Porsche 911. В этом году Гудвудский фестиваль скорости проводился с 11 по 14 июля. Центральным событием стало 50-летие легендарного Porsche 911. Тематическую скульптуру высотой 35 метров украсили оригинальный «девятьсот одиннадцатый» образца 1963 года, модели 911 Carrera RS 2.7 (1973) и 911 Carrera 4 (2012).

Развиваем восприятие скорости на фестивале в Гудвуде

Константин Болотов, . Фото Драйва, компании Skoda, издания FortyOneSix

В этом году Гудвудский фестиваль скорости проводился с 11 по 14 июля. Центральным событием стало 50-летие легендарного Porsche 911. Тематическую скульптуру высотой 35 метров украсили оригинальный «девятьсот одиннадцатый» образца 1963 года, модели 911 Carrera RS 2.7 (1973) и 911 Carrera 4 (2012).

В усадьбе Гудвуд у Её Величества Скорости имеется королевский дворец. Двухэтажное строение с башенками называется Goodwood House. Мы прибыли к нему вечером 10 июля, за 12 часов до открытия знаменитого фестиваля. Стоя под колоннадой с бокалами в руках, гости Гудвуд-хауса разглядывали громадину, что зовётся Goodwood’s Central Feature, — скульптуру, установленную на круглой лужайке перед замком. Все ждали появления главного человека в усадьбе. Вскоре 58-летний Чарльз Генри Гордон-Леннокс, граф Марча и Кинрара, пригласил всех в дом. С приветственной речи лорда Марча началось наше знакомство с потрясающим действом по имени Goodwood Festival of Speed и стартовали поиски ответа на сложный вопрос — что такое FOS.

Центральная скульптура — новогодняя ёлка Гудвуда. Она меняется каждый год, но кое-что остаётся неизменным: все монументы создаёт один человек — британский художник Джерри Джуда, который почти во всех инсталляциях для FOS использует настоящие автомобили. Некоторые подробности о строительстве сооружения во славу Porsche 911 можно узнать из видеоролика наших британских коллег.

Традиция с установкой Goodwood’s Central Feature родилась не одновременно с Фестивалем скорости, а только в 1997 году, когда компания Ferrari презентовала романскую арку с лошадкой и подвешенным болидом F310B. С тех пор пошло-поехало: 1998 год — Porsche, 1999 — Audi, 2000 — Jaguar, 2001 — Mercedes, 2002 — Renault F1.

В 2003 году скульптуру на FOS установила компания Ford, в 2004-м отличился Rolls-Royce, в 2005 году красовалась Honda, в 2006-м — Renault, в 2007 году почёт достался марке Toyota, в 2008-м прославлялся Land Rover.

В 2009 году инсталляция поздравляла фирму Audi, в 2010-м загогулина чествовала Alfa Romeo, в 2011 году — Jaguar, в 2012-м — Lotus.

Главред Драйва Михаил Петровский, побывавший в Гудвуде в 2011 году, пришёл к выводу, что Фестиваль скорости — это бал классических гоночных машин, историческое автошоу. Организаторы между тем считают своё мероприятие крупнейшим в мире автомобильным приёмом гостей на открытом воздухе. И организаторская формулировка, да простит нас Михаил (кстати, его новый видеорассказ о FOS см. ниже), более точна. Ведь на Гудвудском фестивале многие гости занимаются делами, которые с автомобилями вообще никак не связаны. Праздно шатаются, валяются на траве, пьют пиво, едят гамбургеры, выгуливают детей, покупают сапоги и шляпы. То же самое происходит на какой-нибудь сельскохозяйственной ярмарке. Но у FOS всё же есть отличие от любого другого массового празднества. Это, конечно, скорость. Она в Гудвуде присутствует во всём: и в дуракавалянии, и в пиве, и в сапогах.

Своим видом на карте Festival of Speed походит если не на город, то на крупный посёлок. Фестиваль, как на ветке, растёт на главной дороге, которая служит треком. Внизу густо, наверху пусто? Не совсем, вверху находятся три полигона для внедорожных покатушек и раллийная трасса.

