KUNST! › Наблюдаем за рождением серийного летающего автомобиля

Леонид Попов,

Что делает самолёт на Драйве? Всё просто: этот трансформер одновременно является легальным автомобилем, допущенным на дороги общего пользования.

Н емногие знают, что гибриды автомобилей и самолётов изобретатели строят вот уже почти сто лет. Но ни одна попытка вывести такую гремучую смесь на массовый рынок не увенчалась успехом. Ближе всех к нему подобралась американская компания Terrafugia. В конце марта она подняла в небо предсерийный образец своего летающего автомобиля.

Первый полёт аппарата Transition («связующее звено», «переход») состоялся в международном аэропорту Платтсбург в штате Нью-Йорк. Он продолжался восемь минут. За это время Transition успел покружить вокруг аэропорта, поднявшись на высоту 430 метров. Машине ещё предстоит пройти немало тестов.

Крылья Terrafugia Transition раскладываются и складываются при помощи электропривода за 30 секунд.

По внешности Transition в нём трудно распознать автомобиль. Разве что фары в носу намекают на возможность использования этого шедевра на дороге. А так перед нами лёгкий двухместный самолёт со складывающимися крыльями. Вроде бы в истории было немало похожих конструкций.

Уже сейчас потенциальным покупателям предложено посмотреть, за что компания просит 279 тысяч долларов: диковинку привезли на Нью-Йоркское автошоу.

Вот только вовсе не механизм автоматической трансформации — основная заслуга разработчиков. Самое сложное задание для них было сформулировано обманчиво просто: «Сделать аппарат для двух стихий, который полностью бы соответствовал всем нормам и правилам, предъявляемым как к самолётам, так и к автомобилям».

Transition официально классифицирован как лёгкий спортивный самолёт.

Для воздушной ипостаси гибрида это означало разнообразную авионику, средства связи, стабильное и надёжное поведение в небе. А в качестве автомобиля конструкция должна была пройти испытания на безопасность и, конечно, обладать необходимой на дороге светотехникой.

Всё это было непросто обеспечить, удерживая вес аппарата в жёстких рамках. Например, самолётомобилю пришлось обзавестись прочной клеткой салона и энергопоглощающими зонами деформации кузова на манер обычных легковушек. А ещё тут есть деформируемая рулевая колонка, две подушки безопасности и ремни с ограничителем усилия.

На земле аппарат управляется обычным рулевым колесом, а в воздухе — складным напольным джойстиком.

Будучи представителем сухопутного рода-племени, «Связующее звено» оборудовано такими автомобильными вкусностями, как система контроля за давлением в шинах и камера заднего вида. Кондиционер — опция. В то же время в списке дополнительного оснащения фигурируют диковинные для легковушки автопилот и комплект для ночных полётов, а также дублирующее самолётное управление для превращения пассажира во второго пилота.

Скорость сваливания у новой машины невысока — всего 83 км/ч. Это один из факторов безопасности. По уверениям тест-пилотов, управлять этим автомобилем в воздухе легко и приятно.

Компания Terrafugia прошла долгий путь, прежде чем смогла заявить о грядущем появлении необычного транспортного средства в серийном производстве. Концепция «перехода» появилась ещё в 2006 году. В 2009 году первый рабочий прототип трансформируемого автомобиля-самолёта оторвался от взлётной полосы. Эта машина ещё не была предназначена для конвейера, но показала работоспособность идеи.

Двигатель марки Rotax питается автомобильным бензином, так что проблемы заправки на шоссе у гибрида не существует. На дороге этот мотор, кстати, приводит задние колёса через бесступенчатую трансмиссию, а в небе — толкающий воздушный винт.

В 2010 году Transition получил одобрение от Федерального управления авиации США, а ещё через год — зелёный свет новинке зажгло Национальное управление безопасности дорожного движения.

С этого момента человек, обладающий не только водительскими правами, но и лицензией пилота-спортсмена или частного пилота, мог использовать Transition как универсальный транспорт, способный доставить своего владельца буквально от двери до двери на весьма приличное расстояние, включая воздушный отрезок пути.

На стоянке новичок занимает столько же места, сколько и крупный легковой автомобиль.

Но не спешите радоваться по поводу полётов над неизбывными пробками. Если речь о пробках по дороге в аэропорт, то владельцу «перехода» придётся потомиться и в них. Ведь лихаческий взлёт гибрида прямо с автострады — грубое нарушение правил безопасности. Как, к слову, и приземление на шоссе. Оно может рассматриваться лишь как аварийный вариант посадки.

