KUNST! › Прокладываем маршрут по автомобильным музеям Москвы

Михаил Петровский,

У нас две крайности: одному музею исполняется 140 лет, всем остальным нет и трёх. Все новые музеи выросли из реставрационного бизнеса. Темпы развития этой сферы и уровень площадок впечатляют.

Р етроавтомобили окружали меня с детства, но никогда особо не занимали. Отец постоянно торчал в музеях, и круг его кишел техническими историками, реставраторами и прочими энтузиастами, однако ж надо было дорасти самому. И вот щёлкнул внутри какой-то ржавый тумблер... Я стал чаще искать встречи с классическими машинами.

В прежние времена автомобильный антиквариат водился в центральных музеях: Политехе, Историческом, музее Ленина... Собственные коллекции собирали автозаводы, но к ним не всегда допускали с улицы. А куда идти сегодня? Не найдя в Интернете исчерпывающего ответа, я решил обойти по возможности все заметные московские автомобильные музеи и рассказать коротко, где и что посмотреть. Надеюсь, фотографии и затравочные видеоролики разбудят в вас желание повторить это путешествие и увидеть всё своими глазами.

Музей ретро-автомобилей


Адрес: Рогожский вал, 9/2
Свыше 240 экспонатов в пяти залах
Взрослые билеты по 100 рублей, экскурсии от 600 рублей
В шаговой доступности от метро

Это крупнейший на сегодня автомобильный музей Москвы. Вдобавок самый дешёвый, потому что государственный. Послевоенное здание автокомбината отлично подходит для новых задач. Пять больших залов — с асфальтированными дорожками с разметкой для двустороннего (!) движения. Здесь много естественного света. Искусственного тоже хватает, но поскольку хорошее дневное освещение — редкость для музеев, рекомендую наведаться засветло.

Чёрная жемчужина коллекции — старейшая здесь Hispano-Suiza T30 1916 года. Индекс Т обозначает T-образную головку блока цилиндров, где впускные и выпускные клапаны располагаются по бокам цилиндра напротив друг друга. Четырёхцилиндровый двигатель развивал около 15 л.с.

Очень понравились лавочки — эксклюзивная фишка музея на Рогожском валу: нигде больше вам не предложат присесть с видом на автостарину. Летом тут нежарко, а зимой прохладно — одевайтесь теплее, ибо залипнуть можно надолго. Такому большому музею, кстати, не хватает своего кафе. Зато есть большая бесплатная парковка...

Фаэтон Isotta-Fraschini Tipo 8A 1927 года с кузовом миланского ателье Cesare Sala. На заднем плане — шасси Tipo 8 1924 года с кузовом той же мастерской.

Костяк Музея ретро-автомобилей (МРА для кратости) — бывшая заводская экспозиция АЗЛК, с которой я хорошо познакомился ещё в детстве. Есть экспонаты из фондов Политехнического музея (помню тоже некоторые) и Гаража особого назначения. Плотным заполнением площадей и минималистичным оформлением МРА как раз и напоминает этакий идеалистический европейский запасник. Увы, далеко не так на самом деле выглядят запасники российских госмузеев...

Самое интересное в заводском собрании АЗЛК — опытные разработки. Где ещё увидишь семиместный заднеприводный Москвич-2139 «Арбат» (в центре) 1991 года или совместный российско-чешский микроавтобус Москвич-3733 (справа)?

Изрядная часть коллекции составлена из частных машин, в основном иностранных, которые расставлены чуть свободнее, чем, скажем, заводские Москвичи. Хорош подбор американских автомобилей, много «итальянцев». Есть даже такой аукционный хит, как Ferrari 250 GT. Машины группируются по хронологии или по тематике: у американского автопрома 50–70-х годов свой зал, например, выделены военная и милицейская техника... Внушительна коллекция советских раллийных автомобилей.

В музее хорошая подборка Корветов разных лет, есть Aston Martin DB6 и, конечно же, представлена вся палитра советских представительских машин от ЗиСов до ЗиЛов.

У музея нет своей реставрационной мастерской (хотя руководит им известный реставратор Д. Октябрьский) или фондов. Тем не менее сюда есть смысл наведываться регулярно: примерно полтора десятка экспонатов находятся в ротации. Экскурсии зовутся авторскими: у каждого гида свой конёк, а то и собственные автомобили в экспозиции. Отрадно, что люди, не будучи профессиональными музейными работниками, мечтают о настоящей научной работе, сетуя на то, что она требует большего финансирования.

