Беседуем с бренд-менеджером компании Opel Романом Маркаловым

Влад Клепач, . Фото DRIVE.RU, Opel

Роман Маркалов — это человек, который фактически отвечает за марку Opel в России. Он определяет, какими будут цены на автомобили, как их продавать и позиционировать на рынке.

Opel — что это: нормальный немецкий автомобиль или разваливающийся на ходу драндулет? Правда ли, что любая машина со временем становится Опелем? В анекдотах, шутках, прибаутках и прочих жанрах устного народного творчества Opel упоминается, пожалуй, чаще всех остальных иномарок вместе взятых. Почему же так получилось — тем более что многие владельцы Opel отзываются о своих машинах вполне благосклонно? Тем временем, новеньких Opel на улицах становится всё больше, а едких шуточек про них — всё меньше. Чтобы разобраться во всём этом, мы зашли в гости к бренд-менеджеру Opel Роману Маркалову и за чашкой чая расспросили его о том, почему в начале и середине 1990-х за маркой закрепилась такая «слава», как с этим боролись, и что ожидает компанию в будущем.

DRIVE.RU: Как считаете, почему в России ещё в начале 1990-х за Opel, равно как за Ford и Fiat, закрепилась дурная репутация ненадёжных, вечно ломающихся автомобилей?

Роман Маркалов: На то были две причины, и обе объективные. Первая состоит в том, что в 1990-е годы машины в Россию везли максимально дешёвые, не понятно, где и как купленные и, естественно, нередко в ужасном состоянии. А вторая — в том, что в то время в Европе многие европейские марки, в том числе и Opel, должны были насытить рынок недорогих автомобилей для студентов, скромных служащих, в общем, представителей относительно небогатого среднего класса. В Европе на такие машины был огромный спрос. И Opel, и Fiat, и другие марки были очень востребованы людьми, которые не хотели переплачивать сотни или тысячи долларов за более престижные марки, как, например Volkswagen или Audi. То есть Opel, в числе прочих, был своего рода «народным автомобилем». Это была хорошая, мало чем уступающая более дорогим конкурентам машина, притом стоящая дешевле. Но по этому поводу никто не питал иллюзий: меньшая цена подразумевала в первую очередь меньший срок службы. Впрочем, для многих европейцев это было не так важно, автомобиль менялся через 2—3 года эксплуатации. Так что Opel полностью оправдывал ожидания покупателей. А потом эти «списанные» автомобили попадали к нам — естественно, с соответствующим уровнем качества.

Но это всё было раньше. Сейчас благодаря быстрому обмену колоссальным объёмом информации и существенному технологическому прогрессу жизнь стала совершенно другой. Вот, смотрите: мобильные телефоны теперь выкидывают через полгода, и вовсе не из-за того, что они плохо работают. Те же требования стали предъявляться и к автомобилям — от них стали ожидать большего — как от внешнего вида, так и от применения новейших технологий…

И мода на автомобили тоже начала быстро изменяться. Теперь потребителя интересуют главным образом две вещи — дизайн, если хотите — красота, и качество. Качество — не только в смысле надёжности, качества самого автомобиля, а ещё и ощущения этого качества. Это качественный мягкий пластик, к которому приятно прикасаться, внимание к мелочам, ранее не приходившие никому в голову креативные решения и тому подобное. Сейчас многое поменялось, и все автомобильные компании пытаются поспеть за этой новой модой. В том числе и Opel — с недавних пор у нас наблюдается совершенно потрясающий прогресс в дизайне, в качестве, в инновациях…

DRIVE.RU: А что сейчас делает Opel, чтобы улучшить свой имидж?

Р.М.: Делается очень многое. Основа продвижения нашего имиджа — это всё же качество. Ведь для автомобилей такого класса оно уже подразумевается как данность. Хотя сейчас покупатель уделяет этому гораздо меньше внимания, понимая, что все автомобили в этом отношении примерно одинаковы. И не слыша совсем уж отрицательных отзывов о какой-то машине, он, в общем-то, и не волнуется. В Европе эта тенденция наметилась давно, а у нас только года три назад покупатели стали говорить: «Французы? А что французы? Нормальная машина!»

Перелом наступил где-то в 2000 году. В середине-конце 1990-х в General Motors решили, что Opel пора менять. Основными направлениями развития стали качество автомобилей и качество работы дилерской сети. И если раньше по этим показателям мы были чуть ниже среднего уровня, то к 2004-му мы уже почти выбились в лидеры. В 2005 году мы были признаны лучшим европейским брендом, а завод в Рюссельсхайме — лучшим по качеству.

Ну и, разумеется, дизайн и технологии. Посмотрите на современные Opel — это настоящий прорыв в дизайне. А как он теперь ездит, как в нём сидится, рулится, ощущается… Как говорится, почувствуйте разницу!

DRIVE.RU: Кстати, по поводу имиджа. Есть мнение, что все «заряженные» модели OPC, а также Speedster (уже снятый с производства) и новый родстер GT сделаны не для повышения продаж, а скорее для улучшения имиджа марки.

Р.М.: Нет, с этими моделями мы ничего не теряем. В Европе спрос на них очень высок, и они приносят неплохую прибыль. Но вы, конечно же, правы — нельзя недооценивать и имиджевую составляющую. Акцент на спорте, который мы сделали с новыми моделями OPC, — это, вкупе с нашими достижениями в области дизайна, большой шаг вперёд для компании и её имиджа. Даже не шаг, а скачок. Раньше мало кто знал, что такое OPC, а теперь это просто «рулез»!.. И такие модели, конечно же, помогают марке выглядеть в глазах потребителей совсем по-другому, оставаясь при этом весьма доступными.

