Наблюдаем за переориентацией Сеата на Россию

Анастасия Королькова, . Фото Драйва и фирмы SEAT

Самые тяжёлые времена для Сеата пришлись, как и для многих, на кризисный 2008 год. С тех пор компания пытается выбраться из финансовой ямы, в которую угодила. Темпы пока хоть и не ошеломляющие, но уверенные.

Когда в нашу редакцию пришло приглашение посетить завод компании SEAT в Мартореле, не было сомнений в том, кого туда отправить. Ведь главной целью поездки было знакомство с маркой. Как же знакомство? Это точно для меня выпал уникальный шанс посмотреть, что изменилось, какое будущее ждёт испанцев на нашем рынке, после того как они попали в заботливые руки офиса Volkswagen. Своего рода второе свидание.

Нынешний глава российского представительства компании SEAT Роман Кузьмин до этого занимал должность директора по продажам Kia Motors. Первые полгода работы уже стали для Романа продуктивными — количество дилеров по всей стране возросло до 19, а впереди ещё покорение новых территорий.

Перебежка в стан производителя случилась со мной два года назад. Именно в то время я почти год протрудилась PR-менеджером компании SEAT. Правда, тогда испанские автомобили на территории нашей страны реализовывались импортёром Iberia Motor. Сказать, что дела шли ни шатко ни валко — не сказать ничего. До последнего момента мне казалось, что всё дело в поляках, которые и занимались развитием испанского бренда у нас в стране. Однако уже в штаб-квартире, после первой пресс-конференции, состоявшейся сразу по приезду в Барселону, стало понятно, что не только они тому виной.

Перед вами старый завод испанцев — Zona Franca. Сейчас в этих зданиях располагаются штамповочные цеха и музей исторических автомобилей марки.

Вероятность увеличения в будущем количества Сеатов на российских дорогах сопряжена даже не с тем, что теперь продвижением будет заниматься непосредственно офис Volkswagen, а с отношением самих испанцев к нашему рынку. До голов горячих средиземноморских ребят дошла простая истина успеха и увеличения продаж: надо осваивать китайский и российский рынки. То, на чём уже давно «выехало» большинство автопроизводителей, теперь решили применить и сеатовцы.

Российский триколор перед штаб-квартирой — дань уважения приезду журналистов из нашей страны. Приятно, что уж греха таить. Однако вечером, когда наш автобус покидал территорию завода, краем глаза я заметила поднятый английский флаг. Похоже, на следующий день ждали гостей из Туманного Альбиона.

Помимо Поднебесной и нашей страны приоритетной называют и Мексику. Но такой курс на переориентацию был взят совсем недавно. Ведь когда два года назад я привозила сюда же в Барселону журналистов на тест универсала Seat Ibiza ST, ощущения, что в головном офисе Сеата заботятся о нашем рынке, не было. Теперь же в честь нашего приезда российский флаг развевается над штаб-квартирой по соседству с каталонским и испанским знамёнами, а на пресс-конференции речь шла в основном о России.

На что будут делать упор для достижения популярности на нашем рынке? На дизайн. Испанцы утверждают, что, оставшись «немцами» внутри, их автомобили внешне гораздо более «горячие» и яркие, как и сами каталонцы. Но как донести это до российских потребителей? Непростая задача стоит перед нашими маркетологами. Нам, журналистам, удалось преодолеть этот путь осознания гораздо быстрее — ведь мы своими глазами увидели процесс производства, спортивное подразделение и исторические автомобили марки. Оказавшись там, понимаешь: заученная формулировка сеатовцев о немецких машинах с испанской душой — не пиар-ход, а чистая правда.

На испанском заводе в Мартореле есть вся инфраструктура — вплоть до собственной железной дороги. По ней новые автомобили отправляют непосредственно в порт Барселоны, откуда они начинают свой путь по странам.

Первый пункт остановки — сборочный цех компании. Стоит сразу сказать, что это не единственное предприятие фирмы в Испании. Завод в Мартореле был построен в 1993 году, первым же был Zona Franca, что совсем неподалёку от нынешнего международного аэропорта в Барселоне. Он и сейчас продолжает функционировать (там расположился штамповочный цех), но сердцем Сеата теперь, конечно, стал Марторель, где помимо испанских моделей собирается и кроссовер Audi Q3. В будущем на этот же конвейер встанет и соплатформенный паркетник Seat.

Нам удалось посмотреть только на производственные линии хэтчбека Seat Ibiza, да и то вся экскурсия ограничилась демонстрацией так называемой свадьбы — соединения шасси с кузовом.