Купе Ferrari 250 GT Lusso 1963 года — один из наиболее дорогих экспонатов музея. Пусть это не автомобиль Стива Маккуина, проданный аукционом Christie’s за $2,3 млн, но свои полтора миллиона он, вероятно, стоит. В ролике — лишь ключевые элементы экспозиции. Любимчик Хрущёва ЗиЛ-111, который у нас часто путают с Чайкой, и зелёная Волга ГАЗ-24-65 на шасси УАЗ-469, которую гонял Брежнев по Завидово. Коллекция Кирилловых: бережно восстановленные гоночные Москвичи, Жигули и Волги до сих пор принимают участие в исторических ралли. Из запасника Политеха вышел концепт-кар Selene, построенный ателье Ghia в 1959 году. Самоделка Панголина Александа Кулыгина — наш советский Ламбо из Ухты. Есть даже свой арт-кар — Запорожец, расписанный Митьками.

Музей техники Вадима Задорожного


Адрес: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й км Ильинского шоссе
Свыше 70 экспонатов в трёх залах
Взрослые билеты по 250–350 рублей + 150 рублей за съёмку, экскурсии от 1000 рублей
Добираться на машине, автобусе или маршрутке

У Задорожного — именно музей техники вообще. Здесь нет разве что кораблей в натуральную величину и космических аппаратов.

В частном загородном музее богато. Помещение спроектировано под него, а не адаптировано, и это чувствуется. Приятны мелочи: от каменной кладки полов и точечного освещения до подлинных агитплакатов, рекламных афиш и предметов быта разных стран и эпох. На Рогожском валу тоже есть своя коллекция винтажных вещей, но у Задорожного они гармонично вписаны в экспозицию. В залах, занимающих нижние этажи бизнес-центра, звучит музыка. Джаз и easy listening хорошо ложатся на визуальный ряд. Хотя я бы предпочёл, чтобы это было не радио: отвлекает реклама...

С первого в истории BMW родстера Wartburg DA3 1932 года началась коллекция Задорожного.

Кузов спайдера Alfa Romeo 8С 2900 Superleggera 1937 года выполнен из алюминиевых панелей, закреплённых на трубчатом каркасе. Спортивные технологии! Рядная «шестёрка» 2.9 мощностью 262 л.с. — дефорсированная версия боевого мотора гоночной Альфы Tipo B (1932–1934).

Автомобили, которые нас интересуют, — лишь часть разносторонней экспозиции. Здесь великолепная коллекция мотоциклов, обширная площадка бронетанковой техники и артиллерии, аэропланы Первой и Второй мировых войн, редкие самолёты КБ Яковлева. А скоро сюда перекочует и авиахлам с Ходынки, так что прибавится работы в собственном реставрационном центре. Из танковой мастерской вот доносится кузнечный звон: восстанавливают какого-то «японца»...

Кабриолет Buick 44 1929 года — неброская звезда музея. Один нарком привёз машину из США в СССР перед войной, но, испугавшись злых языков, вымазал её кремом и спрятал до лучших времён. Наступили они только для внуков. Buick в итоге идеально сохранился и демонстрируется в своём первоначальном виде.

Хорьхи — страсть отечественных коллекционеров. У Задорожного их целый парк. Самый фотогеничный в условиях музея — кабриолет Horch 930S 1939 года. Пример довоенного «бедж-инжиниринга» в концерне Auto Union: кузов «девятсот тридцатого» был унифицирован с моделями Audi и Wanderer. Двигатель V8 3.8 развивал 92 л.с.

Экспозиция постоянна. Подавляющее большинство экспонатов принадлежит Задорожному, есть и техника его друзей. Скоро должны добавиться семь автомобилей. Пока больше не влезет. Авиационная коллекция, возможно, обзаведётся собственным жильём, тогда, наверное, что-то ещё поднимется из запасников. Вообще, несмотря на впечатление законченного проекта, музей только обретает себя: принят новый план развития, обновилась эмблема, появился слоган «Живая история».

Правительственные ЗиСы — ещё одно общее место столичных коллекций. У Задорожного они особенно нарядны. Этот ЗиС-110 — один из двух автомобилей Хрущёва, находящихся в музее.

