Ведём модельный ряд Subaru по следам советских гонщиков

Константин Болотов, . Фото компании Subaru

Это все участники экспедиции Subaru Sport Heritage Tour со стороны машин — кроссоверы Forester (двух поколений) и XV, седаны Impreza, Legacy, WRX и WRX STI, универсал Outback и купе BRZ. Не хватает только кроссовера Tribeca, выпуск которого японцы решили прекратить.

О счастье? Да, видимо, это история о нём. Потому что иначе такое не назвать. Когда тебя приглашают на тест-драйв всего модельного ряда марки Subaru, ты заинтригован и рад. Когда зовут не куда-нибудь, а в Прибалтику, с идеей за четыре дня проехать через три страны — Эстонию, Латвию и Литву, — испытываешь восторг. Узнав же, что тебе предстоит не просто пилить по шоссе и улицам, а гонять по легендарным кольцевым трассам времён СССР, ты невольно поднимаешь глаза к небу с вопросом: чем заслужил, за что награда? И чувствуешь, что там, наверху, кто-то коварно улыбается.

По программе мы должны были посетить три столицы (Таллин, Ригу, Вильнюс) и проехаться по четырём гоночным трассам: Пирита, Сааремаа, Муса и Неманское кольцо. В сумме маршрут превышал 1200 км. Предполагался также заезд на кольцо Бикерниеки, но обошлось без него — сюда ребята из Subaru журналистов уже однажды привозили.

Начало, как обычно в авантюрах, гроз не предвещало. Утром прилетели в Таллин, погрузились в автобус и отправились в Старый город. Там нас ждал милый электрический паровозик с экскурсией. Голубые вагоны бежали-качались на брусчатке, гид громоздил массивы информации, невыспавшиеся мы тряслись, смотрели в окна, слушали. Обзор из вагончиков ограничен — стена слева, стена справа, сверху крыша. В общем, если окажетесь в Таллине, по возможности избегайте голубых паровозиков.

Настоящим экскурсоводом для многих участников тура по Прибалтике стал не гид из паровоза, а автомобильный обозреватель Александр Пикуленко (на фото). Сан Саныч в 1960–1970-х годах работал водителем-испытателем на АЗЛК и гонял на Москвиче по трассам Прибалтийских республик, которые тогда были своего рода автоспортивной Меккой в СССР. По вечерам мы с огромным интересом слушали рассказы Сан Саныча о тех временах.

Чтобы оценить олдтаун, в нём нужно хоть полдня прожить пешеходом. Правда, тесные улицы наводнены толпами туристов и, что очень странно, внаглую заставлены припаркованными машинами. (Об экскурсии есть небольшой видеоролик, но смотреть его необязательно.) Из-за дефицита времени не дав себя понять ни на йоту, старый Таллин нас буквально потряс, как коктейль в шейкере. В смешанных чувствах мы сели в автобус и двинулись в Olümpiakeskus (Олимпийский порт) на долгожданную встречу с автомобилями.

Эмблема с пятью кольцами за спиной кроссоверов Subaru говорит о том, что комплекс Olümpiakeskus был построен для соревнований по парусному спорту в рамках, как ни парадоксально, Московской Олимпиады 1980 года. Здесь были гостиницы, рестораны (некоторые работают и сейчас) и вся необходимая спортсменам инфраструктура.

Район Таллина, где находится Olümpiakeskus, называется Пирита. Тут, в долине, протекает одноимённая река, а с 1933 по 2006 год здесь работала кольцевая трасса Пирита-Козе-Клоостриметса, самая долгоиграющая в истории СССР. Трасса считалась преимущественно мотоциклетной, но и автомобильных соревнований тут проходило порядочно. К примеру, в 1970-х на кольце Пирита состоялось несколько этапов чемпионата Советского Союза по автогонкам.

После Игр большая часть комплекса Olümpiakeskus оказалась невостребованной. Мы застали в порту некоторое запустение с атмосферой советской фабрики, покрытые мхом разрушающиеся постройки олимпийского периода с неприглядными офисами внутри и большое количество яхт.

