Купаемся в Мерседесах на полигоне службы охраны

Константин Болотов, . Фото: Mercedes-Benz

Инструкторы следят, чтобы на «эс-эле», звезде курсов, успел поездить каждый. Но лучше держать ухо востро — не давать оттереть себя от родстера и выпроваживать из него тех, кто уже поездил и «забыл» выйти.

Подумать только, я — и на полигоне ФСО. Вот ведь занесло! А полигон-то без преувеличения огромен. Кинешь взгляд с одного конца в другой — и взгляд летит, летит, пока не упадёт, стукнувшись о бетонный забор. Простор позволяет тут развернуться пятнадцати Мерседесам, и все они действительно крутятся на бескрайней площадке. Седаны, купе, внедорожники, минивэны — тут всё и сразу! Повышать водительское мастерство можно на любом из автомобилей, время от времени пересаживаясь с одного на другой. Каждый из нас должен опробовать с десяток самых разных моделей. Взять, к примеру, этот большой чёрный Мерседес. Беру — и через пять минут уже лечу на нём в заносе. (Говорю же, вот занесло!) Причём мой новый громадный знакомый — это не ML, не старичок Geländewagen и даже не GL. Он называется Viano, этот автобус.

Мерседесовцы утверждают, что арендуют спецполигон Федеральной службы охраны на банальной коммерческой основе: оплатили 50 тренинг-дней в этом году, в следующем заказали столько же. Про тесную дружбу марки с госструктурами не вспоминают. Искали, говорят, качественную площадку и нашли автомотоклуб ФСО России. Клуб этот осенью 2008 года отстроил для себя учебно-тренировочный комплекс на 66 тысячах квадратных метров в окрестностях городка Старая Купавна, что в двух десятках километров от МКАД по Горьковскому шоссе. Понятное дело, для Гаража особого назначения полигон оборудовали по последнему слову, чтобы не было равных в стране. И вот такую площадку, как бы случайно, нашёл себе Mercedes-Benz. Её теперь попробуй найди: ни указателей, ничего.

Единовременно на полигоне будет заниматься группа из 20 учеников. На всех выделяют десять автомобилей (пять из 15 машин академии — запасные). Стало быть, в течение года за 50 арендованных у ФСО дней обучение в академии должны пройти 1000 водителей.

Спроектировал полигон ФСО сам немец Герман Тильке, монополист — создатель формульных трасс. Прославленный гоночный архитектор самолично приезжал сюда контролировать наших строителей. Немецкого контроля на автодроме хватает и сейчас — тренерский штаб школы Мерседеса состоит из поджарых граждан ФРГ. Они выступают проводниками методик и программ обучения и всё ещё подбирают кандидатуры русских инструкторов, возлагая особые надежды на выходцев из особого гаража ФСО. Эти кряжистые мужчины в тёмных очках и таких же, как у мерседесовцев, белых рубашках помогают на полигоне.

Открыть в России что-нибудь эдакое учебное мерседесовцы собираются давно. Декларацией о намерениях можно считать мероприятие 2003 года на Дмитровском полигоне. Причём та разовая программа Mercedes-Benz Active Safety Experience от курса нынешней академии «в гостях у ФСО», как ни странно, имеет по сути лишь одно существенное отличие — семь лет назад у Мерседеса были другие, «старые» автомобили.

Глядя же на нынешний автопарк академии, приходится присвистнуть — чего тут только нет! Задне- и полноприводные седаны С-, E-, CLS- и S-класса, кроссоверы GLK и вся линейка внедорожников: ML, GL, G. В наличии даже пара суперседанов С 63 AMG и E 63 AMG, а также гламурный родстер SL. Чего тут нет, так это купе SLS AMG — его и не будет.

Микроавтобусы Viano абсолютно равны в правах со всем прочим автопарком академии — на них в полной мере выполняются любые упражнения курса. Viano принимал участие в журналистском мероприятии, но для клиентов он пока не доступен.

Филиалом международной школы Мерседеса — AMG Driving Academy — российскую академию не назовёшь, поскольку в Старой Купавне нет вообще никакого прицела на спорт, тогда как в Германии, например, вас при необходимости подготовят к профессиональным гонкам по Северной петле. А если попытаться сравнить наше заведение с британским аналогом, который действует под точь-в-точь такой же вывеской? Нет, там 12-летние школьники прилежно учатся ездить на A-классе, и вообще — там дружелюбная автошкола для водителей всех возрастов и разного уровня подготовки. Таким образом, ближайший аналог, пожалуй, — канадская академия. Тоже несколько курсов, тоже больше десятка машин, которыми меняются ученики, и то же название. Только ФСО нет.

