Шеф Renault-Nissan поделился мыслями о будущем

Дмитрий Абрамов, . Фото Renault, Nissan, Volkswagen

Всей своей жизнью этот человек доказывает: я знаю что делаю. Многим управляющим стоит у него поучиться.

Карлос Гон (Carlos Ghosn) — личность чрезвычайно интересная. Его вполне можно назвать одним из лучших топ-менеджеров современности. Уже не первый год он умудряется рулить сразу двумя автомобильными компаниями мирового значения и делает это очень успешно. Именно Гон в своё время вытащил из пропасти Nissan, да и устойчивое положение Renault — во многом его заслуга. Вопреки своей фамилии, этот человек слов на ветер не бросает, а потому к нему стоит прислушаться. Особенно когда он даёт обстоятельное интервью.

Беседовал с исполнительным директором Renault-Nissan корреспондент американского издания BusinessWeek. К счастью, тема беседы оказалась достаточно широка и поэтому актуальна не только для американцев.

Занятно выглядят рассуждения Гона о топливной экономичности. По его словам, отменные топливосберегающие характеристики не оказывают существенного влияния на выбор покупателей. В то же время когда они узнают, что расход великоват, шансы продать машину резко падают. Психология...

Все последние месяцы несчастного Карлоса буквально замучили вопросами о Chrysler. При чём тут многострадальный американский производитель, отчаянно барахтающийся в болоте долгов? Чтобы как следует ответить на этот вопрос, необходимо небольшое отступление. Несколько месяцев назад Renault-Nissan и Chrysler подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого на свет появится компактный автомобиль с пятиконечным шильдиком, но построен он будет на платформе Nissan Versa (известной у нас как Tiida). Цель понятна. Крайслеру сейчас не до жиру, а разрабатывать свой компакт надо, ибо спрос на него растёт. Ниссановская платформа сулит немалую экономию средств. Японцам тоже хорошо — им заплатят нормальные деньги. Машина появится в следующем году и сразу отправится покорять южноамериканский рынок.

Согласно исследованию Harbour Consulting, у Nissan лучше всех обстоит дело с эффективностью. Среди всех крупных автопроизводителей, представленных на американском рынке, именно компания Гона зарабатывает больше всех долларов на каждом проданном автомобиле. И это несмотря то что одни модели выстреливают, а другие проваливаются. Всё это следствия корпоративной философии Value-Up, которой компания придерживается на всех рынках, в том числе и в России. На фотографии же изображён завод Nissan в городке Смирна (Smyrna), штат Теннеси. Когда там обнаружился избыток производственных мощностей, было принято решение собирать внедорожники Suzuki.

Об этой сделке сообщили ещё в январе, а недавно выяснилось — сотрудничество окажется куда более плотным. Вот и обрушился на Гона такой шквал вопросов, что он сам решил разъяснить ситуацию. Оказалось, Nissan будет собирать ещё одну крайслеровскую модель, уже в Японии, на собственном заводе Oppama в городе Йокосука (Yokosuka). Будет она ещё более компактной, нежели Versa, а рынками сбыта предполагается сделать не только Северную Америку, но и Европу, и прочие рынки. Маленький японский Chrysler дебютирует в 2010 году.

Поиски американского партнёра Карлос Гон продолжал три года. Сначала были переговоры с Ford, затем встречи с представителями General Motors. Ни в первый, ни во второй раз договориться не удалось. Оставался единственный вариант из большой тройки — Chrysler. Именно с ним и были достигнуты соглашения. Надо думать, без сложного положения крайслеровцев тут никак не обошлось.

В ответ американцы станут делать для Nissan пикапы. Дело в том, что седаны вроде Versa, Sentra или Altima расходятся в Америке на ура, а ниссановские кроссоверы, минивэны и тем более пикапы янки не жалуют. В то же время «траки» Dodge пользуются немалым успехом, и во многом за их счёт Chrysler до сих пор на плаву. Гон здраво рассудил — лучше и дешевле доверить производство японских пикапов американцам, корифеям в этом деле.

Nissan Titan хоть и большой, но продажи его мизерны. Две с небольшим тысячи машин в месяц. Неудивительно, что скоро на нём поставят жирный крест.

Это значит, что дни Nissan Titan в его нынешнем виде сочтены. С момента своего появления в 2003 году эта модель никогда не хвастала хорошими продажами, и в 2011-м мучениям гиганта будет положен конец. Ему на смену придёт другой грузовик, построенный на платформе Dodge, но с фирменным стилем Nissan (правда, какой у Ниссана стиль — это ещё вопрос). Собирать новинку будут в мексиканском городе Сальтильо (Saltillo). Ради такого дела производство Dodge Ram решено перенести из Мексики в США.

Разумеется, заслышав о таком плотном сотрудничестве, многие поспешили объявить о будущем слиянии и образовании тройственного союза Renault-Nissan-Chrysler. Но Карлос быстро остудил пыл провидцев и заявил — об этом речь не идёт. Все нынешние совместные проекты стоит рассматривать отдельно друг от друга, сторонам они выгодны, но вопрос о более тесной кооперации не стоит.

Гений современного менеджмента обоснованно считает, что когда компании сливаются по типу соглашения, ничего хорошего не выходит: ломка традиций, смена ценностей и приход новой команды управленцев со своими порядками до добра не доводят. В подтверждение своих слов Карлос Гон называет Daimler и Chrysler, Ford и Jaguar, Ford и Land Rover, BMW и Rover. Единственный удачный пример, по Карлосу, — его собственный. Renault и Nissan сожительствуют в относительном равноправии и прекрасно себя чувствуют.