Пережив два варианта конфигурации, трек Пирита после гибели двух мотогонщиков в 2000–2001 годах был закрыт на реконструкцию для повышения безопасности, но долину реки сделали заповедником, и модернизация трассы стала невозможной. Сейчас её спецучастки — это дороги общего пользования с жёстким скоростным ограничением 50 км/ч. Штраф налагается, как нам сказали, даже если ты превысил лимит на один километр. Так что копилка парадоксов, запущенная Московской Олимпиадой в Таллине, сразу пополнилась: на гоночный трек наш белый седан Subaru Impreza выполз по-пластунски. Ровный асфальт, кругом лес, интересные повороты и голос Михал Сергеича Горбачёва в навигаторе (так над нами подшутили организаторы).

Об Импрезе вкратце. Атмосферный «оппозитник» 1.6 (114 л.с., 150 Н•м), работающий в паре с вариатором, тянет эту весьма просторную (едва ли не главный её плюс) машину с трудом. На необходимый для обгона кикдаун «четвёрка» отвечает неприятным уху рёвом. Всё бы ничего, но с нынешней беспощадной ценой этот автомобиль категорически бессмыслен.

Спецучасток шестикилометровой Пириты быстро закончился. Теперь наш путь лежал в посёлок Виртсу, к паромной переправе. На корабле мы должны были пересечь 20-километровый пролив между островом Муху и материковой Эстонией, оказаться в деревне Куйвасту, провести фотосессию на дамбе, а затем добраться до города Курессааре, заночевать там.

И одно из сильнейших впечатлений оставил после себя роскошный паром по имени Saaremaa, у которого нос разевается, как акулья пасть.

С виду небольшое судно вмещает в себя неимоверное количество машин, в том числе фур, имеет на борту кафе, бар, магазин, детскую игровую комнату. Причём пассажиры могут гулять по кораблю где хотят, и стоимость проезда, в общем-то, копеечная — 2,6 евро, примерно 100 рублей с носа. За автомобиль берут 7,4 евро. Время в пути — 35 минут. Ну а следующий видеоролик за четыре минуты даёт представление обо всём, что произошло с нами с момента выезда из Олимпийского порта в Таллине до приезда на дамбу.

Мне повезло оказаться в одном экипаже с официальным фотографом экспедиции Алексеем Барашковым. Во-первых, это удобно — свою камеру можно не доставать: всё, что ты увидишь, зафиксирует специально обученный человек. Так что можно сосредоточиться на съёмке видео посредством айфона. Во-вторых, сами видеоролики, снятые во время работы фотографа, получаются интереснее. В-третьих, у Лёши отличное чувство юмора, было весело.

Городочек Курессааре, в который мы прибыли под вечер, — центр и столица самого большого острова Эстонии под названием Сааремаа. Население — 13,5 тысячи человек, 1,5% из них русские. Очевидно, что место очень тихое — обычно тут ничего не происходит. Тихо, зелено, Рижский залив. Но в день нашего приезда весь город собрался на концерт, который проходил на территории главной достопримечательности Курессааре — в так называемом епископском замке, представляющем собой полуразрушенную средневековую крепость. Когда концерт закончился и люди разошлись, мы смогли загнать Импрезу прямо на крепостной вал, чтобы пофотографировать её там.

Курессаареский замок упоминается в летописях с XIII, что ли, века. Говорят, это единственный замок в Прибалтике, сохранившийся целиком. Но, как оказалось, с заездом в крепость частных автомобилей нет никаких проблем: местные в замке паркуются на газонах.