В этом году Фестивалю скорости исполнилось 20 лет. Его история началась с того, что в 1992-м Чарльз Генри Гордон-Леннокс, работавший в Лондоне фотографом, принял решение вернуться в унаследованное имение Гудвуд. Лучшие детские воспоминания Чарльза были связаны с автоспортом: будучи мальчишкой, он очень любил ходить с отцом смотреть гонки, проходившие на трассе Goodwood Circuit. Она находится неподалёку от усадьбы, но была закрыта с 1966 года.

Гордон-Леннокс задался целью как можно скорее вернуть автоспорт в Гудвуд и нашёл поддержку в лице друзей, членов Британского клуба автогонщиков (BARC), который Чарльз возглавляет, и других энтузиастов. Но для перезапуска трека Goodwood Circuit требовались годы, и лорд Марч со товарищи решили провести тестовое мероприятие прямо на территории усадьбы, тем более что места тут в достатке: площадь имения — почти пять гектаров.

Граф Гордон-Леннокс охотно проводит экскурсии по Гудвуд-хаусу. Тут есть на что посмотреть, ведь история усадьбы началась в 1689 году. В доме экспонируются коллекции живописи, посуды и другого антиквариата. Такой Эрмитаж в миниатюре. И между прочим, Goodwood House можно арендовать, чтобы провести в нём свадьбу или встретить Новый год.

Команда лорда Марча в 1990-х проделала колоссальную работу. Были найдены спонсоры, получено согласие от будущих участников фестиваля, запущена рекламная кампания в прессе и так далее. В воскресенье 20 июня 1993 года в Гудвуд приехали 25 000 человек, чтобы увидеть около сотни исторических автомобилей и мотоциклов. Это был успех. И с тех пор фестиваль год от года прогрессирует как количественно, так и качественно. Нынче, двадцать лет спустя, количество экспонируемых транспортных средств перевалило за 500, и FOS принял 185 тысяч гостей. Билеты нужно было приобретать заранее, купить их непосредственно на входе невозможно. Стоили билеты недёшево: на четверг — 25 фунтов, на пятницу — 40, на субботу или воскресенье — 57 (в рублях это примерно 1300, 2000, 2900). Для детей до 12 лет вход бесплатный.

Чего только не было за 20-летнюю историю Фестиваля скорости! К примеру, в 1999 году в рамках FOS отмечалось «Тысячелетие лошадиной силы» и проводились гонки на колесницах римских легионеров. А в последние года три фестиваль включает в себя авиационное шоу, в ходе которого над головами публики на бреющем полёте проносится бомбардировщик Avro Vulcan с открытым бомбовым отсеком.

Утром снова едем в Гудвуд, по пути оглядывая раскинувшиеся в полях лагеря автокемперов, палаток, прицепов-дач. Немало людей покупают абонемент на все дни фестиваля, причём за возможность жить рядом с FOS в бивуаке они платят тоже. Мы подъезжаем к воротам. Въездов/входов тут, само собой, несколько. Они открываются в семь утра, жизнь начинает закипать в 8:45, нас привезли к полудню, и не сказать, чтоб в самый разгар. Наблюдаем, как в ворота вползает лондонский даблдекер, — он-то что тут делает? Мы садимся в электрический гольф-кар и едем регистрироваться в пресс-центр, а потом идём пешком в павильон марки Skoda, которая нас в Гудвуд и пригласила, — на премьеру Октавии RS.

Денёк выдался совсем не по-британски погожий. Не пригодились резиновые сапоги, которые организаторы рекомендовали захватить с собой гостям. К обеду стало жарко.