Жаль, что аналогия с Канадой ничего нам не даёт, а то для всесторонней оценки новой школы остро не хватает данных. Ведь российская Mercedes-Benz Driving Academy настолько молода и нова, что не провела ещё ни одного занятия для клиентов. Заработать по-настоящему академия должна с 15 сентября. А пока о ней можно судить лишь по презентациям для журналистов. Это сложно, поскольку очевидно — на практике всё будет иначе.

Полноприводный кроссовер GLK — универсальное учебное пособие хоть для летнего, хоть для зимнего сезонов в академии.

На практике, во-первых, вместо приветственных слов гостей из Германии зазвучит-таки некая лекция, слушателю которой пригодятся ручка и блокнот. Немцы теоретическую мини-вводную дают уже на полигоне: показывают правильную посадку и рекомендуют держать руль «на три и девять часов» — вот и всё. Во-вторых, в ходе практических занятий можно будет надеяться услышать от наставников не только похвалу. Учтивые штутгартцы разве что констатируют факты, а если вдруг и советуют, то откровениями не балуют. В-третьих, когда инструкторы перестанут нуждаться в переводчиках, высвободится колоссальная прорва времени, и эти часы, может статься, нужно будет ещё придумать, на что потратить.

Впрочем, в трудностях перевода есть несомненный плюс — само присутствие немцев, их необязательные рассуждения, нахваливание автомобилей, обмен любезностями и просто всякие «форштеллен» и «мёглихькайтен» привносят совсем не лишний, штутгартский, что ли, колорит. Но если ему найдётся равнозначная ударная замена, академия только выиграет.

Главные водные аттракционы ФСО, увы, остались за рамками базового курса: и 60-метровая ванна для аквапланирования, и фонтаны, создающие преграду для «лосиного теста». Хотя нечто подобное мы уже видели в школе Audi.

Первое время в академии курс будет всего один — базовый, в летнем и зимнем вариантах. Разнообразие обещают в 2011 году: и программу для продвинутых водителей, и «факультет» для профессиональных драйверов, и курс по внедорожной тематике. Но подробно мерседесовцы пока готовы говорить только о базовом тренинге — одном восьмичасовом занятии стоимостью 18 тысяч рублей.

Фабула тренинга — моделирование критических ситуаций, чтобы водители научились с ними уверенно справляться. В программе курса четыре основных упражнения в диапазоне скоростей от 30 до 80 км/ч. От традиционных змейки, переставки и экстренного торможения, разумеется, никуда не деться в любой школе водительского мастерства. Однако академия Мерседеса разнообразила эти задания переносом их выполнения на искусственный лёд. Змейку по такому случаю переименовали в «слалом»: она от этого практически не изменилась — ну стала чуть скользкой, только и всего.

Переставку хоть и обозвали «перестановкой», зато совместили с аварийным торможением на «льду» и объездом препятствия. Бьёшь по педали, наваливаешься на неё всем весом и пытаешься аккуратным, но быстрым рулением «обскользить» то, что галантный немец по-книжному назвал «выпавшим багажом». Первым на этом задании мне достался S-класс, и укротить его не удалось — задавил и диван, и чемодан, и саквояж. Полученный следом GLK оказался послушнее и оставил в живых корзину и картонку с собачонкой. Экстренным торможением больше всего запомнился G 500 — я уверен, он скрежещет по асфальту выбрасываемым из днища огромным ржавым якорем.

Четвёртое упражнение неспроста подаётся как нечто особенное — это «поимка» и выравнивание автомобиля после подземного толчка. Так называемая плита динамического заноса производит под машиной своего рода тектонический сдвиг: подземный великан, ошалевший от шума на поверхности, бьёт шваброй в потолок — эй вы там, наверху! И корма любого Мерседеса резко отлетает в сторону.

Плита динамического заноса по-немецки именуется Schleuderplatte. На полигоне ФСО работает установка австрийской фирмы Dorninger Hytronics. Преимущество данной модели TRUCK SP07 в том, что она способна «принять» как легковушки, так и грузовики массой до восьми тонн. Система действует в диапазоне скоростей 20–65 км/ч. К ней следует подъезжать на ровном газу, чтобы наземные датчики правильно сориентировали компьютер, который даёт команду гидравлическим механизмам. Привод при помощи гидроаккумуляторов резко смещает плиту в бок на расстояние до 40 см.

