Закон об ОСАГО претерпел серьёзные изменения

Дмитрий Абрамов, . Фото DRIVE.RU

Когда все принятые сегодня поправки вступят в силу, пробок из-за подобных происшествий станет существенно меньше. Страховщики недовольны, но это и неудивительно, ведь работы у них прибавится.

На своём последнем заседании в нынешнем составе государственные думцы сделали большое дело. Перед тем как отправиться на прощальный банкет, они одобрили поправки к закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Скорость, с которой депутаты осилили второе и третье чтения наводит на мысль, что с дальнейшим утверждением документа Советом Федерации и президентом проблем не возникнет.

Новая версия закона призвана значительно повысить уровень защиты граждан, попавших в ДТП, а также упростить процедуры, связанные с оформлением необходимых документов и получением выплаты. Но радоваться пока рано: большинство новых норм вступит в действие не сегодня и не завтра, а с 1 марта будущего года. А некоторые — и того позже.

Впрочем, изменения грядут столь глобальные, что такой срок на подготовку вполне оправдан. К примеру, введена специальная норма для дачников и владельцев кабриолетов, по которой с первого дня весны станет возможным застраховать транспортное средство на три месяца. Сейчас минимальный срок страхования по ОСАГО составляет полгода.

Изменятся и размеры выплат по ущербу. Если раньше лимит выплат потерпевшим составлял 240 тысяч рублей на всех и 160 тысяч на каждого, то с вступлением в силу поправок ограничение в 240 тысяч снимается. В случае смерти потерпевшего размер выплаты составит тоже 160 тысяч рублей: 135 тысяч получат родственники и ещё 25 тысяч отводится на расходы по погребению.

В новой редакции закона об ОСАГО предусмотрена и другая любопытная норма. Направлена она против нерасторопных страховщиков, которые любят тянуть с выплатами. Срок рассмотрения документов увеличен с 15 до 30 дней. И если по истечении месяца пострадавший не дождался от страховой компании ни выплаты, ни мотивированного отказа, то страховщику придётся платить неустойку, которая рассчитывается как 1/75 ставки рефинансирования ЦБ от страховой суммы за каждый день просрочки.

Но так здорово всё выглядит только в теории. В законе оговорено, что норма эта не административная, а гражданско-правовая. Стало быть, взыскать со страховой компании неустойку можно только через суд. И уже сейчас понятно, что далеко не каждый будет ввязываться в дрязги со страховой компанией и её многочисленными юристами. Справедливости ради стоит отметить, что депутаты лишний раз защитили население, оговорив в законе, что неустойка никоим образом не может быть включена в сумму самой выплаты и платится исключительно в дополнение к ней.

Появилась и норма, которую все уже отчаялись ждать. С 1 декабря 2008 года страна переходит на так называемый «европейский протокол», согласно которому дорожное происшествие можно оформлять без вызова инспекторов ДПС. Правда, для этого нужно соблюсти несколько условий: в аварии участвуют не более двух машин, каждая из которых застрахована; вред причинён только имуществу; стороны пришли к согласию по поводу виновника ДТП и оценили ущерб не более чем в 25 тысяч рублей. Если в дальнейшем выяснится, что ущерб превышает эту сумму, то разницу потерпевший будет оплачивать из своего кармана.

Ещё раньше, чем «европейский протокол», а именно с 1 июля будущего года, заработает система прямого урегулирования убытков, и пострадавшие получат право за возмещением ущерба обращаться к собственному страховщику, а не в компанию причинителя вреда. Чтобы наладить взаиморасчёты между компаниями, необходим расчётный клиринговый центр, который пока что существует лишь на бумаге.

В общем, когда все поправки вступят в свою силу, ситуация на рынке автострахования здорово изменится. Выплаты сильно увеличатся, и страховые компании от этого не в восторге, ведь про соответствующую корректировку тарифов пока ничего не слышно. Страховщики вообще до последнего надеялись, что депутаты не успеют рассмотреть этот закон до выборов, но, по всей видимости, оказались заложниками предвыборной гонки. По идее, дополнительные выплаты должны будут производиться из резервных фондов, однако далеко не у всех страховых компаний они есть. Поэтому не исключено, что в следующем году членов Российского союза автостраховщиков (РСА) поубавится.

Нелегко придётся и чиновникам. Новая редакция закона потребует пересмотра правил страхования и тарифов, а также новых бланков страховых полисов. К тому же правительству предстоит принять ещё массу подзаконных актов. Успеют ли чиновники в срок? Совершенно не факт. Так что ситуацию на рынке автострахования в будущем году не возьмётся сейчас достоверно предсказать ни один аналитик.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...