По-хорошему, чтобы полноценно употребить и переварить Festival of Speed, надо провести на нём хотя бы пару дней. У нас была лишь пара часов, поэтому пришлось развивать свою собственную скорость, чтобы оббежать и осмотреть как можно больше. Нужно было заглянуть к крупным автопроизводителям, побывать в паддоке, поклониться главному герою фестиваля Porsche 911 и, уже по возможности, заскочить на пару выставок. Фотоаппарат на шею, планшетник в зубы и бегом.

Напротив шкодовского домика — павильон Bentley с нескромной надписью «Лучший люксовый седан в мире». Экспозиция ателье AMG запомнилась табличками, запрещающими любые напитки на стенде. У MINI, как всегда, всё было ярко и пёстро. Марка Alfa Romeo была на фестивале краснее всех.

Можно сказать, что до обеда людей на фестивале было немного. Потом народу сильно прибыло, стало многолюдно, но не чересчур, давки нигде не было. Причём такая картина сохранялась в течение всего первого дня: гостей полно, но всем хватает места. Чинно, без спешки, публика гуляла между павильонов по дорожкам из алюминиевых листов. Поначалу показалось, что этими щитами спасают траву от пешеходов, а потом дошло — это для автомобилей. По щитам ездят в том числе многотонные фуры, на которых на FOS доставляют гоночную технику. Ходить по газонам, короче говоря, не запрещается.

FOS — это ещё и подвиг специалистов по логистике. Вы бы видели те нередко стоящие в пробках узкие дорожки (по одной полосе туда и обратно), по которым в Гудвуд прибыли несколько сотен единиц техники.

Если хочешь ничего не пропустить, надо покупать программу и карту. Ещё посетителям на входе выдают радионаушник, включённый в цену билета и предварительно настроенный на Radio Goodwood (87,7 FM). Благодаря ему гости из непрерывного эфира узнают, что где происходит. Можно обойтись и без наушника, ведь то же радио звучит из динамиков, плюс идёт видеотрансляция на больших экранах, однако иногда трудно что-то расслышать в рёве моторов.

На FOS ни на секунду не прекращается бойкая торговля. Сувениры, коллекционные машинки, символика, атрибутика — продаётся очень много классных штук, и бывает, за не очень большие деньги. Автомобиль тоже можно купить. Подержанный Мустанг, к примеру. Пришлось сильно пожалеть о том, что заранее не поменял доллары на фунты — найти обменник и банкомат на фестивале не удалось. Потом, правда, выяснилось, что они там всё же были: где-то позади трибун и на поле для крикета.

Неожиданностей хватает. На Фестивале скорости ты с равной долей вероятности встретишь драндулет XIX века, формульный болид, новейший суперкар, хот-род, двухэтажный автобус, клоунский тарантас, звезду автоспорта, мировую премьеру седана, движимую силой тяжести тележку, лодку, электромобиль, самолёт, машинку для детей, раллийную Ладу, легендарную модель, фуру, четырёхколёсный снаряд для установления рекордов и вообще непонятно что. Парохода и паровоза только не хватает. А вот что тут трудно найти, так это обыкновенную стоковую легковушку.

Одна из самых впечатляющих экспозиций фестиваля была посвящена мировым рекордам скорости. Можно было осмотреть машины, на которых совершали чудеса знаменитый британский гонщик сэр Малькольм Кэмпбелл и его сын Дональд. Красовались автомобили компании Sunbeam, первыми на Земле превысившие скорость 150 и 200 миль в час (241 и 321 км/ч). Гигант в шатре — это девятиметровый кар Bluebird-Proteus CN7, построенный в 1960-х. «Синяя птица», оснащённая газотурбинным двигателем мощностью более 4000 л.с., должна была разгоняться до 800 км/ч, но её рекорд от 17 июля 1964 года, — 648,73 км/ч. А вот «ракета» Blue Flame в октябре 1970-го достигла 1001,667 км/ч.

Во всём этом буйстве фестивальных красок и фонтанирующей мощи бросается в глаза очень чуткое отношение организаторов FOS к людям с ограниченными возможностями. Для инвалидов создана безбарьерная дружественная среда, в том числе специальная трибуна в лучшем месте у трассы. Колясочники могут без проблем заехать в каждый павильон, добраться до любого стенда, чем они, конечно, пользуются. Инвалидов, пребывающих в хорошем настроении, на фестивале встретишь повсюду.

