будет непросто: надо перестраивать всю аэродинамику машины.

Чтобы понять природу разногласий, нужно лезть в технические дебри. Диффузор в Ф-1 — конструкция в задней части болида, которая оптимизирует проходящий под днищем поток воздуха, увеличивая его скорость и снижая аэродинамическое сопротивление машины. Чем больше площадь вертикального сечения выходящего потока, тем выше разрежение под днищем и, следовательно, тем больше прижимная сила.

Поэтому размеры диффузора регламентируются, и пункт 3.12.7 технических правил FIA в редакции 2009 года гласит: «Детали кузова, видимые снизу машины и находящиеся между осью задних колёс и отстоящей от неё на 350 мм линией, не могут быть выше 175 мм над плоскостью трассы». Всё вроде бы чётко. Но ничто здесь не запрещает разместить выше отметки 175 мм над дорогой что-нибудь не видимое снизу.

Для сравнения: болиды «диффузорной банды» и «протестантов», вид сзади.

Правда, есть ещё пункт 3.5: всё, что выше плоскости 200 мм (читай — заднее антикрыло), должно быть не шире 750 мм, а всё, что ниже (диффузор), — не шире 1000 мм. Но между 200 и 175 мм существенная по меркам Ф-1 разница. В эту щель в правилах конструкторы Брауна и Вильямса и вставили дополнительные аэродинамические элементы, за что их конструкции прозваны «двухпалубными».

Диффузор автомобиля Toyota TF109. Заглядывать под хвост болидам по ходу сезона придётся неоднократно: техническая гонка 14 апреля фактически стартовала заново, но с изрядной форой у Брауна, Вильямса и Тойоты.

Тойотовцы пошли ещё дальше: они использовали область на продольной оси болида шириной 150 мм. Пункт 3.10.5 предполагает, что её высота находится в пределах 200–400 мм. Зона эта предназначена для размещения элементов безопасности, в частности заднего фонаря, но опять же никто не запрещал её аэродинамического применения. Остальные семь «конюшен» соорудили диффузоры в виде различных вариаций обычной простой «гребёнки».

Сейчас Red Bull — единственная команда из «протестантов», способная на равных гоняться с тройкой возмутителей спокойствия. Но и они собираются переделывать машину. Их босс Гельмут Марко уже заявил, что версия с двойным диффузором появится на Гран-при Монако в конце мая.

Хотя трудно поверить, что до двойных диффузоров больше никто не додумался. Действительно, пострадавшие утверждают, что представляли подобные проекты ещё весной 2008 года, но не добились их утверждения. Не видя эскизов, нельзя сказать почему. Впрочем, Тойота тоже узаконила свой вариант после нескольких неудачных попыток. А история с Red Bull вообще загадка. Эдриан Ньюи заявлял в феврале на презентации RB5: мы смотрели это решение, но отказались от него по причине бесперспективности. Чтобы Ньюи да так промахнулся!

Суд поставил точку в спорах: все претензии отклонены. Неудивительно, ведь признание двукратной ошибки техкомиссии во главе с Чарли Уайтингом и отмена результатов двух гонок уничтожили бы репутацию FIA. Компромисс — признание текущих результатов с запретом двойных диффузоров на будущее — не прошёл, вероятно, по политическим причинам. Вряд ли FIA в ущерб себе стала бы поддерживать лидеров FOTA — Ferrari и Renault, с которыми и так находится на ножах из-за сокращения бюджетов и прочих щекотливых вопросов.

Только Force India подчеркнуто отстранилась от всех дрязг. Интересно, что прячет в рукаве Виджай Малья?

Таким образом, Браун может дальше наслаждаться лидерством в обоих зачётах. А его соперникам предстоит круглосуточная работа без выходных. Против них и плотный старт чемпионата: в эти выходные стартует Гран-при Китая, а ещё через неделю — гонка в Бахрейне. Пока отставшие настигнут конкурентов за кульманом, те могут создать неотыгрываемый очковый задел. Возможно, Фернандо и Кими ничуть не сгущают краски.

Комментарии
Поделиться
Лайкнуть
Отправить
Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...