Поделился Гон и собственным прогнозом касаемо автомобильного рынка США. Карлос отметил, что, по его мнению, прошлогоднее падение продаж продолжится и в нынешнем году, и в следующем, а стабилизации можно ожидать не раньше 2010-го. Президент Nissan заметил: в своих расчётах он ориентируется на весьма простой индикатор — число машин на тысячу человек, имеющих водительские права. В США этот показатель равен 800, что свидетельствует о зрелости рынка и отсутствии всяких перспектив для сильного роста. В большинстве остальных стран на тысячу водителей приходится порядка 600 автомобилей, в России — 250, в Бразилии — 200. Что касается Китая и Индии, там пока что на тысячу водителей — менее 50 машин. Перспективы роста налицо.

Рассуждения главы Renault-Nissan по поводу предпочтений американских покупателей откровением не стали. Гон верит, что они постепенно меняются в сторону более дешёвой продукции с двигателями малого объёма. Если раньше производители зарабатывали большую часть прибыли, предлагая люксовые авто, то теперь главная битва развернётся среди малолитражек. Ну это, в общем-то, давно известно.

Интересно, что Chrysler уже затеял массу совместных проектов. Вице-президент компании Том Ласорда (Tom LaSorda) заметил — производство компактов с Nissan никак не повлияет на совместный проект с китайской Chery. Кроме того, американцы сотрудничают с Volkswagen в части создания минивэнов для рынка США. И подтверждение тому — совсем свежая модель Volkswagen Routan. Машина появится уже в этом году по цене от $25 тысяч. Собирать семиместный вэн будут в канадском Виндзоре (Windsor), провинция Онтарио.

В последнее время только самый ленивый не говорит о топливной эффективности машин и их влиянии на экологию. Босс франко-японского альянса не из лентяев и тоже распространился на эту тему. Он не видит особых перспектив у гибридов или биотопливных повозок. Зато полагает, что в будущем чрезвычайно возрастёт влияние электромобилей. Пока насчёт батареек существуют предубеждения: мол, они неудобны в обслуживании, медленны и небезопасны. Но скоро это пройдёт. В Renault-Nissan активно крушат стереотипы и уже в 2010 году предложат США первый продукт из новой линейки. В 2012-м запланирован выход на другие рынки, а чуть позже концерн наплодит целую серию электромобилей под брендами обоих производителей. При этом топ-менеджер добавил: продвигать электричество бессмысленно на тех рынках, где все поголовно ездят на продуктах нефтепереработки. Понимать это следует так: до России подобные машины доедут ещё очень нескоро.

Раскрыл легендарный управленец и секрет успеха возглавляемого им мирового гиганта. Философия оказалось очень проста. Renault-Nissan не одной моделью собирается объять весь земной шар, а создаёт модели под каждый конкретный рынок. Поэтому когда на другом рынке предпочтения меняются, у них уже есть готовое предложение. А это — весомое преимущество. Вот пара примеров. Известный всем Logan изначально разрабатывался для быстрорастущих рынков вроде Индии. Но потом оказалось, что и в Восточной Европе машинкой заинтересовались. Так разработка успешно прижилась в Польше, Румынии, Чехии, Словении, Венгрии. Сюда ещё можно добавить Африку и Южную Америку.

Или, к примеру, всё тот же Nissan Versa. Пять лет назад североамериканский офис японского производителя был абсолютно уверен, что подобной машине не место на рынке. Однако теперь янки сменили приоритеты, захотелось им компактов. «Нет проблем», — ответили ниссановцы и привезли модельку в Штаты. Сегодня Versa в США продаётся и пользуется неплохим спросом. Например, в апреле 2008 года компакт разошёлся количестве 6865 штук.

За последние годы можно привести массу примеров успешных проектов, реализованных при непосредственном участии Карлоса Гона. Тут и чемпионская формульная программа Renault, и запуск феноменально успешного Qashqai, и теперешняя шумиха вокруг GT-R. Действительно, Гон знает что делает. Недаром в 2006 году Nissan, ведомый опытной рукой, заработал 4 миллиарда долларов прибыли. И даже несмотря на то что не все цели достигнуты, 98,5% акционеров компании заявили о полном одобрении деятельности руководителя и попросили его продолжать в том же духе. Тут акционерам можно только позавидовать. Страшно подумать, что будет с конкурентами, если Карлос Гон реализует хотя бы половину задуманного. А реализовывать планы он умеет.

Портрет

Судьба Карлоса весьма интересна. Родился он 9 мая 1954 года в Бразилии. В 6 лет со своей матерью переехал в Ливан. Высшее образование получал во Франции: сначала в Политехнической школе (École polytechnique), а потом в Высшей горной школе в Париже (École nationale supérieure des mines de Paris).

Выучившись на инженера, Карлос в 1981 году устроился работать в Michelin и дорос в этой компании до директора североамериканского подразделения. В 1996-м он пришёл в Renault Group на должность исполнительного вице-президента и скоро получил прозвище Убийца расходов (Le Cost Killer) за жёсткие меры, позволившие вернуть прибыльность компании.

В июне 1999 года его назначили управляющим директором находящегося в предсмертной агонии Nissan. Японский гигант имел долг 20 миллиардов долларов, а из 48 выпускаемых моделей только 3 были прибыльными. Плоды работы Карлоса оказались феноменальны: уже через год компания стала приносить прибыль, что сделало Гона поистине культовой личностью в Стране восходящего солнца. В 2000 году он становится первым иностранным президентом, а в 2001-м — исполнительным директором Nissan. Не покидая этого кресла, в апреле 2005 года Гон стал и президентом Renault.

Карлос Гон женат, имеет четырёх детей. Свободно говорит на шести языках. За управленческие таланты признан «Человеком года-2003» азиатской версией журнала Fortune. Гон также является кавалером высшего ордена британской империи, но так как он не британский подданный, то не имеет права называть себя «сэр».

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...