Утром следующего дня нам напомнили, что Сааремаа — это ещё и «самый быстрый остров» Балтийского моря. С 1974 года здесь устраивают наиболее массовые гонки в Прибалтике. На ралли Сааремаа, которое проходит в октябре, от участников и зрителей, съезжающихся со всего мира, просто нет отбоя. Кстати, в прошлом году на Saaremaa Ralli победил российский экипаж на Лансере Evo, состоящий из двух Алексеев: Лукьянюка и Арнаутова. В 2012 году протяжённость трассы насчитывала порядка 500 км. Участникам нашей экспедиции предстояло проехать лишь несколько спецучастков, преимущественно гравийных. И что за автомобиль нам выдадут для этого?

Нам достался универсал Subaru Outback с «оппозитником» 2.5 (167 л.с., 229 Н•м) и вариатором. Как выяснилось по возвращении в Москву, это тот самый Аутбек, который Леонид Попов обстреливал из пушек под Бородином.

Ожидал, что универсал Outback будет подобен трёхлитровой банке берёзового сока. Большой, тяжёлый до неподъёмности, содержимого много, да безвкусное оно. А вот нет. Outback всё время хотелось назвать кроссовером, а иной раз и внедорожником. Думал, такому «сараю» захочется имплантировать двигатель побольше, — тоже нет, мотора 2.5 всегда хватало. Аутбек заражает свойственной ему ленцой и, если можно так выразиться, танковостью. Кончился асфальт или нет, практически не замечаешь. Комфортно и тихо как на дорогах, так и вне их. Универсал он, потому что универсален, а по большому счёту — кроссовер. Понравился автомобиль, но не буду на нём останавливаться: только что модификация Subaru Outback 2.5 пережила небольшой рестайлинг, и обновлённые Ауты появятся на дорогах в декабре. Тогда же Алексей Смирнов испытает модернизированную модель и всё расскажет.

Undva pank, известный также как Tõrvasoo cliff, — утёс Ундва (протяжённостью около 500 метров и высотой 2,5 м) послужил для дорестайлингового Аутбека постаментом.

Трасса Сааремаа показалась слишком ровной для раллийной: ни тебе ощутимых перепадов высот, ни трамплинов для прыжков. Догнав коллег, двигавшихся на седане WRX STI, мы использовали наш Outback в качестве фотокара, а на гравийном спецучастке остановились, чтобы провести съёмку скольжений в повороте, ну чтобы и самим поподнимать пыльные шлейфы на соответствующей машине. Что из этого вышло («эс-ти-айку» пришлось вытягивать из канавы Форестером), покажет видеоролик.

Здесь же вы увидите, в какие кушеря нас обманом завела навигация, сможете оценить разнообразие дорог острова Сааремаа, пересечь вместе с нами границу Эстонии с Латвией (абсолютно формальную) и посетить Турайдский замок в городе Сигулда.

Третий день нашего тура начался с поездки в Ригу на новом двухлитровом Форике. Экскурсия по великолепнейшему городу была, к счастью, пешеходной. Побывали на улице, где снимались фильмы про Штирлица и Шерлока Холмса, постояли на Ратушной площади, поглазели на Дом с кошками… Старая Рига потрясающе красива. (Для тех, кто не был, есть необязательное к просмотру видео.) Из латвийской столицы, преодолев около 70 км, мы прибыли в город Бауска, где посетили филиал Рижского мотор-музея. Экспозиция не особо впечатлила, но посмотреть есть на что.

Филиал, конечно, уступает самому Рижскому мотор-музею. В Бауске — это два ангара. В одном стоят ГАЗы, ВАЗы, Запорожцы и другие изделия советского автопрома. Из интересного тут — ретромобили 1930–1950-х годов. У кого-то вызовут ностальгию мопеды Рига. Во втором зале находятся грузовики, автобусы, трактора и сеялки. Среди них стоят Рафик, Нива и звезда ангара — Балтийский джип, выпущенный уже в независимой Латвии в 1995 году тиражом 10 экземпляров. А на втором этаже Бауского мотор-музея мы застали выставку молотков.

Здесь же, в Бауске, находится Sporta Komplekss Mūsa, который был одной из главных целей нашего путешествия. Спорткомплекс Муса, недавно отметивший 35-летие, раскинулся у одноимённой реки на площади 34 га. Здешний трек, который получил лестные оценки экспертов FIA, имеет шесть конфигураций: от пригодной для детских соревнований до по-настоящему высокой степени сложности.

