Нового теста Porsche 911 серии 991 мы не планировали. На Драйве уже есть отличный исчерпывающий текст, написанный самим Санта-Клаусом. Лично я слегка расстроился, когда прочёл материал Серого Старого: сложилось впечатление, что с переходом на новый электроусилитель руля «девятьсот одиннадцатый» утратил какой-то ключевой ген Porsche. О чём-то подобном пишет и западная пресса. Мол, да, классный автомобиль, но при всей своей привлекательности он уже не радует водителя-энтузиаста, как прежде.
Горечь в воздухе чувствуют, видимо, и в Porsche, раз пускаются на нехитрые уловки. Едва 400-сильное купе Carrera S появилось в российском пресс-парке, представительство предложило мне только обкатанную машину на уикенд: не для работы, а как бы для частного знакомства. Составить своё мнение.
Их план сработал. Ни к чему не обязывающий формат «примерки на себя» оказался продуктивнее целевого теста. К вечеру первого дня мне стало ясно, что удержать в себе такой объём впечатлений нереально. Porsche не зажигает? Я протестую, коллеги! Даже на зимних шинах автомобиль фееричен. Быстро набросав канву видеосюжета, я попросил Алексея Смирнова взяться за видеокамеру.
Купе нам дали не для работы, но я не смог не вставить свои две копейки в продолжающуюся полгода дискуссию. Сюжет, конечно, до неприличия субъективный. Но для информационного баланса не хватает такого взгляда на Porsche. Вне гоночных треков, без экспертного холода — просто впечатления человека, видящего в Porsche 911 автомобиль на каждый день.
Впрочем, всё, в чём укоряют Porsche эксперты, имеет место быть. По системе возрастного рейтинга голливудских кинолент «девятьсот одиннадцатому» впору сменить лейбл с R на PG13. Купе стало таким покладистым, что с ним управится и ребёнок. Про блондинок вообще молчу. Однако все атрибуты взрослой жизни — на месте: имидж породистого спорткара, высочайшее внимание к деталям, исключительная динамика. Даже руль, став легче и свободнее от вибраций, не потерял в информативности. Скорее наоборот. В итоге «девятьсот одиннадцатый» как продукт чертовски хорош.
Можно сказать, что он цифровой, а не аналоговый. Но, эй! Когда последний раз вы видели в студии звукозаписи многоканальный магнитофон? Подавляющее большинство музыкантов пишутся на цифру. Потом печатаются виниловые пластинки, чтобы аудиофилы смаковали их на своих ламповых усилителях. Но, по сути, это уже просто разновидность пост-обработки.
Люблю смотреть на ламповый тракт усилителя, потому что огоньки триодов там теплятся точь-в-точь как в старом телевизоре «Рекорд», который мой отец ремонтировал собственноручно. Но гидронасос усилителя с приводным ремнём, простите, у меня никаких детских ассоциаций не вызывает. Какое мне дело до того, что его место занял электромотор? Обратная связь с машиной не пострадала, изменился лишь её характер из-за смены «носителя».
Конечно, особое ощущение руля в Porsche вплоть до серии 997 II — изюминка, но её недостаточно, чтобы терпеть недостатки предыдущей машины, от которых новая избавилась. Мне нравится, что Porsche теперь позволяет проводить вместе больше времени без лишних жертв. В пионерском детстве нормально мечтать о судьбе Мальчиша-Кибальчиша. О героической смерти за светлые идеалы. В юности грезить звуком «оппозитника» на максимальных оборотах — чтобы семь дней в неделю с перерывом только на сон. А в 36 уже и пожить хочется, и громкость иногда убавить.
Очень кстати, что плавность хода улучшилась. При всей феноменальной энергоёмкости подвески и спортивности настроек Porsche 911 воспринимается не менее комфортным, чем какая-нибудь «трёшка» BMW с M-пакетом вроде моей. Предыдущее поколение «девятьсот одиннадцатого» на наших дорогах было заметно жёстче и беспокойнее, тут инженеры Цуффенхаузена расширили свою компетенцию.
По-моему, каждому, кто печалится по утрате той самой изюминки в новой Каррере, нужно себя проверить. Напрячь воображение и представить, что есть возможность купить желанную комплектацию как 997-й модели, так и 991-й. Причём машину предыдущего поколения вам продают по новой цене, то есть сильно дешевле. Что выбираете? Я — 991.
Надеюсь успеть претворить чаяния в жизнь до того момента, когда купе перестанут оснащать механической коробкой передач (грозились, что в 2014-м). «Робот» — просто не моё. А ещё не понравился привод тормозов: он стал чересчур гражданским. Раньше замедление регулировалось скорее изменением усилия на педали, чем её ходом. Но обыкновенный покупатель, как не раз объясняли немцы, не понимает такого спортивного алгоритма. И вот ход педали заметно увеличился...
В отведённое нам время мы не уложились, пришлось брать автомобиль на досъёмку. Повторно нам его выдали уже на летних шинах. С одной стороны, к рулю так ещё меньше вопросов. С другой — машина преобразилась: перестала скользить по первому требованию и впилась в дорогу мёртвой хваткой. Почти не поддаётся на провокации. По дуге идёт, будто по рельсам. Кабы не перегрузки и головокружительный ход, впору заскучать.