Напротив рекордсменов скорости находилась площадка, заполненная ретромобилями и хулиганскими тачками. Интереса у публики они вызывали ничуть не меньше.

Некоторые производители просто поставили свои новые машины на помост: мол, смотрите, люди. А сами садились в тенёк. Такие стенды на FOS большой популярностью не пользуются, за редким исключением. Столпотворение там, где представители марок с публикой работают: занимают, развлекают, показывают необычное, устраивают конкурсы, розыгрыши, дарят что-нибудь.

Тихо было у Лексуса, вращавшего на подиуме свежий IS. Негромко было у Ситроена, запретившего трогать новый кабрик DS3. У Ягуара, тоже не сделавшего чего-то из ряда вон, была движуха — людей примагничивал новый F-type. И у Форда было битком, и дело скорее не в Фиесте ST: на стенде бесплатно делались смешные фотки всех желающих.

Самые освежающие на жаре стенды были у компаний Peugeot и Volvo. Французы построили искусственную волну и выставили на неё профессиональных вейкбордеров, которые смешно падали. Шведы сделали зимнюю экспозицию, насытив пространство настоящим льдом и поддельным снегом. Тем временем в павильоне Фольксвагена уличный художник терзал красками Golf GTI, а марка Audi раздавала у себя даром холщовые сумки с промоматериалами. И рекламный трюк «четырёх колец» себя оправдал — с фирменной сумой по фестивалю ходил каждый второй.

Несколько огромных надувных куполов — это зона FOS-Tech, витрина новейших технологий. Гибриды, электромобили, всякие инновационные штуки — всё сконцентрировано здесь. Посетителей встречают консультанты фирм-производителей, отвечают на вопрос, объясняют нюансы, демонстрируют системы на моделях в разрезе. В зоне FOS-Tech две главные темы — экономичность и экологичность.

Инженеры компании Lotus раздели для публики гибрид Evora 414E и выставили новейшую версию родстера Seven. Мексиканцы предъявили сверхлёгкий трек-кар VŪHL. Концерн VW явил самую экономичную легковушку в мире — модель XL1.

Не меньше десятка участников FOS предложили гостям радиоуправляемые машинки, а серьёзнее всех игрушечные гонки организовала компания Michelin: до десяти участников одновременно крутили рули под присмотром судьи. Неподалёку сгрудились мотоциклы — такие же полноценные участники фестиваля, как и автомобили. Лондонский двухэтажный автобус привезла на FOS компания Cummins. Она комплектует новые даблдекеры двигателем ISBe объёмом 4,5 л, работающим в паре с гибридной трансмиссией от Siemens.

Главная трасса Гудвуда, делящая Фестиваль скорости на две равноценно важные части, была подобна реке. На ней не происходило какого-то организованного шоу — просто был открыт судоходный сезон, и кто-то время от времени пролетал или небыстро проезжал. Следом за спецверсией седана Rolls-Royce Ghost промеж блоков сена мог выкатиться самый заурядный Duster, за ним появлялся Mercedes-Benz A-класса, потом «сарай» Hyundai i40. Вот она, британская демократия! Переходим реку-трассу и попадаем на берег с Гудвуд-хаусом и скульптурой в честь Porsche. Здесь интересности свои, их не меньше, чем на той стороне.

За «спиной» Гудвуд-хауса обнаружились транспортные средства и персонажи из американского мультсериала 1960-х годов Wacky Races (в русском переводе он известен под названием «Чокнутые гонки»). Важно понимать, что все эти машинки ездят своим ходом.

