В завершающей гонке сезона WRC-2012 победил Лёб

Дарья Мещерякова, . Фото: Citroen, rallyracc.com, motorsport.nextgen-auto.com

Для эльзасца это уже восьмой триумф на каталонской земле, и, возможно, последний, если Лёб не захочет выступать здесь в следующем году.

Финальный этап сезона-2012 в окрестностях Каталуньи начинался банально — в квалификации не было равных Себастьену Лёбу, а вот второе время, к радости российских болельщиков, выдал Евгений Новиков, выступающий в этой гонке на покрышках китайского производства DMACK. Так как в первый день трасса была проложена по гравийным дорожкам, то фавориты выбрали себе стартовые позиции во втором десятке. Как показал первый день боевого пути, это было не самое удачное решение. А всё изменила погода — прошедший дождь превратил дорогу в грязевое месиво, и положение только ухудшалось с каждым проездом автомобиля.

Несмотря на ненастную погоду, на испанских спецучастках собралось большое количество зрителей.

Для родного этапа марка SEAT обеспечила полный состав нулевых экипажей — с «баранками» на борту выступали Altea Freetrack, Leon и Toledo.

Лучше всех с условиями семи километров первого допа справился Латвала. Финн возглавлял протокол, хотя отрыв от Лёба составлял всего полсекунды, а от Хирвонена — 1,7. Дальше в первой десятке за ними расположились Солберг, Невилль, Танак, Остберг, Никара, Сордо и Прокоп. Новиков совершил ошибку на трассе, поэтому показал только 15-е время. Но уже следующий серьёзный спецучасток (44 км) сделал гонку нетривиальной и хорошенько перетряхнул очковую десятку. В лидеры вырвался Отт Танак, а в десятой доле секунды от него шёл Мадс Остберг — оба пилота поделили победу на втором CУ! Латвала не справился с обилием воды на дороге и потерял время из-за разворота, опустившись на пятую строчку. А Лёб просто проехал доп медленно, чтобы наверняка добраться до финиша, — француз занял четвёртое место. На третьей позиции удержался Хирвонен.

Яркко Никара — молодой финский пилот, до этого выступающий в ралли только на полусерийной технике и машинах Super 2000. Как и у всякого начинающего гонщика, у Яркко проблемы с финансированием. И для того чтобы дебютировать в автомобиле класса WRC за рулём Кантримена, финну два месяца пришлось напряжённо работать и даже собирать металлолом в родном городке. Что ж результат, показанный Никарой в Испании, скорее всего, привлечёт внимание новых спонсоров.

А вот дальше из гонки на этом спецучастке выбыли сразу несколько экипажей — Невилль, Солберг и Миккельсен сломали подвеску, причём в одной и той же яме на трассе. Петтер был недоволен Тьерри — француз первый угодил в эту ловушку, но и не подумал предупредить следующие за ним экипажи об опасности. Новиков же проехал СУ хорошо и благодаря сходам поднялся на девятое место, расположившись за Сордо, Прокопом и Никарой. На десятую строчку вышел Аткинсон, работающий в пятницу бульдозером. После следующего утреннего допа в списке финишировавших не досчитались Сордо и Прокопа — чех убрался ещё после финиша предыдущего СУ. Так что Новиков и Аткинсон поднялись ещё на пару позиций, а в десятку вошли Вейс и Брин. Перед обедом опять сменился лидер ралли — Остберг сумел опередить Танака, отрыв между ними составлял почти три секунды.

Нассер Аль-Аттия полностью сконцентрировался на выступлениях в ближневосточном первенстве по ралли и подготовке к Дакару-2013. Поэтому уже второй раз приглашает в свою команду Qatar других пилотов. В Италии за катарца отдувался Невилль, а в Испании выбор пал на Ганса Вейса-младшего. Молодой датчанин впервые получил в свои руки автомобиль WRC и справился с дебютом неплохо, держась на шестом месте до вылета в воскресенье.

Во второй половине пятницы Мадс излишне не рисковал и смог сохранить первую строчку. Но ему в спину уже дышал раскатившийся Лёб — к концу дня гонщиков разделяло полминуты. Латвала также набрал ход, как и француз, преодолев Хирвонена и Танака. Эстонец явно потерял концентрацию и пропустил вперёд ещё и Микко. Новиков сначала показал отличный результат, выиграв четвёртый доп, но на следующем СУ ошибся, вылетел с трассы и застрял в грязи. Выбраться своими силами экипажу не удалось, так что судьи записали сход. Но даже несмотря на пропуск двух допов, Евгений удержался в первой десятке, хоть и на последнем месте. Перед россиянином ехали Брин, Вейс, Никара и Андерссон. Аткинсон же вылетел из десятки с поломкой привода.