На заводе первым делом обращает на себя внимание чистота. Сразу видно: педантичные немцы держат испанцев в узде. Несмотря на то что нам показали только те цеха, где всю работу выполняют роботы, заглянуть туда, где трудятся люди, тоже удалось. И там, надо сказать, всё так же опрятно. Более опытные коллеги даже говорили, что это один из самых чистых заводов, который им приходилось видеть, сопоставимый с производственными линиями компании Audi в Ингольштадте. Штат сотрудников тоже далеко не испанский. 10 350 человек, что трудятся в Мартореле, — жители 50 различных стран мира. В основном это немцы, испанцы и англичане. Да что там завод, менеджмент тоже сплошь интернациональный. Взять, к примеру, хотя бы девушку Марту, которая нас опекала. Она родилась в Канаде, большую часть жизни прожила в Нью-Йорке и перебралась в Барселону всего пять лет назад, влюбившись в город и, конечно же, в горячего испанца.

Почти всё производство на испанском заводе — роботизированное.

Что в перспективе ждёт сеатовцев? Прогнозы неплохи, ведь испанцы уже оправились после кризиса 2008 года. С тех пор каждый новый год приносит увеличение продаж — пусть пока и небольшое. Руководство не прекращает вливания в завод, инвестиции на будущее — 555 млн евро. С 2011 года запущена программа SEAT al sol, принцип которой в накоплении энергии для жизнеобеспечения предприятия через солнечные батареи. Ими накрыты огромные площади парковки с готовой продукцией. Пока это только начало, вскоре все свободные пространства Мартореля будут сплошь в подобных тентах.

Идеальная модель — образец, по которому сверяют кузова для выявления брака.

Но не только производство вселяет надежды на успешное будущее, неплохие прогнозы есть и у автоспортивного подразделения компании. В небольшом здании здесь же по соседству со сборочными конвейерами расположился SEAT Sport. Несмотря на то что заводская команда ушла из чемпионата мира по кольцевым гонкам WTCC ещё в 2010 году, работа в спортивном корпусе кипит вовсю. Ежегодно специалисты подготавливают до 100 гоночных автомобилей.

Подразделение SEAT Sport оставалось прибыльным и во времена безденежья компании.

Главными выпускниками автоспортивного подразделения, конечно же, являются хэтчбеки Seat Leon с 310-сильным двигателем под капотом, принимающие участие в кузовном чемпионате WTCC. Это и самые дорогие спортпрототипы, выходящие из этих стен. На доводку автомобиля уходит около тысячи человеко-часов, а финальная стоимость возрастает до 200 000 евро. Нам повезло, во время визита удалось посмотреть на боевые машины нашего отечественного гонщика Алексея Дудукало и его напарника Габриэля Тарквини. Уже вечером оба автомобиля должны были отправиться на очередной этап.

Но не на таких дорогостоящих спортпрототипах выживает подразделение, состоящее всего из 40 человек. Большим спросом пользуются хэтчбеки Seat Leon Supercopa и Seat Ibiza SC Trophy, предназначенные для участия в любительских соревнованиях и монокубках. Помимо этого целый павильон отведён под заводской тюнинг. Именно в это помещение попадают новые машины прямо с конвейера и за несколько часов обзаводятся новым оспортивленным обвесом. Таких заказов больше всего. Во время нашего пребывания, правда, в стенах SEAT Sport практически никто не работал, царила спокойная атмосфера. Сиеста?

Сейчас у автоспортивного подразделения есть около 200 постоянных клиентов.

Та же умиротворённо-однообразная картина поджидала нас и на следующий день в музее Сеата. Точнее, в том месте, которое испанцы называют музеем. На деле этот ангар, где выставлена коллекция исторических автомобилей и шоу-каров, можно назвать хранилищем. Ни тематики в расстановке машин, ни света, ни даже опознавательных табличек... Без проводника тут не разобраться. Оно и понятно: музей закрыт для свободного доступа, необходимости в подобной инфраструктуре попросту нет.

В хранилище исторических машин марки SEAT с улицы не попасть. Да если и попадёшь, то без гида не обойдёшься: никакой информации об экспонатах нет.

Наблюдая за эволюцией компании, становится ясно — сами по себе испанцы не добились бы того, что у них есть. Вначале под опекой Фиата они успешно выпускали перелицованное семейство Panda, а спустя совсем немного времени, оказавшись в заботливых руках концерна Volkswagen, начали производство успешного во всех отношениях первого поколения Ибицы. Что характерно, только когда видишь весь модельный ряд в одном помещении, становится ясно, что клонами моделей Volkswagen Сеаты были не всегда. Но индивидуальность заметно подрастеряли.

Это понимают и сами испанцы. Обещают: совсем скоро всё изменится. У Сеата появится новое корпоративное лицо. Продемонстрировать это призван новый Леон, дебют которого состоится осенью на мотор-шоу в Париже. Мы уже видели фотографии хэтчбека, который бесспорно получился ярким и выразительным. Вот он — новый ДНК-код сеатовцев. Однако посмотрим, удастся ли одним только внешним видом проложить путь к сердцам и кошелькам россиян. Вероятнее всего, лишь за облик у нас покупать не будут. Всё решат цены, которые станут известны ближе к старту продаж. Будем надеяться, что они окажутся вменяемыми, ведь пятидверки Leon заметно украсят дорожный поток.

Проникнуться атмосферой Испании и завода марки SEAT можно, посмотрев наш видеоролик.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...