В век кроссоверного большинства ещё остался способ занять альтернативную позицию, не теряя в качестве жизни, — например, проголосовать немалым рублём за универсал повышенной проходимости. Все ключевые игроки остались на рынке, будь то Audi A4 allroad или Volvo V60 Cross Country. Основатель жанра, Subaru Outback, — бестселлер: в 2016 году продано более тысячи. А новичок Volkswagen Passat Alltrack уже вышел на 20 автомобилей в месяц. Близки у них и размеры кузовов (длина около 4,8 м), и цены в районе двух с половиной — трёх миллионов рублей.
Passat Alltrack ― именно универсал с клиренсом 174 мм, тогда как более высокий Outback расположился где-то на границе жанров универсала и кроссовера. Если угодно, это дуэль не только моделей, но и идеологий.
Клиенту Subaru не разгуляться: в отличие от Фольксвагена комплектации тут фиксированные и даже в топовой, например, недоступны штатные парковочные датчики. Они есть только в списке дилерских аксессуаров. От кожаного салона, наоборот, невозможно отказаться. Бесформенные сиденья и удобные мягкие подлокотники безошибочно указывают на основной рынок — в США оставят без внимания и легко пачкающиеся сенсорные панели, и эргономические ляпы вроде «слепых» кнопок слева за баранкой или джойстика на руле, управляющего не всей медиасистемой с косноязычной навигацией IGO, а лишь музыкой.
Зато жалобы принимаются и в устном виде. С помощью голосового управления можно изменить температуру или скорость вентилятора. Садиться в Outback по-американски просто, потому что крыша высокая, да и кресла приподняты. Окна большие, зеркала ― гигантские, пластик ― уютный. На заднем диване есть подогрев, регулировка спинок по углу наклона, а пространства достаточно для безбедного существования трёх реднеков. Но медленный электропривод пятой двери будто стесняется того, что за ней: отсек уступает багажнику Пассата и объёмом, и отделкой. Особенно удивляет голый металл в подполье.
Мощный Outback 3.6 ― это 3,3 млн рублей, поэтому в пару к Пассату, который продаётся с единственным 220-сильным мотором, мы взяли самый популярный Outback 2.5, сравнимый по базовым цене и оснащению. Однако его мощность — всего 175 л.с. Трансмиссия ― безальтернативный вариатор Lineartronic и многодисковая муфта в приводе задней оси. Трогаясь, Outback ретиво рвёт с места. По мере набора скорости неприятная острота отклика на газ пропадает, сменяясь секундной задержкой в ответ на любую просьбу о разгоне. В режиме Sport вариатор бодрее двигает шкивами на высоких скоростях ― но тронуться без пробуксовки на шипах почти невозможно.
В скользком вираже на Subaru весело! Руль немного туговат, но реактивное усилие ― без откровенной синтетики. Выждав на мгновение дольше, чем ожидаешь, и заметно накренившись, Outback вдруг переносит вес на заднюю ось, чтобы отправиться в глубокий занос. Вместе с неотключаемой системой стабилизации мы его не допускаем. Зачем такие игры в Колина Макрея покупателю просторного универсала? Вот плавность хода нужна, но похвастать перед конкурентом комфортом Subaru может только на просёлке. А на правительственном Рублёво-Успенском шоссе жестковатая подвеска умудряется найти волны и кочки, удивляя и утомляя...
Volkswagen на фоне Subaru приземист: он на 14 сантиметров ниже, причём четыре из них ― разница в дорожном просвете. Если не акцентировать внимание на лобастом передке, образ более прогрессивный. Даже «в базе» у универсала полностью светодиодный свет, а на тестовом — ещё и динамический. Ночью видно всё! Включая встречные машины: их водители морганием фар выражают недовольство таким раскладом.
Опционное спортсиденье ― жёсткое, с приятным профилем. Однако садиться на край, чтобы отряхнуть снег с ботинок, неприятно: каркас боковины впивается в бёдра. Низкая крыша и маленькие зеркала ограничивают обзорность, а вот система мониторинга слепых зон удобнее ― её лампочка вынесена на корпус зеркала. Решётка вентиляции во всю переднюю панель ― это декор: из нее ничего не дует. Навороченная медиасистема, в отличие от японской, не показывает пробок, зато перебирать информационные экраны можно час. Есть не только MirrorLink, как в Subaru, но ещё и Apple CarPlay, а также Android Auto.