На трассе Муса в мае этого года стартовал чемпионат Европы по автокроссу и регулярно проводятся соревнования меньшего (прибалтийского) масштаба. Сотрудники Subaru посчитали, что на таком треке лучше других раскроют свой потенциал модели WRX, Forester и XV. И все три Субы чувствовали себя на песчаном кольце в своей тарелке.

Седан WRX со своими 265 силами был яростнее всех, с водителями он боролся. Форик был покорен и радостно рычал в своей стихии. «Икс-вишка» поначалу вызывала опасения, что не сдюжит, а потом приятно удивляла — справилась. Кроссовая трасса не забывала намекать, что ошибок не прощает, и даже странно, что обошлось без аварий.

Каждому разрешили проехать два круга, первый, как обычно, ознакомительный. При максимальной длине кольца 5200 м Муса «сбывает» все мечты гонщика: душевный прямик, широченный ходовой поворот, перепад высот таков, что можно взлетать с отрывом всех колёс… Необыкновенный кросс, короче говоря!

Motorsport, как известно, can be dangerous. И видео снималось на минимально безопасном расстоянии. Зато с нескольких точек. В конце заездов рядом с трассой Муса сложились условия для групповой фотографии всех 11 автомобилей. Правильно выстроить машины для кадра — непростое дело: в конце ролика можно убедиться.

Распрощавшись с превосходной Мусой, мы через полтора часа расстались и с замечательной Латвией. В Литве от самой границы дороги резко поплохели, по раздолбанному асфальту экспедиция прибыла в город Шауляй. Он на контрасте с латвийскими поселениями выглядел бледно и бедно. Впрочем, на поверку всё оказалось неплохо: главная улица — Вильнюсская — представляет собой милую пешеходную зону, о которой Москве пока остаётся лишь мечтать. С утра пораньше мы выдвинулись в местечко Качергине, что в окрестностях Каунаса. Здесь находится знаменитая на весь мир кольцевая трасса Nemuno žiedas — Неманское кольцо.

Перед поездкой на Неманское кольцо мы поменяли машину. И теперь я понимаю тех, кто говорит, что, мол, нынче марка Subaru уже не та. Отныне знаю, что такое «та» Субару. Объяснил мне это синий автомобиль на золотых дисках — Forester tS, турбированный Форик предыдущего поколения из специальной серии в 100 машин.

Сперва «ти-эс» павлиньим хвостом распушает перед тобой букет шильдиков STI и tS, по-цыгански сверкает золочёными дисками, и ты устало вздыхаешь: боже мой… Но вот оказываешься за рулём, перед глазами качается на капоте синяя «ноздря», под которой лупасит «оппозитник» 2.5 (263 л.с., 347 Н•м), а твой Forester tS валит по размозжённому асфальту с какой-то неистовой скоростью. Турбированный Форик очень быстрый, ветреный, слегка расхлябанный в управляемости, шумливый и нарочито несовременный, как его пятиступенчатый «автомат». Он неэкономичный, неэкологичный и не слишком безопасный. Зато Forester tS воплощает честный аналоговый драйв. В общем, удивительно, что такой автомобиль до сих пор новеньким продаётся в автосалонах.

На Неманское кольцо выехали все автомобили, участвовавшие в экспедиции. Разумеется, на «би-ар-зетку» и WRX STI мгновенно выстроилась очередь. Предписание организаторов было такое — ехать в меру индивидуальных способностей, но колонной, друг друга не обгонять.

