KUNST! Детские игры взрослых инженеров

Екатерина Квашенкина, . Фото фирм-производителей

Каковы характеристики педального автомобиля? Заявленная мощность — 0,33 л.с. Хотя это — отдача взрослого, а ребёнок развивает гораздо меньше. Запас хода — покуда хватит сил, а расход топлива зависит от аппетита седока.

Мечта об автомобиле начинается с детства. Но в пятилетнем возрасте рассчитывать на то, что тебе на Новый год подарят Ferrari или Porsche, не приходится. Или всё же можно? Ещё как! Прибыль есть прибыль, и коли можно извлечь её из клиента, которому впору вытирать сопли, ни один автопроизводитель не откажется.

История педальных автомобилей начиналась аж в 1890-х годах. Стоило Карлу Бенцу сконструировать свой первый трёхколёсный самодвижущийся экипаж с ДВС, как уже через десять лет ушлые американцы стали выпускать такой же, но на мускульной тяге. Называлось это чудо зарождающегося автопрома велокаром. К сожалению, имя изобретателя похоронено в архивах американского патентного бюро. Известно, однако, что самый первый велокар был рассчитан на взрослого потребителя. Который, кстати, новинку проигнорировал.

В 20-е и 30-е годы педальные машинки не были массовым продуктом. Они доставались только самым богатым детям. Ну или тем, кого автопроизводители добровольно одаривали сувениркой. Что одно и то же, в общем-то. Например, в 1938 году по педальному Ситроену 5CV получили дочери английских принцесс Маргариты и Елизаветы.

Вернулись к идее веломобиля лет через двадцать. На этот раз автоконцерны решили взяться за изготовление велокаров для детей. Маленькие автомобильчики с педальным приводом внешне копировали взрослые модели. А новый бизнес служил одновременно двум целям — рекламе и получению прибыли от непрофильного производства.

После Первой мировой войны компания Citroen наладила производство игрушечной копии своей рабочей лошадки 5CV. Машинка была фирменного ярко-жёлтого цвета «цитрон». Продавали её через официальных дилеров, а такой был даже в молодой Советской России. В СССР привезли лишь одну такую игрушку, и она была мгновенно продана. Но кому — неизвестно.

Соотечественник Андре Ситроена, Этторе Бугатти, пошёл другим путём — сделал копию своей спортивной модели Type 35. Игрушка получила собственное имя Type 52, и её даже включили в официальные каталоги марки. Что, кстати, очень путало покупателей, ведь модель была далеко не малюткой: длина составляла 3,3 метра. Правда, к 1929 году Type 52 лишили педалей и превратили в подростковый электромобиль с 12-вольтовым мотором. Но электромобили — это уже совсем другая история.

Первые педальные машинки делали из той же стали, что и автомобили для взрослых. Отчасти поэтому Вторая мировая война положила конец и детскому бизнесу Ситроена и Бугатти. Но после войны индустрия педальных машин не только восстановилась, но и пережила настоящий бум. Подешевел алюминий, появились пластмассы...

В 50-х годах ударниками педального фронта стали британские автопроизводители. Фирма Austin наладила выпуск модели Junior40, похожей на реальную машину Austin A40. Эта английская педальная игрушка оказалась самой популярной на Западе. Без какого бы то ни было рестайлинга автомобильчик выпускался до 1971 года, и своих покупателей нашли 32 тысячи педальных «Юниоров».

Сейчас педальные машинки Austin Junior40 изредка встречаются на аукционах. Причём стоят раритеты не слишком дорого: игрушку в приличном состоянии можно купить за 3500 фунтов стерлингов.

Советский Союз не отставал от веяний мировой моды. Ещё в 30-е годы на свет появились опытные образцы детских автомобилей, которые затем пошли в серию. Интересно, что со временем трансформировался только дизайн. А технически игрушки не претерпевали принципиальных изменений. В течение полувека сохранялась конструкция: несущий кузов, педальный привод возвратно-поступательного типа, зависимая подвеска...

На заводе АЗЛК ударников труда премировали педальными машинками. Вот так продукт расходился по рукам, не попадая на прилавки советских магазинов.

На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей. С 60-х годов, когда предприятие переименовали в АЗЛК, здесь действовала отдельная конвейерная линия, с которой сходили миниатюрные копии «Москвичей».

Что общего у Renault Logan с педальной машинкой? Их делали в одном цехе!

Стоили эти игрушки будь здоров — около 30 рублей (ползарплаты молодого инженера). А сколько их было выпущено за полвека — никто точно не знает. Известно лишь, что в СССР педальные машинки всегда были в страшном дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно.

С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные. Сейчас в России можно купить педальный автомобильчик любой иностранной марки. Но не всякая машина с фирменным шильдиком может считаться оригинальной.

В начале 2008 года Ferrari выпустила педальные машинки, напоминающие модель FXX. Игрушки были двух типов — попроще, за $700, и покруче, по $2200. Последние комплектовались бортовым компьютером с электронным спидометром, семиступенчатой коробкой передач да креслом-ковшом в спортивном стиле с четырёхточечными ремнями безопасности.

Только в Ferrari и Porsche производство каров педальных поставлено на поток. Обе фирмы обзавелись дочерними подразделениями Ferrari Toys и Porsche Toys. По их заказу фабрики игрушек делают и педальные машинки, и электрические, и коллекционные модельки, и мягкие игрушки... Ferrari Toys сотрудничает даже с известным производителем конструкторов Lego.

