Вгрызаемся в лёд на гонке Mazda Ice Race

Алексей Смирнов, . Фото: Mazda

Длина ледяного трека — 2300 м, помноженная на длину шипа — 1,6 мм, обеспечивает родстеру Mazda MX5 Aori среднюю скорость прохождения круга — 65,1 км/ч. И это при том, что на трассе есть две медленные связки и две ещё более медленные шпильки. Узнать максималку на прямиках, взглянув на спидометр, я так и не удосужился. Было не до этого!

«Вылетаешь из Барселоны двадцатого, а в Екатеринбурге нужно быть девятнадцатого?» Столь вопиющее несоответствие чисел ничуть не смутило нашего главного редактора. Он по-дружески хлопнул меня по плечу — ничего, успеешь! Чтобы выполнить задание шефа, сначала пришлось лететь ночным рейсом из Барсы в Москву рядом с китайским мальчиком, в попе которого оказалось самое длинное китайское шило. Затем был экстренный переезд из Шереметьева во Внуково. Задержка рейса! А о суровом уральском таксисте, напрочь лишённом чувства самосохранения, мне даже вспоминать сейчас страшно. Но на ледовую гонку Mazda Ice Race я всё же успел!

Рецепт Aori: двухлитровый двигатель мощностью 160 л.с., механическая пятиступка, спортивная подвеска и облегчённый на 120 кг кузов, который сменил механизм складной крыши на каркас безопасности.

С ежегодной зимней гонкой, проводимой российским представительством Mazda, постоянные читатели Драйва уже знакомы: прошлогодний старт Михаила Петровского пополнил список редакционных трофеев серебряной наградой. Не было особых изменений и в этот раз. Та же техника: гоночные родстеры Mazda MX5 Aori. Тот же формат: 100-минутная командная гонка по ледовой трассе. И та же оригинальная перетасовка статуса участников, где журналисты на два дня превращаются в пилотов, а профессиональные гонщики становятся тренерами команд, сформированных по простому принципу «быстрый пилот плюс медленный пилот» на основе времени, показанного в квалификации.

Салон выглядит не менее боевито, чем внешность, хотя передняя панель и центральная консоль сохранены без изменений. Даже магнитола осталась на месте! Правда, прохватить по ледовому треку под любимый музон не выйдет — нет динамиков! Особо отмечу гоночное рулевое колесо с очень цепким замшевым покрытием и нулевой меткой. Кстати, в двадцатиградусный мороз можно водить без перчаток — руки не мёрзнут.

Даже международный статус гонка сохранила! Ближнее зарубежье представляла команда из Украины, а дальнее… нет, так жаждущие реванша за двойной проигрыш австралийцы на этот раз не приехали, зато был усиленный десант в составе двух команд из солнечной Турции. Но если год назад пилоты полировали лёд гражданскими зимними покрышками, то на этот раз гоночные родстеры были обуты в боевые шины с 1,6-миллиметровым шипом. И это не только существенно повысило скорость прохождения трассы, но и добавило массу нюансов, разбираться в которых приходилось по ходу дела.

Шип длиной 1,6 миллиметра сочетается с летним рисунком протектора гоночных шин Michelin MNA00. В полной мере такая шина работет только на льду. На снегу «зацеп» заметно хуже, а попав на ледяную крошку, родстер превращается в заднеприводный вентилятор!

На столь когтистых шинах мне раньше ездить не доводилось. Даже сейчас, когда гоночные страсти давно улеглись, я не могу охарактеризовать их поведение одной фразой. В поперечном направлении они сохраняют уверенный «зацеп» лишь до тех пор, пока ты не ошибёшься с дозировкой тяги. Допустил пробуксовку, и корма родстера отправляется в занос, будто покрышки разом растеряли половину шипов. А при торможении (напомню, что Mazda MX5 Aori лишена всех электронных систем безопасности) замедление тем интенсивнее, чем ниже скорость. Поэтому поначалу тебя не покидает ощущение, что ты мажешь мимо поворота. Кроме того, такие шины очень чувствительны к твёрдости льда. При изменении температуры атмосферы даже на пару градусов заметно меняется и качество «держака». Но самое коварное — это продукты износа трассы, ледяная крошка. Промазав с траекторией и попав на такое покрытие, гоночный автомобиль становится неуправляемым.

Как и гражданский родстер Mazda MX5, гоночный Aori отличается очень сбалансированным характером. Даже по голому льду можно ехать с минимальными скольжениями задней оси. Если же допустить глубокий занос, то проще всего стабилизировать машину, нажав на тормоз с одновременной коррекцией рулём. И всё же перчинка короткобазной машины по-прежнему добавляет этому блюду остроты. Недостаточные или несвоевременные контрмеры приводят к развороту (нижнее фото).