Пусть это не наш профиль, но коллекция мотоциклов здесь блестящая! От первого американского Индиана Big Twin G-model 1915 года до советских кортежных Днепров. Впечатляют собрание BMW, ретроспектива марок Jawa и Иж.

Мне бы не хотелось, чтобы музей в итоге расселили по интересам: другой такой представительной политехнической площадки у нас нет. Вдобавок тут очень комфортно приобщаться к истории (есть, где подкрепиться), а это не последнее дело, когда специально выбираешься за город, чтобы потратить на старину добрых полдня. Хорошо бы, кстати, иметь возможность присесть рядом с экспонатами. С экскурсоводами здесь пообщаться не довелось...

В ролике мы уделили внимание только автомобилям и мотоциклам. А там ещё столько интересного!

Музей частных коллекций «Автовилль»


Адрес: ул. Усачёва, 2, стр. 1
До 50 экспонатов в трёх залах
Взрослые билеты по 300 рублей, индивидуальная экскурсия — 1000 рублей
В шаговой доступности от метро

По сравнению с музеем Задорожного «Автовилль» — камерное место. Этакая малая сцена МХАТа. Пара экспонатов в вестибюле и два уровня весьма свободной расстановки. Шарм «Автовилля» заключается в том, что автомобили, заключённые в красивых интерьерах, в массе своей не загорожены. Можно ходить вокруг, и даже виденная уже машина воспринимается по-новому. Впрочем, некоторые экспонаты ставят сюда только с условием огородить их.

Я застал ретроспективу фирмы Jaguar. Этот SS1 Tourer 1935 года с рядной «шестёркой» 2.7 относится к тому времени, когда компания называлась ещё SS Cars (от Swallow Sidecars). Производила она преимущественно кузова и использовала агрегатную базу фирмы Standard Motors.

Тоже SS1, но 1934 года и с кузовом купе (или Fixed Head), где для задних пассажиров предусмотрены раздельные кресла. C 60-сильной рядной «шестёркой» 2.1 купе разгонялась до 126 км/ч.

У «Автовилля» своя ниша. Это галерея для тех, кто, не желая «чахнуть над златом», стремится выставить свои сокровища на обозрение. Музей гарантирует коллекционерам конфиденциальность, первоклассное хранение, достойное соседство, ну и вообще общую премиальную атмосферу. Собственные машины партнёров — основателей музея составляют пятую, постоянную часть коллекции.

Возможность походить вокруг машины особенно полезна, когда дело касается кабриолетов. От интерьера Мерседеса S170 1951 года получаешь большое эстетическое удовольствие.

Оба автомобиля входной группы — Darracq 1907 года и классический британский родстер MG TA 1938-го (вверху) — оснащены четырёхцилиндровыми моторами. Но в первом случае с четырёх литров рабочего объёма снималось не более 18 л.с., а «четвёрка» из гаражей Морриса развивала уже 50 сил при объёме 1,3 л. Rolls Royce Phantom первого поколения (внизу справа) выпускался в США на заводе в Спрингфилде до 1931 года. Когда в 1927-м был выпущен этот Phantom Picadilly Roadster с рядной «шестёркой» 7.7, в Детройте уже начали разработку Кадиллака с близким по объёму 16-цилиндровым двигателем. Роскошная модель Cadillac V-16 (внизу слева) считается у российских коллекционеров инвестиционной: гуляя по музеям, вы не раз встретите подобные машины.

В силу своей галерейной специфики «Автовилль» — наиболее динамично обновляющаяся площадка. Отправившись на Фрунзенскую сегодня, вы, вероятно, уже не застанете чего-то из моей съёмки. Тем интереснее почаще туда заглядывать. Пусть это самый дорогой музей (по соотношению цена / количество экспонатов), зато он очень удобно расположен. И нигде больше нет такого количества Роллс-Ройсов — это местный фетиш.

Гвоздь постоянной коллекции «Автовилля» — редчайший Mercedes-Benz 540K 1936 года. Один из 25 выпущенных экземпляров с кузовом Special Roadster. Рядная «восьмёрка» 5.4 c подключаемым по требованию приводным нагнетателем развивала до 180 л.с., что обеспечивало разгон до 170 км/ч.