260-сильный родстер Opel GT, построенный на платформе Pontiac Soltice и Saturn Sky, появится в России ближе к середине следующего года.

DRIVE.RU: Какими новыми моделями порадуете в ближайшее время?

Р.М.: Ну, во-первых, мне очень приятно сообщить о том, что наш новый кроссовер Antara появится в России раньше, чем в Центральной и Восточной Европе, одновременно с Западной Европой, и это произойдёт ранней весной. Чуть позже должен появиться и долгожданный родстер GT и «заряженная» Corsa OPC. Astra-седан будем встречать осенью следующего года.

DRIVE.RU: А как обстоят дела в General Motors с внутренней конкуренцией? Не создаёт ли Chevrolet проблем Opel — и наоборот? Например, как в случае с той же Antara, которая построена на одной платформе с Captiva?

Р.М.: Никакой конкуренции нет вообще. Поначалу она была, когда только появились новые Chevrolet, и люди выбирали, скажем, между Opel Corsa и Chevrolet Aveo. Сегодня же эти марки довольно сильно «разведены» и по имиджу, и по цене, и люди, понимая эти отличия, выбирают то, что им действительно нужно. Скорее наоборот, они дополняют друг друга — многие, купив себе сначала Chevrolet, потом пересядут на Opel.

Кроссовер Opel Antara,
собираемый в Корее, появится у нас
ранней весной, одновременно с Западной Европой.

DRIVE.RU: А вот вопрос по рынку. Во всём мире у того же General Motors, да и не только, сейчас куча проблем. Машины продаются плохо, склады затовариваются и так далее. А в России ситуация совершенно иная: приходишь в автосалон, а на все машины — очередь. Рынок ежегодно увеличивается практически вдвое уже в течение нескольких лет, а машин по-прежнему не хватает. Многие покупатели уже выбирают автомобиль по единственному критерию — сколько придётся ждать. Так почему же никому до сих пор не удалось ввезти «правильное» количество автомобилей и продать их гораздо больше, чем конкурентам?

Р.М.: Во-первых, многие производители до сих пор не воспринимают Россию как развитый европейский рынок. И, во-вторых, серьёзным потенциальным рынком нас тоже пока не считают. Почему? Да потому, что 1998 год был совсем недавно, потому, что в отношении к России по-прежнему остаётся много предубеждений — медведи, икра, матрёшки и так далее. Да и риск для производителей ещё велик: бизнес в России до сих пор не совсем предсказуем. И потом, сравните объёмы продаж в Европе и объёмы продаж у нас: Россия явно не является приоритетным для западных стран рынком. Производители предпочитают недодать нам, чем своим основным покупателям. Конечно же, с таким отношением они не могут быстро и адекватно реагировать на наш неожиданно бурный рост. И вообще, в основном ведут себя очень аккуратно и стараются не рисковать, хотя последние решения о строительстве заводов в России внушают надежды на появление, наконец, достаточного количества доступных автомобилей на смену откровенно устаревшим отечественным.

Кстати, для Opel Россия уже стала приоритетным рынком, и сейчас уже мы «отнимаем» поставки у других стран, обеспечивая рост продаж Opel выше рыночного.

DRIVE.RU: А как вы оцениваете перспективы седана Opel Astra? Как известно, российские покупатели до сих пор предпочитают хэтчбэкам седаны. Станет ли Astra с кузовом седан просто дополнением к модельному ряду Astra, либо она будет существенно проще и дешевле хэтчбэков и универсалов Astra?

Р.М.: По статистике, седаны уже сдают позиции более модным и практичным трёхдверкам и пятидверкам. Ну а перспективы у седана Astra отличные. Как мы будем позиционировать эту модель, будет зависеть от спроса. Возможно, мы действительно сделаем её проще, и она станет «народным автомобилем», а может быть, это будет всё та же рафинированная Astra с тем же набором опций, но с другим кузовом.

Выпускаемый в Польше седан Opel Astra поступит в продажу в конце 2007 года.

DRIVE.RU: А у вас, кстати, какая машина?

Р.М.: Сейчас у меня 200-сильная Zafira с турбомотором. Я без ума от этого автомобиля. Помимо эффектного дизайна больше всего мне в нём нравится сочетание ходовых качеств и практичности. На нём я могу отправиться куда угодно. Однажды в пятницу вечером я рванул в Питер прямо с работы! В багажнике у меня всегда есть всё необходимое, так что я даже домой не заезжал. И, кстати, очень хорошо отдохнул там на выходных.

Р.М.: Кстати, может, ещё чаю?

DRIVE.RU: Спасибо, не откажусь!

DRIVE.RU: Как вы думаете, онлайн-СМИ похоронят бумажную прессу?

Р.М.: Вообще, для меня Интернет — это больше штука прикладная, и пользуюсь я им, когда мне нужно отправить почту, что-то срочно найти или посмотреть киноафишу. Но я, видимо, просто уже из другого поколения. Вообще-то, Интернет играет всё более значимую роль в нашей жизни, а профессиональные онлайновые СМИ становятся всё более популярными и востребованными.

DRIVE.RU: Что бы вы пожелали читателям DRIVE.RU?

Р.М.: Водите предупредительно и аккуратно, не забывайте о своей безопасности и помните, что в любом автомобиле есть ремни, которыми обязательно нужно пристегнуть себя и своих спутников, особенно детей. Когда вы будете выбирать ваш новый автомобиль, и в качестве опции вам предложат дополнительные подушки — берите их на здоровье! Его всё-таки можно купить, и весьма недорого. Ну, и наконец, решая что купить — используйте возможность выбора, требуйте тест-драйвы, не ведитесь на стереотипы, ведь автомобиль это уже далеко не просто средство передвижения… Удачи и хорошего дня!

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...