Начинать разговор про M-кабриолет надо с купе BMW M4. Это манифест отделения BMW Motorsport GmbH, декларирующий: все средства хороши ради господства в классе. Благодаря рекордному бюджету и колоссальным изменениям в конструкции по сравнению с обычной двухдверкой четвёртой серии, купе M4 изумительно хорошо на общественных дорогах и особенно на треке. Уникального баланса ходовых качеств баварцы добились, увязав в одну слаженную систему силовой агрегат, подвеску и очень жёсткий кузов. А на что способен кабриолет BMW M4? Держит ли фокус ultimate driving machine, когда едет крыша?
Вроде бы от закрытой версии тут и специально разработанная подвеска с коваными рычагами, и крепкие оригинальные подрамники (алюминиевый спереди и стальной сзади), и развитый силовой каркас передка с углепластиковой U-образной растяжкой под капотом. Все эти дорогущие решения должны превратить мягкотелую открытую «четвёрку» в киборга. Но кабриолет — машина по сути бесхребетная, и как только вы складываете крышу, рушится мощнейшая замкнутая конструкция «эмки». И все затратные высокотехнологичные уловки разом теряют смысл.
Хотите кабриолет — получите паразитные вибрации и свободу перемещения частей автомобиля относительно друг друга. Даже на минимальных неровностях вроде прерывистой дорожной разметки, когда BMW M4 Convertible наполняется ощутимыми колебаниями, рулевая колонка с внутрисалонным зеркалом заднего вида начинают приплясывать, не попадая в такт движениям кузова. На ямах и колдобинах ― дрожь и рассинхрон усиливаются. И только на ровной, как гладильная доска, дороге открытая «эмка» восстанавливает целостность. Но много ли у нас таких идеальных участков?
Насколько податливее силовая структура кабриолета по сравнению с купе, немцы не раскрывают. Обозначены лишь две крайности: жёсткость кузова на кручение у купе BMW M4 достигает 40 000 Н•м/град, у обычного кабриолета четвёртой серии она в два раза ниже. И где-то в этом диапазоне — M4 Convertible. Впрочем, жёсткость — ещё не всё. Для «эмности» губителен лишний вес… Немцы старались сделать крышу легче, используя алюминий и пластик, но в ней всё равно 153 кг, и эта ноша на плечах не может не влиять на центр масс. Плюс стальные усилители спереди и сзади, V-образные распорки днища — в итоге кабриолет M4 на 253 кг тяжелее купе (1865 кг).
Большая масса, недостаточная жёсткость кузова, повышенный центр тяжести — что-то не похоже на M-рецепт успеха. И действительно, вместо цельности и высочайшего уровня взаимопонимания с водителем — податливость, заметные крены, меньшая отзывчивость на управляющие действия. То, что делало купе M4 выдающимся автомобилем, сдуто ветром, треплющим волосы. Конечно, если поднять крышу и выбрать комфортный режим шасси, руль станет более-менее информативным, а плавные скольжения под сброс газа и великолепные тормоза утешат на время, но не более.
Однако у кабриолета M4 есть одно безоговорочное преимущество перед купе ― он стелет мягче. В купе руль и зеркало не ходят ходуном, но оно собирает вообще всю мелочь. А эта машина с адаптивной подвеской в «Комфорте» почти закрывает светодиодные глаза на микропрофиль полотна. На неровностях покрупнее нет ощущения, что участвуешь в родео, а сильными ударами сопровождаются только такие ямы, в которые по-хорошему и попадать не стоит. В «Спорте» кабрик становится чуть жёстче и собраннее, но разница мизерна. Нервный Sport Plus на обычных дорогах неуместен. А на необычных неуместен уже сам кабриолет — не в гонках же на нём ездить, в самом деле.
Sport Plus для силового агрегата ― тоже излишество: в городе не ужиться с 430 «лошадьми», пришпоренными этим неистовым режимом. Каждое нажатие на акселератор ― яростный прыжок вперёд. Кажется, подуешь на педаль газа — и машина ринется к горизонту. А уж если нажал от души, ураган тяги сдувает тяжёлый кабриолет с места, словно пушинку. Ещё можно выставить семидиапазонный «робот» в самый жёсткий режим переключений. Теперь даже при слабом ускорении передачи держатся до отсечки, а при интенсивном ― смена ступеней ещё и сопровождается пинками. Сбрасываешь газ — и «преселектив» M DCT долго держит текущую передачу... Навыки, помогающие купе на треке, тут кажутся рудиментарными. Убери Sport Plus — никто не заметит.
В городском трафике приятней ездить, когда наддувный агрегат в «Спорте», а «робот» ― на втором, промежуточном уровне злости. Динамика остаётся ошеломляющей, низкочастотный гул на малых оборотах и рёв на высоких — на месте, только резкость пропадает. Выясняется, что коробка передач может работать одновременно и шустро, и плавно. Оптимальный вариант! А большинству, я уверен, придутся по душе базовые настройки: в «Комфорте» M4 предстанет безмятежным автомобилем, особенно учитывая хорошую ветрозащиту при сложенной крыше.