Я застал приезд новых экспонатов. Вверху — Avion Vousin C11 1927 года с двигателем Найта, где вместо тарельчатых клапанов используются возвратно-поступательные гильзы. Внизу — умопомрачительный Bugatti Type 57 Stelvio Cabriolet 1937-го с рядной двухвальной «восьмёркой» 3.3 и кузовом ателье Gangloff.

Собираясь в «Автовилль», проверьте, открыто ли — музей часто резервируют для корпоративных мероприятий. Зато если открыто, то аж на 12 часов в день, с десяти до десяти. То есть можно спокойно забежать после работы. Обновления коллекции анонсируются на страничке в Фейсбуке. Экскурсия — удовольствие примерно на час. Но экскурсоводов всего двое, так что я бы бронировал их время заранее. Единственно пожелание к администрации: подправить несколько светильников в цокольном этаже. Свет в «Автовилле» играет очень важную роль.

«Автовилль» — камерная галерея олдтаймеров. Сюда можно просто зайти помедитировать после работы.

Моторы войны


Адрес: ул. Братьев Фонченко, д. 10
Около 30 единиц техники в одном зале
Билеты по 70 рублей
Добираться на машине или на метро

Государственный музей Великой отечественной войны, что на Поклонной горе, прирастает новыми помещениями. А заполнять площади помогают частные коллекционеры. Филиал музея под названием «Моторы войны» — по сути собрание военной техники, известной в реставрационном мире семьи Лен. Собственных экспонатов музея ВОВ тут всего пяток. Но статус госмузея позволяет «Моторам» пускать нас с вами задёшево.

Монументальный английский эвакуатор Scammell Pioneer SV/2S, который использовался в Красной армии как танковый тягач, — железное ядро коллекции. Почти десятитонную махину видно из любого угла небольшого зала. Рядышком притулился редкий британский мотоцикл Norton 16H c одноцилиндровым моторчиком на 490 «кубиков» мощностью 14 л.с.

Зал делит надвое этакая «ось зла» — техника Германии и её сателлитов. Врага берут в клещи СССР, США и Великобритания, представленные по периметру. Крупногабаритные экспонаты превращают просторное помещение бывшего транспортного цеха в уютную комнату. Иногда даже в игровую: за небольшую доплату можно сфотографироваться в каком-нибудь Виллисе. Всё-таки военные машины не назовёшь недотрогами.

Сильно задолго до Фольксвагена был лейбваген: телега с ёмкостью для конской отдушки и инструкцией по эксплуатации.

Вячеслав Лен — реставратор и при этом вкладывается в поисковые экспедиции, организуемые музеем. Так что экспозиция «Моторов» периодически обновляется. Мне показали свежеотстроенную неотапливаемую площадку с навесом: туда встанет погодоустойчивая техника, освободив место для новых теплолюбивых раритетов.

Ещё один бронированный ЗиС-115 c шестилитровым двигателем V8 из-под Сталина. Здесь для меня его радушно открыли. Считается, что генералиссимус не ездил на заднем диване, а предпочитал среднюю «раскладушку».

Кстати, если вы уже видели замечательный журнал Rolling Wheels, который издаёт семья Лен, то вам приятно будет узнать, что экскурсии в «Моторах» ведёт его военно-исторический редактор Юрий Пошалок. Немного неудобно, что филиал находится на закрытой для проезда территории, но идти от музейного КПП всё равно ближе, чем от метро. И всё же хотелось бы проще добираться.

Возвращённый к жизни артиллерийский тягач «Комсомолец», Dodge WC-57 по прозвищу Три четверти, на котором, по легенде, Жуков принимал парад, — единственное в своём роде немецкое 105-миллиметровое орудие LeFH 18, спасённое из финского леса, британское чудо эргономики Morris Commercial C4... Любителю военной истории есть чем залюбоваться в «Моторах войны».

Военно-технический музей в Черноголовке


Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское
Около 300 экспонатов в трёх корпусах и на открытых площадках
Взрослые билеты по 200 рублей, экскурсии по 1000 рублей
Добираться на машине или на электричке

Прошлое и не наступившее будущее: за обломками двух штурмовиков Ил-2 виден полноразмерный прототип экранолёта ЭКИП. Предполагалось, что летательный аппарат с фюзеляжем дискового типа будет подниматься с любой поверхности благодаря воздушной подушке. Программа свёрнута в 2000-х до начала лётных испытаний: завод разорён, конструктора Щукина загнали в гроб.

