Наши дороги › Центробанк сделал первый шаг в реформе ОСАГО

Леонид Попов,

По замыслу авторов реформы, самые аккуратные водители извлекут пользу из более дифференцированного подхода к установлению тарифов.

Совет директоров Банка России утвердил указание о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО. Этот шаг стал первым в задуманной реформе, после которой, по определению банка, «повысится доступность полисов ОСАГО» и произойдёт «переход к системе, где каждый водитель платит сам за себя, а тариф является справедливым и индивидуальным для каждого». В первую очередь это означает расширение вилки тарифов. Так, базовая ставка изменится с вилки 3432–4118 на диапазон 2746–4942 рубля (числа поменялись по 20% в каждую сторону).

Есть опасение, что страховые компании вместо расширенной вилки будут тяготеть к верхней границе тарифа. А вот зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин уверяет: по оценке ЦБ в среднем стоимость полисов подрастёт только на 1,5%.

После того, как Центробанк официально опубликует базовые тарифы, изменятся и поправочные коэффициенты, зависящие от возраста и стажа (КВС). Для более молодых и «зелёных» КВС увеличится, а опытные водители старшего возраста получат выгоду. Разброс КВС станет выше, от 1,87 (возраст 16–21, стаж 0) до 0,93 (старше 59 лет со стажем более трёх лет). При этом градаций КВС (комбинаций возраст-стаж) вместо четырёх будет 58. Заработают эти поправки, скорее всего, с нового года.

Между тем первого декабря Российский союз автостраховщиков обновил справочник цен запчастей, который влияет на расчёт ущерба при ДТП. Цены в среднем подросли на 6,5%, передаёт издание Коммерсант, а это должно привести к росту средних выплат по ОСАГО с 66 до 70 тысяч рублей.

Будет изменена и система присвоения коэффициентов бонус-малус (КБМ, фактически скидка за безаварийную езду либо повышающий коэффициент после ДТП) с целью защитить водителей от обнуления страховой истории и так называемого задвоения КБМ (случается, если она закреплена не за автомобилистом, а за полисом ОСАГО). Кроме того, должны быть исключены случаи, когда штрафное повышение стоимости страховки применяется ко всем вписанным в предыдущий полис ОСАГО лицам, хотя в аварию попал, естественно, только один водитель.

В новой системе страховая история будет закреплена за водителями, а не за полисами, КБМ будет пересчитываться раз в год первого апреля, а если на момент первого такого пересчёта (то есть первого апреля 2019-го) у человека в базе АИС РСА обнаружится несколько КБМ, то ему будет присвоен самый низкий из них. Не будет обнуляться история, и при перерыве в вождении, все скидки, накопленные ранее, сохранятся. Изменится правило присвоения КБМ юридическим лицам: коэффициент будет один для всех автомобилей в парке, с учётом всех убытков по ним за предыдущий год, что упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Перечисленные поправки смогут работать в рамках действующего закона об ОСАГО. Более глубокие изменения с ещё большей индивидуализацией договоров страхования станут возможны только после изменений в законе (договора на три года, надбавки за нарушения ПДД, ликвидация коэффициента территории и так далее). Но это случится существенно позже.

Параллельно готовится почва для ещё одной корректировки: Банк России и Российский союз автостраховщиков в следующем году продумают и обсудят расширение функционала института страховых детективов. Речь о частных детективах, занимающихся по договорам со страховщиками расследованием мошенничества и злоупотреблений в этой сфере. Сейчас такие лица сильно ограничены в своих возможностях. Но если удастся договориться с законодателями, страховые детективы могут получить право на оперативно-розыскную деятельность, пусть и не в таком полном объёме, как у правоохранительных органов. Ущерб от мошенничества в области ОСАГО за 2017 год по оценке РСА составил 60 млрд рублей.

Считаете ли вы новую систему подсчёта более справедливой?

  • Да, несомненно
  • Не уверен. Нужно ещё посчитать
  • Нет. В итоге получится дороже и не лучше
Комментарии 52
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.


Комментарии

Загружаем комментарии...