Предполагается, что от «ловли» водитель получает определённый кайф. Более того, штутгартцы убеждены, что русские без ума от этого весёлого упражнения. Кажется даже, немцы заговорщически подмигивают, предвкушая сокрушительное воздействие на тебя данного аттракциона. А ты идёшь, споткнулся, упал, отряхнулся и подумал, что гораздо лучше всё-таки ходить не спотыкаясь.

Помимо плиты в программе возможен ещё один гвоздь — пятый элемент, незатейливо названный «соревнование»: слушатели курса по очереди проезжают на время небольшую кольцевую трассу. Кто быстрее, тот и молодец. Состязательный конкурс мерседесовцы обещают распространить не только на базовый, но и на все остальные курсы.

Табло показывало, на какой скорости ты влетел в экстренном торможении на скользкий «лосиный тест». Значения инструкторами не обсуждались и демонстрировались с одной целью — водителю на заметку.

Столько всего и сразу — разных автомобилей, всяких упражнений, сил, времени, денег — но с самого начала занятий явно ощущалась нехватка чего-то значимого. Может, мне не хватает водительских навыков и умений? Бесспорно. Однако академия, хоть и учебное по определению заведение, оказалась просто удачным местом, где ты выполняешь задание в меру уже имеющихся способностей и взамен просто слышишь похвалу или констатацию очевидной ошибки. Без внятной методики обучения, без уроков, без лекций академии как-то не выходит... Зато получается познавательное учреждение Mercedes-Benz Experience, и ведь это отлично!

Попробуем отнестись к покупке курса за 18 тысяч как к приобретению подарочного сертификата, глянцевого билета на ёлку в мир Мерседеса. Если мир этот имениннику совсем не знаком — замечательно вдвойне. О, тогда его ожидает волшебный калейдоскоп штутгартских моделей — очень, знаете ли, стремительный круговорот.

В условиях школы «скользко» означает «безопасно». Вода не даёт высоким внедорожникам крепко упереться шинами при скоростных манёврах и сделать ненароком «уши».

Медлить нельзя, пора выполнять упражнение, за тобой очередь. Ты едва успеваешь подстроить под себя кресло и руль. В каждой машине осмотреться удаётся кое-как, и в голове отпечатываются какие-то общие для мерседесовских автомобилей детали, например остроугольные лопатки зеркал и выложенные в форме кресла кнопки регулировки сиденья. Внимание уделяешь основополагающим вещам. Просторно или тесновато, низко лежишь или высоко сидишь. В определённый момент уже невозможно точно сказать, в каком из Мерседесов ты находишься. C 220 CDI, C 350 4Matic, C 63 AMG, E 300, E 350, E 350 4Matic E 63 AMG CLS300S350...

Легко представляется выпускник базового курса, который тыкает пальцем в первую попавшуюся трёхлучевую звезду с криком: «Вот! Именно на таком я и ездил!»

Под конец занятий ты, изрезанный преднатянутыми системой Pre-Safe ремнями, выбираешься не из конкретной машины, а из собирательного образа марки Mercedes-Benz, абстрактного, но оттого не менее роскошного. Выходишь с чувством глубокого удовлетворения фактом, что сегодня поездил на Мерседесах за себя, за того парня и, возможно, за целый провинциальный городок да на годы вперёд. Получил всё и сразу, причём ещё не абы где, а на базе спецслужбы, охраняющей самого президента и премьер-министра. Почётна и завидна наша роль!..

В один кадр полигон не помещается. Он всегда виден либо без конца, либо, как на этом снимке, без начала. За спиной фотографа почти такое же поле.

На выезде с полигона замечаю, что колючей проволоки нет, наблюдательных вышек тоже. Тут волей-неволей задумаешься — как же охранять среди полей и лесов такую необъятную площадь. Оберегать весь этот многослойный пирог со сложной технической начинкой наверняка есть от кого. Например, от курильщиков. Если окурок попадёт в проложенную под асфальтом систему полива — хлопот не оберёшься. А ещё датчики там и сям... В размышлениях об охране одёрнул я себя как-то запоздало — ну да, это ж владения ФСО, она как-нибудь справится.

За кадром

На полигоне свою принадлежность к ФСО открыто и гордо демонстрируют не только автомотоклуб и умывальник, но и некоторые люди. Фотографию человека в футболке с символикой Гаража особого назначения нам публиковать запретили, зато мы можем показать его бейсболку.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...