Кабриолет M4 — просто красивый автомобиль с сумасшедшим мотором и приемлемым уровнем ездового комфорта. Но в настоящей M-машине должно быть нечто большее — особое чувство единения с машиной, гармонии воли и возможностей. А тут водитель сам по себе, открытая «эмка» сама по себе. Вроде бы ты ею управляешь, заставляешь разгоняться под раскатистый и малость искусственный звук двигателя, осаживаешь тормозами — но всё равно остаёшься вне игры. Кабриолет — это ветреница, которую нужно водить одной рукой. Если протягиваешь к ней обе, становится очевидно, что она не в состоянии крепко обнять тебя в ответ. Ну и зачем такие отношения?
Паспортные данные
| Модель | BMW M4 Convertible |
|---|---|
| Кузов | |
| Тип кузова | кабриолет |
| Число дверей/мест | 2/4 |
| Длина, мм | 4671 |
| Ширина, мм | 1870 |
| Высота, мм | 1386 |
| Колёсная база, мм | 2812 |
| Колея передняя/задняя, мм | 1579/1603 |
| Снаряжённая масса, кг | 1865 |
| Полная масса, кг | 2250 |
| Объём багажника, л | 220–370 |
| Двигатель | |
| Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
| Расположение | спереди, продольно |
| Число и расположение цилиндров | 6, в ряд |
| Число клапанов | 24 |
| Рабочий объём, см³ | 2979 |
| Макс. мощность, л.с./об/мин | 431/5500-7300 |
| Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 550/1850–5500 |
| Трансмиссия | |
| Коробка передач | роботизированная, семиступенчатая |
| Привод | задний |
| Ходовая часть | |
| Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
| Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
| Передние тормоза | дисковые перфорированные |
| Задние тормоза | дисковые перфорированные |
| Шины | 255/35 ZR19 / 275/35 ZR19 |
| Дорожный просвет, мм | 116 |
| Эксплуатационные характеристики | |
| Максимальная скорость, км/ч | 250* |
| Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 4,4 |
| Расход топлива, л/100 км | |
| — городской цикл | 11,5 |
| — загородный цикл | 7,1 |
| — смешанный цикл | 8,7 |
| Норма токсичности | Евро-6 |
| Ёмкость топливного бака, л | 60 |
| Топливо | АИ-95–98 |
| * Ограничена электроникой. | |
Комплектация
| Базовое оборудование | BMW M4 Convertible |
|---|---|
| Фронтальные подушки безопасности | |
| Боковые подушки безопасности | |
| Система динамической стабилизации | |
| Система предупреждения столкновений | |
| Система start/stop | |
| Биксеноновые фары | |
| Датчик дождя | |
| Датчик света | |
| Бортовой компьютер | |
| Круиз-контроль | |
| Двухзонный климат-контроль | |
| Ключ-карта | |
| Мультифункциональное рулевое колесо | |
| Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | |
| Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | |
| Электрохромное внутрисалонное зеркало | |
| CD-магнитола с поддержкой MP3 | |
| Доводчик крышки багажника | |
| Иммобилайзер | |
| Отделка салона кожей | |
| Легкосплавные колёсные диски диаметром 18 дюймов | |
| Дополнительное оснащение тестового автомобиля | |
| Семиступенчатый «робот» | 309 518 |
| Окраска «металлик» | 60 262 |
| 19-дюймовые легкосплавные колёса | 146 869 |
| Расширенная кожаная отделка | 46 628 |
| Подогрев руля | 15 090 |
| Аудиосистема Harman/Kardon | 86 509 |
| Навигационная система | 175 705 |
| Пакет Connected Drive, включая USB-интерфейс и поддержку протокола Bluetooth | 51 490 |
| Доступ в салон без ключа | 46 883 |
| Ветрозащитный экран | 28 567 |
| Камера заднего вида | 33 290 |
| Датчики парковки спереди и сзади | 59 554 |
| Складывающиеся задние сиденья | 15 896 |
| Подогрев передних кресел | 29 373 |
| Сдвижной центральный подлокотник | 11 865 |
| Сетка для крепления багажа | 7141 |
| Система подачи горячего воздуха к шее | 31 793 |
| Электрорегулировка передних сидений и память положения кресла водителя | 78 892 |
| Боковые зеркала с функцией автоматического складывания и затемнения | 32 599 |
| Велюровые коврики | 7948 |
| Охранная сигнализация | 38 128 |
| Датчики давления в шинах | 21 544 |
| Адаптивные светодиодные фары | 150 785 |
| Система мониторинга слепых зон | 44 464 |
| Адаптивная подвеска | 150 785 |
| Камеры кругового обзора | 58 748 |
| Проекционный дисплей | 77 754 |
| Система предупреждения об уходе с полосы | 41 238 |
| Система автоматической парковки | 27 761 |
| Цена базовой комплектации, рубли | 4 488 000 |
| Цена протестированного автомобиля, рубли | 6 375 079 |
Техника
История Леонид Попов, Роберт Есенов
За кадром
Редакция выражает благодарность компании Villagio Estate за помощь в организации фотосъёмки.