Изначально я планировал ограничиться столичными площадками. Однако меня убедили, что Черноголовка — неотъемлемая часть московского фонда. Потолкавшись в пробках на Щёлковском шоссе и преодолев небольшой участок разбитой грунтовки, я попал в особенное место. Государственный областной музей арендует для своих нужд бывший пионерский лагерь. Здесь не просто получаешь удовольствие от большой коллекции самой разнообразной техники, но ещё и от детских воспоминаний. Вряд ли я был именно в этом лагере — но они же все похожи, как две капли!

Наиболее интересная из черноголовских «двадцать первых» Волг — версия ГАЗ-21И c автоматической коробкой передач (вверху). Не путать со спецсерией для КГБ, где использовался силовой агрегат Чайки ГАЗ-13. Черноголовка унаследовала коллекцию «Музея такси», который базировался в 19 ТМП столицы. Оттуда и первое маршрутное такси RAF (внизу слева), и уникальный заднемоторный минвэн ВНИИТЭ Ю. Долматовского на агрегатах Москвича-408.

Одна из экспозиций развёрнута прямо в спальном корпусе! Там, где стояли в несколько рядов наши с вами кровати с аккуратно заправленными одеялами и подушками «домиком», выставлены попарно автомобили. Техника в палатах смотрится странно. Тем, кто понятия не имеет, что такое пионерлагерь, подобное размещение покажется нелепым. Но для нормального советского ребёнка — это кайф! Атмосфера лагеря неубиваема — машины и мотоциклы, выглядывающие в коридор, где мы строились на линейку, смотрятся круто.

Два немецких кюбельвагена времён Второй мировой войны (вверху): Volkswagen Typ 82 c «оппозитником» 1.1 мощностью 25 л.с. и Stoewer R200 с двухлитровым 50-сильным мотором. Внизу справа — не подвергавшийся реставрации Horch 830R с V8 3.3 (70 л.с.) и с редким деревянным кузовом ателье Glaser. Внизу слева — коллекция военных Доджей в пионерлагерной столовке.

В столовке стоят военные грузовики, бронемашины, мотоцикл с турелью на коляске и пушка — сон пионера-бунтаря. Вот вам, Марь-иванна, за клейкий кисель! Вот вам, вожатые, за ваше ночное пьянство и за то, что кошмарили нас в полуприсяди после отбоя! И плевать, что стены обшарпаны — так и должен выглядеть лагерь после бунта с применением тяжёлой техники.

Пожарная машина пенного тушения на гусеничном шасси тягача АТ-С модели 712 — словно атлант, подпирающий свод нового ангара музея. Достойное помещение для серьёзной коллекции. Жаль, что Форды Т спрятаны на антресолях, но для организации нормальной выставки не хватает персонала. За посетителями, жалуются музейщики, нужен глаз да глаз — всё время норовят что-нибудь открутить.

Знаменитая коллекция пожарных машин разместилась в специально построенном просторном и хорошо освещённом ангаре. Тут же выгорожена антресоль, на которой выставлены в ряд два десятка автомобилей Ford T разных модификаций. Очень нарядно! И для такой внушительной коллекции доля частных экспонатов невелика — около 30%. До 80% единиц хранения — на ходу.

Первая отечественная серийная легковушка ГАЗ-А может стать первым шагом для начинающих коллекционеров и реставраторов благодаря полной унификации с автомобилем Ford A, реставрация которого в Америке поставлена на поток. А вот восстановить до первоначального состояния полноприводную Победу М-72 может позволить себе далеко не всякий музей. В Черноголовке машина ждёт своего часа.

На удивление хороша мотоциклетная коллекция музея! Тут и послевоенная Москва М1А (копия немецкого DKW RT125, слева), и BMW R66 в паре с 20-сильным Цундапом К-800 (в центре), и «велоцикл» Brennabor 1938 года мощностью 1,2 л.с.

Персонал в Черноголовке, как и везде, полон энтузиазма. А экскурсии ведут все, включая директора. Меня провели не только по корпусам музея, но и по комплексу реставрационных мастерских. Обширное хозяйство! У каждой бригады — будь то жестянщики, маляры, арматурщики или краснодеревщики — по собственному цеху. И работа кипит. В процессе восстановления находится масса интересных советских и европейских автомобилей. Коллекция пополняется — очень хочется для неё новых просторных павильонов. Жаль, что музей открыт только три дня в неделю. Ну так это зависит от нас, посетителей.