Это машины участников британского проекта Formula Gravity. Он работает для школьников и студентов, чтобы вдохновить их на техническое творчество и занятия автоспортом. Под руководством преподавателей и при поддержке спонсоров дети строят машинки, которые не имеют двигателя и катятся под горку, повинуясь силе тяжести. У этой Формулы есть свои строгие правила, рекорды и чемпионы. Шутки ради тележки относят к настоящим маркам автомобилей. Похвальная, в общем, инициатива.

Неподалёку от детской Формулы нашлась самая что ни на есть взрослая. Под навесами — величественные болиды, ставшие классикой, иконами. Рядом сидят и разговаривают седые дедушки и дядечки — хозяева машин. Тем временем их дети и внуки беспрестанно надраивают болиды и сдувают с них пылинки. Прожить бы здесь хотя бы минут двадцать, но нет, надо бежать дальше.

Рядом с классическими гоночными аппаратами, такими, например, как Renault 40CV Type NM 1926 года и Renault Type K 1922-го, обнаружился новейший концепт Renault Twin’Run.

В паддоке — русский дух. Русью пахло в палатке российской гоночной команды Marussia, а также в домике итальянцев из отряда Scuderia Ferrari, на чьих болидах красуется логотип лаборатории Евгения Касперского. Заметим, что Маруся в паддоке FOS привлекала большое внимание, сравнимое с ажиотажем вокруг команды McLaren.

Коротко и чётко сформулировать, что такое Goodwood Festival of Speed, пожалуй, невозможно. Это очень круто — единственный вариант. Зато, побывав здесь, прекрасно понимаешь, о какой скорости идёт речь. Конечно же, о скорости человеческой жизни. Её быстротечности. О дефиците отведённого каждому из нас времени, которое так хочется прожить красиво. И FOS, как никакой другой праздник, демонстрирует арсенал для красивого и правильного проживания скоротечной жизни. Поэтому сюда необходимо наведаться хотя бы раз.

Встретилась Lada, на которой в 1980-х гоняли советские спортсмены Стасис Брундза и Сергей Дадвани. В FOS участвуют и трактора — они доставляют публику к раллийной трассе. На задворках фестиваля тоже интересно: посреди лужайки может стоять обеденный стол, а на обычной парковке — раритет.

Вот и наш 50-летний именинник — дюжина «девятьсот одиннадцатых» разных лет, серий и типов. Легендарные Porsche 911 принимали участие во всех без исключения Фестивалях скорости в Гудвуде, и марка уже была главной темой FOS в 1998 году. Тогда на центральной скульптуре были подвешены носом вниз четыре автомобиля со слитыми жидкостями, теперь их три, зато они устремлены лицом в небо, взлетают ракетой.

Экспозиция 911 Parade Cars представляла все генерации «девятьсот одиннадцатых»: от родоначальника образца 1963 года до последней на сегодняшний день модификации 991.

На этот раз Порше предстоял парад, который мы не застали, но в котором принял участие главный редактор Драйва Михаил Петровский. Ему слово.

К подножию холма на Porsche (Михаил Петровский)

Заблуждение считать Британию страной порядка. В целом там бардак типа нашего. Но если в России всё как-то удачно складывается в последнюю минуту, то в Англии в самый последний момент всё может расстроиться. Предварительные договорённости, долгосрочное планирование — всё летит в тартарары. Немцы из Porsche рвут на себе волосы, когда дирекция гонки отменяет парад «девятьсот одиннадцатых» прямо на старте подъёма на холм. Помешанные на безопасности англичане спохватились, что на нас нет шлемов, хотя поначалу сами же дали на это добро. Поэтому вместо парада мы просто прокатились из паддока на старт и обратно. Я не жалуюсь — меня вообще пустили за руль случайно, но обидно, что такую редкую возможность не удалось использовать по максимуму.

Project 50, как его тут называют, — британский вклад в празднование 50-летия «девятьсот одиннадцатого». Подготовкой машины по заказу Porsche UK занимался знаменитый фирменный центр Porsche Classic.

