Компания Mazda разработала новый метод улучшения управляемости

Леонид Попов, . Фото: autocar.co.uk, Mazda

Опытные образцы системы инженеры смонтировали в Маздах 6 и 3.

Специалисты Мазды представили на полигоне близ Парижа новую систему помощи водителю G-Vectoring Control (GVC). В отличие от многочисленных электронных помощников, сосредоточенных на вопросах активной безопасности либо на придании автомобилю более спортивного поведения, основная задача GVC — снижение утомляемости человека в дальней дороге, особенно на плохом покрытии, за счёт более непринуждённого управления.

Программу, помогающую машине точнее выполнять команды человека, маздовцы проверяли на различных по своим свойствам площадках.

Существует несколько типов устройств, способствующих повышению стабильности и управляемости. Основной метод, конечно, — это выборочное подтормаживание тех или иных колёс, чем и занимается система стабилизации. Более экзотичны дифференциалы с системой векторизации тяги. А вот электрокар с несколькими моторами способен регулировать их отдачу индивидуально. Слегка подруливать можно «научить» и задние колёса. Ещё проще запрограммировать обычный усилитель руля на крохотные коррекции траектории при разгоне и торможении. Наконец, если у вас нет жёсткой связи руля и колёс, открывается прекрасная возможность для автоматических «поправок на ветер и колею». Но маздовцы придумали ещё один метод.

Если вы немного ошиблись со скоростью входа в поворот, электронная система стабилизации (на рисунке) может исправить положение, не позволив автомобилю сойти с полосы. Но ведь в нормальных условиях такая страхующая электроника спит, а между тем среднестатистическая легковушка всё равно идёт по траектории неидеально, заставляя водителя корректировать направление. Именно для таких случаев и нужна система GVC.

Комплекс GVC получает данные о скорости машины, угле поворота руля и нагрузке на двигатель, а затем в нужные моменты на мгновения чуть-чуть снижает крутящий момент на валу ДВС, тем самым регулируя силы в пятне контакта ведущих колёс, а ещё слегка (на килограммы) меняя вертикальную нагрузку на ту же самую ось. Тяга падает максимум на 30 Н•м, но уже этого достаточно, чтобы легковушка более точно реагировала на действия водителя. В результате сокращается число микроскопических подруливаний как на прямых, так и в поворотах, которые водитель, как правило, не осознаёт, но субъективно ощущает как повышенное напряжение.

Опытные водители проявляют чудеса ловкости, манипулируя газом так, чтобы на извилистой дороге в нужный момент времени динамически перераспределять нагрузку больше на передние или задние колёса, в зависимости от ситуации. Однако действия эти довольно резки, тогда как электроника способна проделывать аналогичные манипуляции в «гомеопатических дозах», незаметно для человека подправляя траекторию.

Представители компании говорят, что новый метод стал возможным после появления последнего поколения «скайактивных» моторов, у которых очень точно регулируется процесс сгорания и, следовательно, тяга. Двигатели-предшественники якобы реагировали на такое вмешательство грубее, не позволяя добиться желаемого эффекта. С системой GVC снижается усталость. А помимо водителя и пассажиры могут почувствовать пользу: машина идёт более ровно, сокращается число небольших толчков в продольном и поперечном направлениях, вынуждающих людей напрягать мышцы, удерживая тело и голову. К слову, всё ради того же комфорта в новых (или обновлённых) Маздах инженеры намерены скорректировать расположение людей и формы подушек и спинок, которые должны лучше держать тело в поворотах. Ну а внедрение GVC начнётся в нынешнем году.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...