Элфин Эванс стал чемпионом WRC Academy ещё на этапе во Франции, в Испании молодой британец финишировал третьим в классе юниоров. В младшем первенстве соревнуются молодые пилоты (до 26 лет) на одинаковых переднеприводных хэтчах Ford Fiesta R2. В качестве приза победителю предлагается на выбор либо провести полный сезон за рулём автомобиля класса R2, либо пять этапов с машиной S2000.

Крейг Брин в прошлом году стал победителем WRC Academy, а в нынешнем сезоне переключился на категорию S-WRC, также выступая на Фиесте. В зачёте «суперов» главным соперником ирландца стал Пер-Гуннар Андерссон на Протоне. В Испании Брин сумел опередить шведа в гонке и взять титул S-WRC.

Субботняя секция ралли была проложена по асфальтовым дорогам, так что передача лидерства Лёбу была только вопросом времени. После пятницы и сам Остберг в этом не сомневался, но если бы норвежец не ошибся на восьмом допе, возможно, Мадсу и удалось бы удержать Себа позади. А так вперёд прошёл ещё и Латвала, оставив Остберга на третьей строчке. К концу субботы Мадс вовсе сдал и отдал последнее место на подиуме Хирвонену, а затем пропустил вперёд Танака. Эстонец прибавил темп и вознамерился в воскресенье побороться за подиум с Микко. В хвосте десятки начал прорываться Новиков, и хоть Евгений ехал в спокойном для себя темпе — к финалу дня россиянин смог подняться на восьмую позицию.

Для Себастьена Ожье испанская гонка стала последним ралли, где француз выступал на машине S2000. Себ закончил карьеру «супера» досрочно, сойдя в пятницу с поломкой двигателя. В целом заводской пилот Фольксвагена провёл неплохой сезон, заняв десятое место в абсолюте между Прокопом и Сордо. С нового года Ожье поведёт в бой Polo R WRC.

В субботу спустя пару часов после прибытия в сервис судьи наказали Новикова 10-минутным штрафом за слишком истёртые покрышки. Хоть резины у россиянина и осталось меньше обязательных 1,6 мм, доехал до ночного парка он без проблем и на целых шинах. Но с правилами не поспоришь, и, чтобы не схлопотать новых штрафов, в воскресенье Новиков ехал очень осторожно и неторопливо.

Жёсткое наказание от судей несколько выбило Новикова из колеи, и в воскресенье пилотаж Жени стал вялым. В целом россиянин выдал хороший сезон, заработав два подиума — вторые места в Португалии и Италии — и заняв шестую строчку в личном зачёте.

Отброшенному на 11-е место россиянину до очков было целых шесть минут, так что в десятку можно было попасть только благодаря чьему-либо сходу выше. Что и произошло, когда на утреннем допе воскресенья на трассе перевернулся Вейс. Но из-за медленного темпа к россиянину начал приближаться Прокоп. Набрал скорости и Остберг, до обеда преодолев Танака и угрожая третьему месту Хирвонена. Отт же, пытаясь отыграться, после обеда вылетел, освободив ещё одно место в десятке. Но вакантное место занял не Прокоп, а Сордо, выигравший несколько субботних и воскресных допов, а наседал на испанца Солберг. Прибавивший испанец обошёл и Новикова, а вот Солберга Женя сумел удержать позади, финишировав в итоге десятым.

Среди лидеров также шла борьба, Латвала потихоньку начал приближаться к Лёбу, отыгрывая по десятку секунд на спецучастке. Занимающий третье место Хирвонен в их драку не вмешивался — его задачей была защита третьей ступени от притязаний Остберга. Но обойти соперников ни Яри-Матти, ни Мадсу всё же не удалось, на финише каждую пару разделило меньше десяти секунд. Остальные места в очковой десятке достались Никаре, Брину, Аткинсону и Андерссону, а баллы за призовой пауэр-стейдж — Латвале, Сордо и Лёбу.

Единственный полноценный сезон MINI с заводской командой прошёл крайне сумбурно. Развод с Продрайвом, слабые выступления бразильско-португальской сборной и побег из серии оставили негативный осадок от участия немцев в WRC. А начиналось неплохо — на ралли Монте-Карло Сордо заработал подиум, финишировав вторым, а в первой десятке насчитывалось целых три Кантримена. На финальном этапе стараниями Никары, Аткинсона и того же Сордо марка MINI также была представлена тремя машинами в топ-10.