«Кто у вас якорь?» — интересуется коллега. Якорями здесь называют медленных пилотов, которые есть в каждой команде. Их стартовую позицию определяет тренер, от решения которого зависит очень многое. Нашим якорем оказался к тому же парень в теле, и это только усугубило ситуацию: на смену пилота и роспуск ремней безопасности мы тратили вдвое больше из отведённых на это двух минут. «Поедет первым!» — принял волевое решение Денис Левятов. И парень не подкачал! Самый медленный пилот нашей команды не только не провалил масстарт, но и отыграл по ходу своей сессии одну позицию, выведя команду на четвёртое место. А вот те пилоты, кто реально мог побороться с соперниками, гонку провалили: один разворот, другой, третий…

Звёздный состав профессиональных гонщиков, выполнявших функцию тренеров, на этот раз был таким: Антон Небылицкий, Олег Петриков, Сергей Балдин, Наталья Гольцова, Владимир Черевань, Александр Потехин, Владимир Сухов. Нашей команде АБВГДейка по жребию достался Денис Левятов. Пилотам с тренером повезло, а вот ему с нами...

И кому какое дело, что на протяжении двух дней ты был самым быстрым пилотом из всех, а в гонке сумел отыграть аж три позиции? Одно неверное движение рулём, и ты висишь на снежном бруствере, беспомощно наблюдая, как соперники проезжают мимо тебя! Mazda Ice Race — это командное состязание! В масштабе гонки важнее не скорость, а стабильность. Вот её-то нашей команде и недоставало. «Наша сборная по плаванью не завоевала призовых мест», — подытожил шестую финишную позицию тренер. «С другой стороны — никто и не утонул». Точно в цель!

Сколько команд — столько и тактик. Кто-то делал ставку на быстрого пилота в начале гонки, другие, напротив, приберегли самых быстрых на финал. Вылеты и развороты очень скоро нарушили зрительную очерёдность, и определить позицию команды стало невозможно. Однако организаторы со счёта не сбились, и спустя сто минут после старта первым финишный флаг увидел пилот команды лидера.

Но чёрт с ней, с позицией, эмоций-то сколько! К примеру, после, моего разворота команду могли и вовсе дисквалифицировать. Ведь сессия каждого пилота строго регламентирована: не менее десяти, но не более двадцати пяти минут. Я же после того, как при помощи спасателей покинул сугроб, пересёк временные ворота… за четыре секунды до конца своей сессии! Но самое обидное случилось у команды из Украины. Лидировав по ходу гонки, ребята сошли после того, как один из их пилотов, вылетев с трассы, повредил машину всего за двадцать минут до окончания заезда. А что же турки, коих за неимением снежного наката «автоматом» записали в аутсайдеры? Южане оказались самым дружным составом. Пели, плясали, даже хороводы водили! В общем, повышали моральный дух коллектива, как могли. В итоге одна из команд финишировала пятой. Молодцы!

Команда Антона Небылицкого выиграла эту гонку с солидным отрывом от соперников. Вторыми стали ребята под руководством Александра Потехина. Бригада Владимира Череваня замкнула тройку призёров. Но судя по радости гощиков и тренеров, цифра на тумбе особого значения не имеет!

Знаете, что самое положительное в маздовских соревнованиях? Подобные эмоции может испытать каждый из вас! Правда, ледовые гонки за рулём родстеров Aori пока ещё остаются чисто журналистской прерогативой. Организаторы вполне резонно беспокоятся и за сохранность техники, и за здоровье участников. Вот и нынешние заезды по ледовому жёлобу, где скорости частенько переваливали за трёхзначную отметку, подтвердили высокие требования к квалификации участников: многие журналисты открыто заявляли — страшно! Зато вы можете принять участие в ежегодном состязании Mazda Sport Cup, которое проводится по той же схеме на гражданских родстерах Mazda MX5. Для этого достаточно быть владельцем автомобиля Mazda любого года выпуска, не пропустить информацию на официальном сайте и после объявления набора прислать заявку. Есть даже программы для корпоративных клиентов, по которым можно формировать команды из своих сотрудников. В общем, советую. Стоящее дело!

В том, что Mazda Ice Race — настоящая гоночная дисциплина, вы можете убедиться, посмотрев этот видеоролик.

Зумзумимся в рамках зимней программы Mazda Sport Academy

Школьная парта маздовской академии — переднеприводный хэтчбек Mazda3 с двухлитровым 150-сильным двигателем и пятиступенчатым «автоматом». Машины обуты в шипованные шины Pirelli.

Белое полотно загородного шоссе, сугробы справа и слева. Вроде бы и скорость невысока, но, подъезжая к повороту, понимаешь, что тот круче, чем казался ранее. Машина едет прямо! Что делать? А вот обратная ситуация: вершина виража уже позади, как вдруг задняя ось стремится обогнать переднюю. Ваши действия? Задавая эти вопросы, инструкторы школы Mazda Sport Academy выдерживают театральную паузу, панорамируя взглядом аудиторию курсантов. Отвечают те на первый взгляд верно: в первом случае сброс газа, во втором — поворот руля в сторону заноса. Однако чтобы спасти автомобиль от вылета с дороги, этих контрмер, как правило, бывает недостаточно. Так что же всё-таки делать?

Сначала теория: разбор ситуации сноса передней оси (левое фото) и заноса задней.