Самый популярный сегодня педальный Porsche 911 делается из пластмассы и продаётся всего за $300. Сиденье автомобильчика можно регулировать, а в руль встроена пищалка, имитирующая клаксон.

Обе фирмы обновляют модельный ряд педальных каров в среднем каждый год. Но большинство модификаций изготовляется мизерными партиями — от ста до тысячи штук. Эти товары — раритеты от рождения. Они расходятся по коллекционерам и фанатам, которых дилеры заранее извещают о новинках. Народных машинок у именитых брендов поменьше. Такими, например, стали педальные Porsche 911 и Cayenne, Ferrari Enzo и F1. Все они простые, пластиковые, без каких-либо наворотов. И, кстати, совсем небольшие — для детей до шести лет.

Другие производители выпускают детские автомобильчики от случая к случаю. За последние пять лет на рынке появились педальные Audi TT, Alfa Romeo 8C, BMW M6 Convertible и Z4, Mercedes-Benz SL, Jaguar XK, VW New Beetle, даже новый Fiat 500. Все эти модели автопроизводители делали не сами — они лишь выдавали лицензии игрушечным фирмам. Поэтому машинки отличаются друг от друга только формой да цветом кузова и сиденья. И цены у них близки: в разных магазинах они продаются по 200–300 долларов.

Педальная версия Ferrari 116 MM — один из раритетов, выпущенных производителем мизерным тиражом в честь победы в Ле-Мане 1949 года. Гонку выиграл автомобиль под номером 22, воплощённый в этой модели.

Педальный эксклюзив появляется ещё реже лицензионных изделий. И стоит на несколько порядков больше. Рекорд поставила велокопия спорткара 1936 года Auto Union Type C, фотографию которой мы сделали заглавной. Машинка продавалась пару лет назад у официальных дилеров Audi по $13 тысяч. Впрочем, там было за что платить, — у маленького «Аутоюниона» были даже дисковые тормоза и семиступенчатая коробка передач. В Ингольштадте собрали только 999 таких машинок и не гнушаются выставлять эту модель на взрослых мотор-шоу.

Чтобы выпустить педальный Auto Union Type C, инженеры Audi разработали более девятисот уникальных деталей.

Под нынешний Новый год свой вклад в историю педальных машин внесла британская фирма Morgan. Скоро увидит свет игрушечный ветеран британского автопрома: модель SuperSport Junior выпустят к вековому юбилею компании. В отличие от массовых машинок для малышей эта рассчитана на подростков до 13 лет.

В фирме Morgan выпускают серийные автомобили в стиле 20-х годов, почти не меняя оригинальную технологию. А теперь взялись за игрушечную старину. И всё руками, руками.

Игры с Морганом обойдутся недёшево. Авторы собираются продавать SuperSport Junior по 2510 фунтов стерлингов. Впрочем, за эти деньги ребёнок получит полноценную игрушку с алюминиевым кузовом, горящими фарами и регулируемыми сиденьями. Есть и трёхступенчатая коробка передач, работающая с цепным приводом по классической велосипедной схеме.

На модели SuperSport Junior можно кататься где угодно. Но только не в квартире: автомобиль — больше метра в ширину — не во всякую дверь проедет.

Но главная ценность игрушечного Моргана — это масштабная модель, сделанная по оригинальным чертежам 1909 года! Первый автомобиль фирмы Morgan тоже был трёхколёсным и одноместным. Правда, старина Morgan мог похвастаться настоящим ДВС мощностью целых 8 л.с. Зато педальных Морганов выпустят больше — около пятисот штук. И все они будут собираться вручную под заказ.

В базовой комплектации у педального Моргана тканевый салон. Но за дополнительные 250 фунтов можно заказать кожаную обивку.

Честно говоря, нам невдомёк, почему так не развит рынок детских автомобилей. Всякого электрифицированного хлама полно. А самоходных велотренажёров, прививающих детям техническую эстетику, — единицы. Даём подсказку тем, кто ищет нишу в игрушечном бизнесе, — обратите внимание на автостарину: в архивах полно чертежей, за использование которых уже никто не попросит денег. А вот спрос на качественные игрушки будет всегда.

Велокар по-взрослому

Хоть американцы и получили первый патент на взрослый велокар, честь его изобретения принадлежит отечественному Кулибину. Знаменитый механик ещё в 1791 году продемонстрировал в Петербурге трёхколёсную самокатку, приводимую в движение педалями. Один человек стоя нажимал на педали, а ещё двое могли ехать на единственном сиденье, ничего не делая.

Педальные машины — необязательно детские игрушки. Веломобили начали делать для взрослых, развивается это направление и сейчас. Правда, если лет 150 назад велокары прочили в полноценные средства передвижения, то сейчас мало кто верит в перспективу этих устройств.

Во Франции с 1928 по 1938 год выпускался веломобиль для взрослых под названием Velocar Camionette. На таких ездили ослепшие ветераны Первой мировой войны — инвалиды крутили педали, а рулили автомобилем их жёны.

Двадцать лет назад созданием гоночных веломобилей увлеклись питерские конструкторы Александр Галкин и Андрей Кудрявцев. Они разработали больше десятка аппаратов, на которых побеждали в разных соревнованиях. И неудивительно — например, педальный «Дельфин-1» мог ехать со скоростью 70 км/ч!

Велокары прошли три этапа эволюции. Сначала транспорт был прогрессивной новинкой, потом — дешёвой альтернативой. А сейчас педальные машины вдохновляют современных Кулибиных, всё ещё мечтающих заново изобрести велосипед.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...