Машина мне досталась феерическая — подготовленный для исторических гонок Porsche 911 первого поколения. Дорожная машина того же возраста кажется хрупкой и уязвимой, а эта — прочной, как британский пессимизм. Шестицилиндровый «оппозитник» 2.0 выдаёт около 200 л.с., но при этом не может продышаться, пока обороты не поднимутся до четырёх тысяч. Зато потом ревёт вдохновенно и очень бодро тянет. Снаряжённая масса — меньше тонны. Отсечка где-то на заоблачных 8000 об/мин: там и собственного голоса уже не слышно, не то что собеседника...

Эргономически салон безупречен, но из-за каркаса безопасности тут совсем тесно. Я видел немало классических Porsche с такими гоночными рулями Momo — о, это очень правильный выбор! За стандартный деревянный ободок так крепко не возьмёшься. Передачи переключаются чётко, первая налево, к себе. Сцепление тугое и непонятное. Карбюраторный мотор постоянно норовит заглохнуть.

А Фестиваль скорости в Гудвуде — это не только автомобили, но и люди. В историческом паддоке можно увидеть весь цвет мирового автоспорта: от заслуженных ветеранов до перспективных новичков. Мне посчастливилось познакомиться с победителем Ле-Мана 1970 года Ричардом Этвудом, пилотом легендарного Porsche 917. В карьере Этвуда не слишком много побед, но, кажется, его знают в лицо буквально все: за автографом люди выстраиваются в очередь.

Этвуду 73 года, но он до сих пор работает инструктором в центре Porsche Driving Experience на трассе Silverstone. Для этого, кстати, в своё время Ричарду пришлось переучиваться вождению. Говорит, инструктору требуются иные навыки, нежели гонщику.

В Porsche называют своего бывшего пилота «сэр Ричард», но в действительности ему никогда не присваивался рыцарский титул. «Я не был особо умным парнем в молодости, — говорит Этвуд, — за плечами у меня только школа да четырёхлетняя стажировка в Ягуаре, позволившая потом зарабатывать ребилдингом гоночных силовых агрегатов». В заводскую команду Porsche Этвуд пришёл после Форда, где пилотировал знаменитый GT 40. Оказывается, в 70-х обширная гоночная программа Porsche, движущей силой которой был Фердинанд Пих, чуть было не обанкротила компанию — так много денег они вкладывали...

Это видео не особо информативно, но оно хорошо передаёт состояние человека, случайно оказавшегося в водовороте фестиваля. А ещё я заметил, что, несмотря на отсутствие музыки, в нём почти нет тишины. Гудвуд в дни фестиваля — жужжащий улей стальных пчёл.

У Этвуда, пилотировавшего автомобили Porsche, Ferrari, Ford, Aston Martin и прочая, нет любимой машины. Он говорит, что запоминается, как правило, та, что даёт преимущество над соперниками. Когда ты "везёшь" всем секунду с круга, работа пилота становится легче и приятнее. Хотя раньше гонки не требовали такой физической формы, как сейчас. Шины держали хуже, прижимная сила была слабее, гонщики подвергались меньшим перегрузкам. Автоспорт был шальным. Этвуд, в прошлом пилот гран-при, не любит современную Формулу-1. Он считает, что сегодня есть с полдюжины пилотов, способных выиграть чемпионат и делать то же, что и Феттель, — просто у того лучшая машина. А ещё в паддоке Ф-1 слишком мало женщин...

За кадром

Зафиксировать на Фестивале скорости абсолютно всё, что хотелось, и на фото, и на видео одновременно, к сожалению, не получилось. Не хватило времени и сил. Приоритет был у фото. Но кое-что и айпэдом заснять удалось: чтобы почувствовать общую атмосферу фестиваля, кадров в ролике вполне достаточно.

Михаил Петровский проник в так называемый Паддок F1, чтобы мы могли послушать болиды разных лет: помимо бессчётных машин гран-при тут и довоенные Audi и Мерседесы, и экспериментальный газотурбинный автомобиль, и олдскульные инди-кары... Музыка для энтузиаста!

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...