О летней программе Mazda Sport Academy мы уже рассказывали, а теперь в рамках тренировки перед мероприятием Mazda Ice Race побывали и на зимнем тренинге. Проходит он на трассе в Мячково и включает час теории и три часа практики, два из которых — непосредственная отработка перечисленных выше аварийных ситуаций плюс 60 минут закрепления полученных навыков. В программе всего два упражнения. Первое моделирует ситуацию, когда, вопреки желанию и командам водителя, автомобиль в повороте продолжает двигаться прямо — снос передней оси. Второе — когда сцепление с дорогой потеряла задняя ось и машина стремится развернуться поперёк дороги — занос задней оси.

На вопрос, что опаснее, снос или занос, инструкторы школы прямого ответа не дают. Для каждого, говорят, по-своему. Однако единогласны в том, что лучше не допускать ни того ни другого. А сделать это проще всего по принципу «клин клином». То есть смоделировав ситуацию, научиться не попадать в неё.

Ошибётся тот, кто решит, что зимний курс маздовской школы — для водителей-новичков. Да, приведённые ситуации банальнее некуда, но это не снижает их значимости. С незапланированными скольжениями осей сталкиваются водители любых уровней подготовки. Разница лишь в скорости выполнения манёвра! Один входит в вираж на пятидесяти, другой на ста пятидесяти километрах в час. Поэтому и разделения на группы риска в Mazda Sport Academy не делают: садись за руль и езжай в силу своих возможностей. Главное — научись делать всё правильно!

Траекторию определяют коридоры из конусов, которые не только ограничивают скорость, но и помогают научиться работать с педалью газа.

При сносе передней оси — сброс газа — естественная реакция испугавшегося водителя. Но одновременно с этим он, как правило, усугубляет ситуацию доворотом руля в сторону поворота, а делать этого нельзя! Контакт передних колёс с дорогой в этом случае только ухудшится. Нужно распрямлять руль, давая шинам возможность восстановить контакт, и только потом вновь нагружать их боковыми силами.

Инструкторы отмечают, что при сносе хорошим подспорьем для смены недостаточной поворачиваемости на избыточную является ручной тормоз, при условии что воздействует он на заднюю ось автомобиля. Однако и здесь есть свои тонкости. Пока передние колёса не зацепятся за покрытие и не потянут автомобиль внутрь виража, ручником пользоваться бесполезно. Это лишь приведёт к скольжению всех четырёх колёс. Да и опытный водитель, прежде чем прибегать к таким контрмерам, трижды подумает и прикинет, стоит ли разворачивать автомобиль параллельно снежному брустверу, рискуя удариться об него боком и совершить переворот или же вылететь с трассы по прямой, но без серьёзных последствий.

Погасить занос контрвыпадом руля — лишь половина дела, отмечают инструкторы. Нужно научиться сразу выставлять управляемые колёса на выход из виража. В противном случае автомобиль всё равно покинет пределы проезжей части или повторные колебания приведут к его развороту.

С заносом, казалось бы, проще. В школе Mazda для провокации скольжений задней оси используют разношинницу: передняя ось хэтчбека Mazda3 обута в шипованные покрышки, задняя — в летнюю резину. Заснеженная кольцевая трасса усложняется ретардерами из конусов, так что работать рулём приходится много. Но рулевое колесо в такой ситуации скорее инструмент вспомогательный, а первостепенный — это акселератор. Отпустишь его с испугу в момент заноса — и автомобиль закрутится вокруг вертикальной оси. Добавишь газ синхронно с доворотом руля в сторону заноса, и автомобиль, стабилизируясь, поедет в нужную сторону. Умение перераспределять массу автомобиля между осями — наука тонкая, за пару часов занятий её, конечно, не постичь. Но понять принцип действия можно.

Завершающие заезды — особый кайф. Здесь требуется не только вести автомобиль по скользкому покрытию с минимальными скольжениями, но и приспосабливаться к быстро меняющемуся покрытию. Если на первых кругах снежный бруствер может стать дополнительной опорой для автомобиля, то разрыхлённый по ходу заездов способен затянуть его, как в ловушку.

А возможность проверить, насколько ты овладел полученными знаниями, предоставят сами инструкторы. Заключительная часть зимнего курса — заезды по трассе на той же переднеприводной технике. Здесь уже всё по-взрослому: и скорости, и цена ошибок. Не смог впитать полученные в ходе тренировки знания — здравствуй, сугроб. Хотя трасса в Мячково даже в снежной конфигурации лояльна к ошибкам водителя. К примеру, во время наших уроков не пострадал ни один школьный автомобиль. Вообще зимний курс Mazda Sport Academy — это отличная возможность погонять по гоночной трассе под присмотром опытных инструкторов. Такая тренировка не повредит и тем, кто с автомобилем на «ты». Начинающим же автолюбителям пользу от таких уроков и вовсе переоценить сложно. Приятно и то, что стоимость курса Icy Sport всего 9500 рублей. Для справки, сломанный передний бампер для хэтчбека Mazda3 вытянет из вашего бюджета около 17 000 рублей. Делайте выводы!

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...