Своим появлением трасса Nemuno žiedas обязана чемпионату СССР по ралли 1960 года: тогда поиски подходящего кольца близ Каунаса привели организаторов к дорогам вокруг посёлка Кочергине. Ралли прошло успешно, и в 1961-м Неманский трек принимал уже кольцевые автогонки. Они показали, что кольцо необходимо модернизировать: расширить, поменять покрытие, перепрофилировать некоторые повороты и так далее. В 1962 году всё это было сделано, в числе прочего длина кольца увеличилась до 5450 м. Но в 1967-м трассу закрыли из соображений безопасности. Кардинально перестроенное кольцо официально заработало в 1976 году. Потом, в 1980-х, оно пережило несколько реконструкций, а после распада СССР оказалось заброшенным. Соревнования возобновились здесь в 1999 году, причём южный участок сейчас не используется, так как разрушен. Последняя реконструкция Неманского кольца завершилась в 2003-м. Нынешняя протяжённость трека — 3301 м.

Купе BRZ и седан WRX STI слились для меня на Неманском кольце в нечто единое. Синее. Пусть у одной два литра, 200 л.с., 205 Н•м, задний привод и «механика», а у другой 2.5, 300 сил, 350 «ньютонов», полный привод и «автомат» — мне с ними на этой трассе было одинаково трудно. Я накрутил себя и перед самым стартом вдруг перегорел. Крохотный робкий гонщик, который иногда просыпается где-то в глубине души, на этот раз забился в складки и испуганно затих. Боялся, что не справится прежде всего с собой, что поедет не по способностям и натворит бед. По Неманскому кольцу ведомые мной синие автомобили проехали буднично, как по Ленинскому проспекту. Назовём это словом «безопасно».

Потом, уже дома, я узнал, что репутация литовской трассы серьёзно подмочена частыми авариями. Видимо, на интуитивном уровне сработала подушка безопасности, на которой мой маленький внутренний гонщик и уснул. Для меня и «горячих» Subaru Неманское кольцо обручальным не стало. Подожду другого случая. Между тем коллегу на купе BRZ развернуло на 180 градусов. Хорошо, что сзади никто не ехал, — пришлось бы ребятам оттормаживаться в пол. Этот случай и полный круг по Неманскому кольцу смотрите на видео.

В ролике: Forester tS перевозит нас через границу Латвии и Литвы, мотор WRX STI, свалка гоночных автомобилей на задворках Неманского кольца и, собственно, проезд круга по трассе.

По дороге в Вильнюс зашёл разговор на тему, от которой россиянину после посещения Прибалтики не сбежать. Беседовали о том, что не так давно всё это было наше, общее. Нашей была и самая богатая из трёх Эстония: строгая страна, в которой дети — белокурые кудрявые ангелы и мало кто говорит по-русски. И шикарная Латвия, где наш язык понимает, кажется, каждый второй. Где вместе с квартирой можно купить вид на жительство. И скромная, работящая Литва, в которой сейчас и вправду Европа, а у нас почему-то нет. Что если уезжать из России, то, наверное, в Латвию, где, как говорят, уже приобрели жильё Ярмольник, Ефремов, Лагутенко, Николаев, Светлаков, Долина, Хазанов, Табаков…

Может, и впрямь, собраться и купить квартиру где-нибудь в Юрмале? Всё рядом — и море, и Рига, и аэропорт с прямым рейсом в Москву, и другие страны Европы. В конце концов, в Прибалтике имеет смысл владеть автомобилем — здесь на нём ездишь, а не стоишь! Переселить семью, а то и переехать вместе с ней… Экспедиция Subaru Sport Heritage Tour по Прибалтике, наполненная счастливыми и не очень моментами, логично завершилась разговорами о высшей удовлетворённости жизнью. Стало быть, эта история была именно о нём — о счастье. Мы ехали за ним, увидели, представили, испытали его, будем снова стремиться к нему.

За кадром

Жаль, Вильнюса мы, считай, не увидели: в аэропорт надо было спешить, и литовскую столицу пришлось разглядывать исключительно через окно автобуса да со смотровой площадки. Вообще же автопробег Subaru Sport Heritage Tour лишний раз доказал, что люди, объединённые в коллектив Subaru Team Russia, — не просто семья, а семейка. Озорная, весёлая и дружная.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...