Смысл в двухрежимности, тем не менее, присутствует. В отличие от обычного самолёта этому детищу американских кудесников не нужен ангар, его не требуется буксировать куда-то или разбирать и складывать на прицеп, чтобы доставить домой. С посадочной полосы новый аппарат может напрямую отправиться на шоссе, по которому спокойно доедет до дома владельца и прекрасно встанет в типичный гараж. Также Transition легко припарковать в гостях или около офиса.

В оснащение новинки входит встроенный парашют, спасающий целиком весь самолёт.

Учитывая распространённость в США маленьких аэродромов, летающий автомобиль может оказаться интересной альтернативой постоянной покупке авиабилетов при частых вояжах на средние расстояния. Правда, особенно практичным Transition назвать нельзя, хотя бы из-за маленького пространства для багажа. Помимо пилота и пассажира в кабину тут можно втиснуть лишь сумку для гольфа и, может быть, ещё пару пакетов.

Для водителей, которые никогда ещё не сидели за авиационным штурвалом, Terrafugia предлагает собственный курс. Всего 20 часов налёта позволяют получить лицензию пилота-спортсмена и легально поднимать Transition в воздух.

С другой стороны, никому в голову не приходит оценивать практичность суперкаров, багажники которых нередко бывают не менее символическими. И если ползти на мощной спортивной машине в вялотекущей пробке, растянувшейся от города до города, означает сущее издевательство над техникой, то для «перехода», стоящего как тот же суперкар, такая ситуация — хороший шанс проявить способности. Водитель-пилот может сменить направление движения в сторону ближайшей взлётной полосы и вскоре уже посматривать на автостраду свысока.

Любопытно, как росла прогнозируемая цена данного гибрида по мере продвижения его от чистого замысла до готового к производству прототипа. В самом начале создатели машины говорили о 150 тысячах долларов, потом о 200 000, 250 000, а теперь это почти 280 тысяч. Не исключено, впрочем, что при наращивании объёма выпуска цену удастся несколько снизить.

Первые серийные летающие авто от Terrafugia должны поступить к покупателям в 2013 году, почти что на столетний юбилей летающих автомобилей. Ведь первый такой гибрид, способный и ездить по дорогам, и летать, американский изобретатель Глен Кёртис построил в 1916 году и поднял в небо в 1917-м. Машина совершила лишь несколько полётов.

Пока машина проходит тесты, сами испытатели разыгрывают типовой сценарий «поездка к другу», включающий несколько участков движения по шоссе и в воздухе.

В XX веке несколько отдельных энтузиастов и компаний три или четыре раза пробовали было организовать серийный выпуск подобных конструкций. Крылья этих «автомобилей будущего» складывались вручную, а зачастую и вовсе снимались и оставлялись в аэропорту либо возились за автомобилем в прицепе. Это явно не добавляло удобства и наряду с высокой ценой на немногочисленные образцы надолго похоронило замысел.

Ситуацию могли бы исправить автоматически выдвигающиеся крылья автомобиля. Но до недавних пор такие мы могли увидеть лишь в кино. Так, в ленте «Фантомас разбушевался» знаменитый злодей уходит от погони на летающем Ситроене DS.

Хотя этот Ситроен летал только за счёт монтажа, в Сети мелькает информация, что, мол, советские спецслужбы, под сильным впечатлением от фильма, поручили учёным построить настоящий такой автомобиль. Но чем закончились те попытки — история умалчивает.

В 1965 году тот чудо-агрегат «летал» на киношных спецэффектах. В 2012 году спецэффекты понадобятся разве что рекламщикам. Им теперь необходимо убедить покупателей, что неказистая на вид помесь палубного истребителя, кабиненроллера и кукурузника — это более престижная покупка, чем Феррари. Рациональные соображения тут отходят на второй план. «Машина с крыльями» — это не столько техника, сколько эмоции. Хочется верить, что на этот раз рождение нового вида транспорта действительно состоится.

Паспортные данные


Terrafugia Transition
Кузов
Тип кузова самолёт
Длина, м 6
Высота, м 2
Ширина в режиме автомобиля, м 2,3
Ширина в режиме самолёта (размах крыльев), м 8
Полный вес, кг 650
Вес пустого, кг 440
Двигатель
Мощность, л.с. 100
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 185
Дальность полёта, км 787
Длина разбега, м 518
Нагрузка кг 210
Расход топлива в воздухе (при круизной скорости 172 км/ч), л/ч 18,9
Расход топлива на шоссе, л/100 км 6,7
Объём топливного бака, л 87
Комментарии 18
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.