Это всё система PTV — Porsche Torque Vectoring: выборочное подтормаживание колёс позволяет электронноуправлямой блокировке дифференциала ещё эффективнее распределять момент между ними. Наш тест-пилот Олег Кесельман прохватил на такой же «эске» по треку: аж дара речи лишился, так много она позволяет. Посмотрим времена при случае...
Я не пенял Porsche за Cayenne. В моём понимании перфекционизм маленькой фирмы, потратившей 60 лет на совершенствование купе 911, заслуживает того, чтобы она оставалась на плаву. Автоиндустрии не хватает такой вот одержимости и последовательности. А уж электроусилитель руля — это не внедорожник в модельном ряду, не Panamera или Macan, а совсем пустячок. С ним машина стала дружелюбнее и, вероятно, будет более коммерчески успешной.
Ради эксперимента я притащил на дилерский тест-драйв своего двухметрового приятеля, который давно симпатизирует Porsche 911, но банально не помещается внутри. Теперь влез, ибо просторнее. Прокатился. Решил прицениться — а машин нет. Квота на Россию в этом году — два десятка автомобилей, и все проданы. Есть несколько «девятьсот девяносто седьмых» в салонах, но пока их гидроусилители, воспетые многократно, отдыхают.
Паспортные данные
| Модель | Porsche 911 Carrera S (991) |
|---|---|
| Кузов | |
| Тип кузова | купе |
| Число дверей/мест | 2/2+2 |
| Длина, мм | 4491 |
| Ширина, мм | 1808 |
| Высота, мм | 1295 |
| Колёсная база, мм | 2450 |
| Колея передняя/задняя, мм | 1538/1516 |
| Снаряжённая масса, кг | 1395 (1415)* |
| Полная масса, кг | 1830 (1850) |
| Объём багажных отделений спереди/сзади, л | 135/205 |
| Двигатель | |
| Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива |
| Расположение | сзади, продольно |
| Число и расположение цилиндров | 6, оппозитно |
| Число клапанов | 24 |
| Рабочий объём, см³ | 3800 |
| Макс. мощность, л.с./об/мин | 400/7400 |
| Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 440/5600 |
| Трансмиссия | |
| Коробка передач | механическая семиступенчатая (роботизированная семиступенчатая) |
| Привод | задний |
| Ходовая часть | |
| Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
| Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
| Передние тормоза | дисковые перфорированные |
| Задние тормоза | дисковые перфорированные |
| Шины передние/задние | 245/35 ZR20 / 295/30 ZR20 |
| Дорожный просвет, мм | н.д. |
| Эксплуатационные характеристики | |
| Максимальная скорость, км/ч | 304 (302) |
| Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 4,5 (4,1)** |
| Расход топлива, л/100 км | |
| — городской цикл | 13,8 (12,2) |
| — загородный цикл | 7,1 (6,7) |
| — смешанный цикл | 9,5 (8,7) |
| Норма токсичности | Евро-5 |
| Ёмкость топливного бака, л | 64 |
| Топливо | АИ–98 |
| * В скобках — для версии с «роботом». ** С пакетом Sport Chrono Plus. | |
Цена и комплектация
| Porsche 911 Carrera S | |
|---|---|
| Фронтальные подушки безопасности | + |
| Боковые подушки безопасности | + |
| Надувные "занавески" | + |
| Крепление детского кресла Isofix | + |
| Система динамической стабилизации | + |
| Адаптивная подвеска | + |
| Автоматическая коробка передач | 168 370 |
| Адаптивный рулевой механизм | 12 556 |
| Пакет Sport Chrono Plus | 97 027 |
| Адаптивная выпускная система | 124 993 |
| Биксеноновые фары | + |
| Адаптивные фары | 33 674 |
| Датчики давления в шинах | 30 820 |
| Пакет электрохромных зеркал с датчиком дождя | 26 254 |
| Датчик света | + |
| Датчики парковки передние | + |
| Датчики парковки задние | 45 089 |
| Бортовой компьютер | + |
| Круиз-контроль | 18 835 |
| Двухзонный климат-контроль | + |
| Мультифункциональное рулевое колесо | 25 113 |
| Подогрев рулевого колеса | 12 842 |
| Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + |
| Наружные зеркала заднего вида с электроприводом | + |
| Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | 14 269 |
| Регулировка передних сидений по высоте | + |
| Cпортивные передние сиденья с электрорегулировками и памятью | 156 955 |
| Подогрев передних сидений | 22 544 |
| Вентиляция передних сидений | 50 796 |
| Аудиосистема Hi-End | 21 0605 |
| CD-магнитола с поддержкой MP3 | + |
| Интегрированная Bluetooth-система hands free | 31 391 |
| Люк | 81 046 |
| Иммобилайзер | + |
| Противоугонная сигнализация | + |
| Расширенная отделка салона кожей | 155 243 |
| Легкосплавные колёсные диски | 17 122 |
| Цвет "металлик" | 127 276 |
| Цена базовой комплектации, руб. | 5 093 000 |
| Цена протестированного автомобиля, руб. | 6 752 442 |
| + — входит в базовую комплектацию. | |
| * Цена опции в рублях. | |