На морозе салон начинает наполняться теплом буквально через пару минут, а отопитель не шумит, как в Аутбеке. Есть у него и стояночный режим. Багажная шторка отщёлкивается при открытии пятой двери, а чтобы запереть машину, не надо ждать, пока сервопривод закроет грузовой отсек. Система кругового обзора позволяет крупно вывести картинку с любой камеры, включая незагрязняемую заднюю. На втором ряду места чуть больше, чем в Subaru, но порог выше, что затрудняет посадку: по комфорту для пассажиров — ничья.
Volkswagen не легче Subaru, но дополнительные 115 Н•м в широком диапазоне обеспечивают существенное динамическое преимущество. Даже паспортный разгон до 100 км/ч отличается на три с лишним секунды. В реальности пока находящиеся в оппозиции поршни Subaru только набирают ход, наддув уже уносит Passat вперёд. Главное ― эти 220 «лошадей» покладистее: дозировать тягу можно ювелирно. Коробка DSG лишь изредка проявляет тычливо-роботизированную сущность. Рулится Volkswagen так ловко, как не снилось ни одному кроссоверу. Реакции мгновенны, усилие на баранке легко и прозрачно.
Дело не только в низком центре тяжести, но и в зажатой подвеске. Уже в базе Alltrack оснащается трёхпрограммными адаптивными амортизаторами. Довольно скоро в поле пассажирских интересов из всех режимов остаётся только самый мягкий Comfort. Но и в нём ценой небольшой раскачки и лёгкой дряблости неподрессоренных масс не удаётся полностью избавиться от грохота на каждой кочке, усиливающегося низкочастотным резонансом длинной крыши. Скорее на асфальт! Там, где ровно, Passat не едет ― парит над дорогой.
Туда, куда рыбак-пассатовод просто не сунется из-за легкового клиренса, собутыл… одноклубник на Subaru отправится спокойно. И рискует не проехать. Из-за своеобразных настроек акселератора контролировать пробуксовку на Аутбеке очень сложно. Внедорожный режим X-Mode, работающий только до 40 км/ч, тут не помощник. Что передним ходом, что задним — электроника не даёт набрать больше 2500 об/мин, а имитация межколёсных блокировок срабатывает с задержкой, когда Outback уже закопался. Так что, несмотря на дорожный просвет в 213 мм, грибы и рыба язь рискуют остаться в неприкосновенности.
Outback видится выбором того, кто часто ездит по разбитым дорогам. Этот универсал не лучше гипотетического кроссовера за те же деньги. Свежий Passat Alltrack едет и выглядит интереснее полноприводного масс-маркета. Мы ценим возможность тонкого выбора комплектации, хотя и базовый Alltrack за 2,3 млн рублей уже оснащён тем необходимым, что обеспечило Пассату победу в этой дуэли. Право переплачивать за менее динамичный японский универсал оставляю фанатам марки — в этот раз Outback не смог обратить меня в «оппозицию».
Паспортные данные
| Модель | Subaru Outback 2.5i-S | Volkswagen Passat Alltrack |
|---|---|---|
| Кузов | ||
| Тип кузова | универсал | универсал |
| Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
| Длина, мм | 4815 | 4777 |
| Ширина, мм | 1840 | 1832 |
| Высота, мм | 1675 | 1530 |
| Колёсная база, мм | 2745 | 2789 |
| Колея передняя/задняя, мм | 1575/1590 | 1586/1569 |
| Снаряжённая масса, кг | 1663 | 1677 |
| Полная масса, кг | нет данных | 2270 |
| Объём багажника, л | 512–1801 | 639–1769 |
| Двигатель | ||
| Тип | бензиновый | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
| Расположение | спереди, продольно | спереди, поперечно |
| Число и расположение цилиндров | 4, оппозитно | 4, в ряд |
| Число клапанов | 16 | 16 |
| Рабочий объём, см³ | 2498 | 1984 |
| Макс. мощность, л.с./об/мин | 175/5800 | 220/4420–6250 |
| Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 235/4000 | 350/1500–4400 |
| Трансмиссия | ||
| Коробка передач | вариатор | роботизированная, семиступенчатая |
| Привод | полный | полный |
| Ходовая часть | ||
| Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
| Задняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
| Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
| Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые |
| Шины | 225/60 R18 | 225/55 R17 |
| Дорожный просвет, мм | 213 | 174 |
| Эксплуатационные характеристики | ||
| Максимальная скорость, км/ч | 198 | 231 |
| Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 10,2 | 6,8 |
| Расход топлива, л/100 км | ||
| — городской цикл | 10,0 | 8,5 |
| — загородный цикл | 6,3 | 6,1 |
| — смешанный цикл | 7,7 | 6,9 |
| Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
| Ёмкость топливного бака, л | 60 | 66 |
| Топливо | АИ-95 | АИ-95–98 |
Комплектация
| Базовое оборудование | Subaru Outback 2.5i-S | Volkswagen Passat Alltrack |
|---|---|---|
| Фронтальные подушки безопасности | + | + |
| Боковые подушки безопасности | + | + |
| Надувные «занавески» | + | + |
| Коленная подушка безопасности водителя | + | – |
| Крепление детского кресла Isofix | + | + |
| Система динамической стабилизации | + | + |
| Адаптивная подвеска | – | + |
| Автоматическая коробка передач | + | + |
| Лепестки переключения передач | + | + |
| Система start/stop | – | + |
| Светодиодные фары | + | + |
| Противотуманные фары | + | + |
| Автоматическое управление дальним светом | – | + |
| Контроль давления в шинах | – | + |
| Система распознавания усталости | – | + |
| Датчик дождя | – | + |
| Стеклоочиститель пятой двери | + | + |
| Датчик света | + | + |
| Датчики парковки передние и задние | – | + |
| Бортовой компьютер | + | + |
| Круиз-контроль | + | – |
| Двухзонный климат-контроль | + | – |
| Трёхзонный климат-контроль | – | + |
| Обогрев зоны покоя стеклоочистителей | + | – |
| Обогрев лобового стекла и форсунок омывателя | – | + |
| Система доступа в салон без ключа | + | – |
| Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
| Подогрев рулевого колеса | – | + |
| Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
| Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | + |
| Электрохромное внутрисалонное зеркало | – | + |
| Электрохромное левое наружное зеркало заднего вида | – | + |
| Тонированные стекла задней полусферы | + | – |
| Электрорегулировка сиденья водителя | + | – |
| Память положений кресла водителя | + | – |
| Подогрев передних сидений | + | + |
| Подогрев задних сидений | + | – |
| CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
| Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | + |
| Камера заднего вида | + | – |
| Трансформируемые рейлинги на крыше | + | – |
| Отделка салона кожей | + | – |
| Легкосплавные колёсные диски | + | + |
| Цвет «металлик» | + | – |
| Дополнительное оснащение Subaru Outback | ||
| Комплектация ZW | ||
| Датчик дождя | + | |
| Система мониторинга слепых зон | + | |
| Автоматическое управление дальним светом | + | |
| Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | |
| Электрорегулировка сиденья переднего пассажира | + | |
| Подогрев рулевого колеса | + | |
| Сервопривод крышки багажника | + | |
| Навигационная система | + | |
| Дополнительное оснащение VW Passat Alltrack | ||
| Пакет Комфорт | 53 900 | |
| Подогрев задних сидений | ||
| Круиз-контроль | ||
| Органичитель скорости | ||
| Пульт управления климат-контролем для задних пассажиров | ||
| Шторки на задних боковых окнах | ||
| Пакет расширенной безопасности | 15 760 | |
| Коленная подушка безопасности водителя | ||
| Задние боковые подушки безопасности | ||
| Передние сиденья с вентиляцией | 50 740 | |
| Водительское сиденье с электрорегулировкой спинки и поясничного подпора, с массажем | ||
| Память положений сидений водителя и зеркал | ||
| Навигационная система | 120 350 | |
| Адаптивные светдиодные фары | 29 170 | |
| Кожаный салон | 107 900 | |
| Жидкокристаллическая панель приборов | 42 690 | |
| Проектор на лобовое стекло | 35 700 | |
| Обогрев лобового стекла без нитей | 11 430 | |
| Противоугонная сигнализация | 17 320 | |
| Электропривод крышки багажника | 26 500 | |
| Тонированные стекла задней полусферы | 13 420 | |
| Система мониторинга слепых зон | 29 320 | |
| Система доступа в салон без ключа | 26 540 | |
| Система кругового обзора | 49 820 | |
| Цвет «металлик» | 23 780 | |
| Цена базовой комплектации, рубли | 2 449 000 | 2 380 000 |
| Цена протестированного автомобиля, рубли | 2 589 900 | 3 100 630 |
Техника Subaru Алексей Смирнов
Техника Volkswagen
За кадром
Благодарим компанию Villagio Estate за помощь в организации съёмок.