Неистребимая атмосфера пионерского лагеря определила выбор саундтрека к ролику о музее в Черноголовке.

Государственный Политехнический музей


Адрес: Новая площадь, 3/4
18 автомобилей в трёх залах
Взрослые билеты по 150 рублей + 70 рублей за съёмку
В шаговой доступности от метро

Отпраздновав 140-летие, Политех вот-вот закроется на многолетнюю реконструкцию, но без него наш рассказ был бы невозможен. Отдел транспорта, каким мы помним его с детства, можно будет увидеть только на фотографиях или на портале ютюб. Не планируется восстанавливать отдел в нынешнем формате: в основной экспозиции Политеха останется вообще одна-единственная машина. Зато должны появиться отдельные выставки на филиальных площадках обновлённого музейного комплекса.

В советские времена говорить об этом было не принято, а между тем трицикл Cudell 1899 года принадлежал императорской семье Романовых. Рядом с ним — первый отечественный серийный мотоцикл с ДВС «Россия», производившийся на одноимённой фабрике в Риге в 1902–1907 годах.

Peugeot Bébé 1913 года, разработанный Этторе Бугатти, экспонируется рядом с деревянным шасси такой же модели. Блестящая по своей простоте конструкция! Десяти «лошадей» четырёхцилиндрового мотора объёмом 855 «кубиков» хватало, чтобы разгонять 350-килограммовый автомобиль до 60 км/ч. Это был первый доступный автомобиль Peugeot, выпущенный тиражом свыше 3000 штук.

Сегодняшний Политех — старый советский музей. Поэтому в экспозиции представлены в основном советские автомобили, а малочисленные «иностранцы» относятся к дореволюционному периоду. Тем и замечательны! Только тут есть экипаж Grosser Stoewer Motorwagen 1899 года или Bébé Peugeot 1913-го... Естественно, в холодном подвальчике выставлено далеко не всё, чем владеет Политех. В распоряжении музея всего около 90 «голов», и, что радует, у руководства обширные планы реставрации.

Только благодаря благосклонности сотрудников Политеха я могу показать вам интерьер первого советского малолитражного автомобиля НАМИ-1. А справа внизу — предтеча Москвича, довоенный КиМ-10/50, «предназначавшийся только для продажи населению».

Отрадно, что на время ремонта никто не собирается прятать коллекцию в запасники. Жемчужина Политеха — коллекция мотоциклов — отправится погостить в Музей техники Задорожного, где верхняя галерея будет реконструирована в целый мотоэтаж. А автомобили займут один из залов на Рогожском валу — скорее всего, тот, где сейчас выставлены «американцы». Это переезд с существенным улучшением условий: вместо 300 квадратов экспонаты займут полторы тысячи.

Отдел транспорта Политеха иногда в шутку называют Музеем музея. Хорошо, что я успел снять его таким, каким помнил с детства.

И всё-таки сходите ещё раз на Новую площадь! Ведь помимо собственно техники тут есть ещё и красивейшие масштабные модели, стенды с фотографиями, чертежами, узлами и агрегатами. Когда и в каком виде это будет экспонироваться в следующий раз, большой вопрос. Я уж не говорю о том, что Политехнический музей вообще-то — это нечто несравнимо большее, чем просто отдел транспорта.

И другие...

Одним частным музеем скоро станет больше. Реставрационная мастерская Евгения Шаманского, прославившаяся высоким качеством работы, откроет свою коллекцию для публики. Среди экспонатов — редчайший пикап ГАЗ М-415, на котором мне удалось прокатиться в прошлом году на юбилее ГАЗа. (Фото Александра Казарина.)

Иные закрываются. Музей автомобилей и экипажей газеты «Авторевю» перебрался в запасник. Но реставрационная мастерская продолжает работать: на недавней «Олдтаймер-Галерее» был представлен автомобиль ГАЗ M-20 Победа 1954 года. Кстати, в прежнем помещении авторевюшного музея в Кузьминском парке продолжает действовать экспозиция винтажных вещей, включая коллекцию автомобилей. (Фото «Авторевю».)

Любите ли вы автостарину?

  • Да 
  • Интересуюсь только современными машинами
  • Пойду в музей за ответом

Крупным планом

Комментарии 57
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.