Сам сезон выдался вполне традиционным с полным доминированием Лёба и Ситроена, но следующий год обещает стать интригующим в связи с уходом француза в отставку. И хотя WRC также потеряет две заводские команды Форда и MINI, в первенство придёт мощный Volkswagen, а в 2014-м — Hyundai, команда M-Sport должна удержаться на плаву с деньгами Катара. Утверждён и новый промоутер, так что будущее раллийных соревнований вполне светлое.

В категории P-WRC титул взял Бенито Гуэрра, выступающий на Mitsubishi Lancer Evo X. Мексиканец победил в своём классе на трёх этапах сезона — в Мексике, Аргентине и Испании.

В чемпионате давно решён вопрос с победителями, и единственной интригой в личном зачёте оставался вопрос — кто станет бронзовым призёром этого года. За третье место сражались Мадс Остберг и Яри-Матти Латвала. По результатам этой гонки награда досталась финну, который решил уйти из М-спорта, чтобы стать в 2013-м напарником Ожье в Фольксвагене.

Но между тем пертурбации в чемпионате мира по ралли всё не утихают. На этот раз участников и организаторов этапов заставило волноваться решение FIA сменить хронометриста в гонках. На 2013 год обязанности наблюдения времени в WRC от компании Stage One Technology, занимающейся этим последние десять лет, перейдут к испанской фирме Sistemas Integrales de Telecomunicacion. Решение наверняка принято на основе финансовых затрат, но такой резкий поворот в основополагающем факторе ралли может негативно сказаться на уровне соревнований. Ведь до старта следующего сезона осталось не так много времени — первая гонка намечена на 15–20 января 2013 года в Монте-Карло.

WRC-2012. XIII этап — Ралли Испании. Призовая десятка
Место Гонщик Команда Автомобиль Отставание
1 Себастьен Лёб Citroen Total World Rally Team Citroen DS3 WRC 4:14:29,1
2 Яри-Матти Латвала Ford World Rally Team Ford Fiesta RS WRC +7,0
3 Микко Хирвонен Citroen Total World Rally Team Citroen DS3 WRC +1:46,8
4 Мадс Остберг Adapta World Rally Team Ford Fiesta RS WRC +1:56,4
5 Яркко Никара Prodrive WRC Team Mini John Cooper Works WRC +16:07,9
6 Крейг Брин Craig Breen Rallying Ford Fiesta S2000 +18:10,4
7 Крис Аткинсон WRC Team Mini Portugal Mini John Cooper Works WRC +19:14,7
8 Пер-Гуннар Андерссон Proton Motorsports Proton Satria Neo S2000 +20:16,1
9 Дани Сордо Prodrive WRC Team Mini John Cooper Works WRC +25:40,6
10 Евгений Новиков M-Sport Ford World Rally Team Ford Fiesta RS WRC +25:46,6

WRC-2012. Личный зачёт
Место Гонщик Очки
1 Себастьен Лёб 270
2 Микко Хирвонен 213
3 Яри-Матти Латвала 154
4 Мадс Остберг 149
5 Петтер Солберг 124
6 Евгений Новиков 88
7 Тьерри Невилль 53
8 Отт Танак 52
9 Мартин Прокоп 46
10 Себастьен Ожье 41
11 Дани Сордо 35
12 Нассер Аль-Аттия 28
13 Крис Аткинсон 22
14 Андреас Миккельсен 13
15 Арминду Араужу 11
16 Яркко Никара 10
17 Крейг Брин 8
18 Франсуа Делекур 8
19 Деннис Куйперс 8
20 Хеннинг Солберг 6
21 Пьер Кампана 6
22 Матти Рантанен 6
23 Яри Кетомаа 6
24 Пер-Гуннар Андерссон 4
25 Мэттью Уилсон 4
26 Язид Аль-Раджхи 4
27 Патрик Санделл 4
28 Кен Блок 4
29 Абдулазиз Аль-Кувари 1
30 Себастьен Шардонэ 1
31 Рикардо Тривиньо 1
32 Мэтью Арзено 1
33 Питер ван Меркстейн 1
34 Эйвинд Бринильдсен 1
32 Манфред Штоль 1
33 Лука Педерсоли 1

WRC-2012. Командный зачёт
Место Команда Очки
1 Citroen Total World Rally Team 453
2 Ford World Rally Team 309
3 M-Sport Ford World Rally Team 170
4 Adapta World Rally Team 83
5 Citroen Junior World Rally Team 72
6 Qatar World Rally Team 71
7 Brazil World Rally Team 28
8 Mini Prodrive WRC Team 26

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...