Стоимость углеволокна снизится на порядок

Леонид Попов, . Фото: BMW. Иллюстрация: Rocky Mountain Institute

Жилой отсек электрокара BMW i3 выполнен из углепластика. Уникальный случай для сравнительно массовой модели. Более 10 000 экземпляров продано за первые девять месяцев нынешнего года. (На фото — завод компании в Лейпциге.)

Интересный прогноз озвучил Клаус Дрекслер, руководитель немецкого проекта MAI Carbon: издержки на производство углеволокна вполне могут быть снижены аж на 90%, причём учёные в своих исследованиях уже прошли половину пути к этой заманчивой цели. MAI Carbon — это зонтичная компания и научный проект с бюджетом в 80 млн евро, объединивший усилия более 70 фирм, институтов и лабораторий региона Мюнхен-Аугсбург-Ингольштадт (отсюда аббревиатура MAI). Основная задача проекта — совершенствование технологии производства углеволокна и его массовое внедрение в ряд отраслей, в том числе автомобильную. Среди партнёров MAI Carbon — компании Audi и BMW, Airbus, Siemens и SGL (последняя известна по выпуску углеволокна для семейства BMW i). Часть финансирования взяло на себя федеральное правительство.

Ещё три года назад учёные из американского института Rocky Mountain высчитали, что при цене килограмма углеволокна $8,9 можно добиться паритета полной стоимости углепластикового и стального кузовов. Обратите внимание, что в затратах на создание композитного кузова материал занимает львиную долю общей суммы, тогда как другие пункты (например оснастка, обработка, сборка) — сравнительно дёшевы. По вертикали — цена одного условного кузова в долларах.

Сейчас стоимость сырья для выпуска углеволоконных кузовных панелей составляет $20 за килограмм против менее одного доллара за килограмм стали. При значительном снижении расценок на углеволокно, оптимизации других затрат и, разумеется, при росте масштаба выпуска — кузова из углепластика начнут конкурировать по стоимости со стальными. Это позволит распространить технологию на относительно доступные автомобили. «Ключ — в более широкой автоматизации производства», — пояснил Дрекслер. До полной победы пройдёт немало лет, но просматривается аналогия с литиевыми батареями, стоимость которых постепенно снижается, а масштабы выпуска растут. Кстати, участие BMW в проекте MAI Carbon обусловлено не только появлением суббренда i. Баварцы хотят расширить применение углеволокна далеко за его пределы. В частности, на новой «семёрке» из композита будут выполнены не только некоторые наружные панели, но даже части силового каркаса и днища. И не случайно BMW проводит опыты с углепластиковыми колёсными дисками и карданными валами.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...