KUNST! › Делимся увиденным на Фестивале скорости в Гудвуде

Михаил Петровский,

По традиции на площадке перед главным зданием, Гудвуд-хаусом, воздвигается скульптура, символизирующая основную тему фестиваля. В этом году лейтмотивом было 50-летие Ягуара E-type. Купе из стилизованных органных труб — символ триумфа британской автомобильной культуры.

Фестиваль скорости в британском Гудвуде проводится с 1993 года под патронажем лорда Марча, десятого герцога Ричмонда. Он не только владелец этой земли, но и председатель Британского клуба автомобильных гонок (BARC). Гудвудский фестиваль — одно из самых престижных исторических автомобильных шоу. В отличие от конкурсов элегантности где-нибудь в Пеббл-Бич или на Вилле д’Эста, у Гудвуда есть своя узкая специализация: здесь правят бал гоночные машины. Особый шарм фестиваля в том, что это не выставка — я бы назвал это балом классических автомобилей. Гламурные суперкары и дорожная ретротехника тут в кордебалете. А всё внимание приковано к легендарным, бесценным спортивным снарядам. За редким исключением на трассе подъёма на холм демонстрируются сплошь орудия высших достижений: машины — призёры и победители Ле-Мана, Тарги Флорио, Милле Мильи, чемпионские раллийные болиды... Это не двигатели дымят — это за каждой машиной вьётся длинный шлейф спортивной славы. Настолько длинный, что кажется, на него наступает машина, стартующая следом. За рулём как богатые коллекционеры, так и именитые спортсмены прошлого и настоящего: от Стирлинга Мосса до Дженсона Баттона.

Гудвуд — это нечто большее, чем просто заезды участников фестиваля. Только ленивый не привёз сюда какой-нибудь рекламно-развлекательный стенд. Тут есть и небольшой салон с новинками массового автопрома, и статическая экспозиция антиквариата. Простите, но я ничего не расскажу вам о них — засел на трибуне и не мог оторваться от феерического хоровода легендарных автомобилей на треке. Этот чудо-калейдоскоп заставил, забыв о ежедневной суете, снова и снова ловить в видоискатель фотоаппарата ожившую историю. Многие из этих машин я видел только на картинках, прочие были знакомы как музейные экспонаты. Но чтобы оно вдруг всё понеслось мимо вихрем цветов, звуков и запахов — об этом можно было только мечтать! Смотрите фотографии и коротенькую видеозарисовку.

Да, мы не пишем о двухколёсной технике, но британский спорт немыслим без мотогонок. Тем более что эстетика этих машин никого не оставит равнодушным. Norton 500 был одним из самых успешных мотоциклов в истории гонок Tourist Trophy на острове Мэн. На этом экземпляре с одноцилиндровым верхнеклапанным мотором объёмом 490 см³ Тим Хант выиграл гонку Senior TT 1931 года.

Alfa Romeo Tipo B 1934 года считается первым автомобилем класса Grand Prix, специально спроектированным как одноместный...

У трёхлитрового двигателя V8 каждому блоку цилиндров положен свой собственный приводной нагнетатель. А диагональные приводные валы позволили как можно ниже усадить пилота.

Всего год отделяет эту Альфу от предыдущей, а они словно из разных эпох! Модель Alfa Romeo Aerodinamica Spider была создана в 1935 году для гонок на выносливость под двигатель V12. Но до наших дней доехала на рядной «шестёрке» объёмом 2,3 л.

Двухцилиндровый оппозитник объёмом 497 см³ у BMW Type 255 Kompressor, как следует из названия, оснащался приводным нагнетателем. Это ещё один байк-победитель гонки TT на острове Мэн — 1939 года. Тогда немецкие мотоциклы взяли два первых места, а выиграл Георг Майер.

В 1940 году три BMW 328 Mille Miglia Kamm Coupe оккупировали подиум гонки, в честь которой были названы. Двухлитровая рядная «шестёрка» отличалась полукруглой камерой сгорания, а под панелями аэродинамически эффективного кузова скрывался трубчатый каркас.

Jaguar C-type — по сути облегчённый вариант родстера XK120 с «шестёркой» 3.4 — выиграл Ле-Ман в 1951 году. А затем стал первым автомобилем, на котором были успешно применены в гонках дисковые тормоза всех колёс.

Mercedes-Benz W194 1952 года из заводской коллекции. В тот год «крылья чайки» взяли дубль в Ле-Мане и на мексиканской гонке Carrera Panamericana. А к финишу итальянской Милле Мильи Mercedes c трёхлитровой рядной «шестёркой» мощностью 176 л.с. пришёл вторым.

Alfa Romeo 3000CM с шестицилиндровым мотором 3.5 представлена заводским музеем, который переживает не лучшие времена. На этом 275-сильном спайдере с трубчатым каркасом Хуан-Мануэль Фанхио выиграл Гран-при Мерано 1953-го и пришёл вторым на Милле Милье в том же году.

Спайдер Ferrari 375MM 1953 года оснащался легкосплавным верхнеклапанным двигателем V12 4.5. Мотор, разработанный Аурелио Лампреди, изначально создавался для Формулы-1 и обеспечил спорткару победу во многих гонках, включая Милле Милью.

Алюминиевый Jaguar D-type с рядной «шестёркой» 3.8 выигрывал в Ле-Мане три раза подряд с 1955 по 1957 год. Правда, первой победой англичане обязаны команде Mercedes, снявшейся с гонок в знак траура по жертвам страшной аварии, унёсшей жизни 80 человек. Зато в 1957-м пять из шести первых экипажей в Ле-Мане были ягуаровскими. А машина на фотографии — чемпионка 1957 года.

Частников на данном Ягуаре XK140 3.4 сняли с Ле-Мана 1956 года, когда они шли на 11 месте в абсолюте. Те опротестовали решение судей, а в качестве компенсации получили возможность бесплатно участвовать в следующем марафоне.

Этот E-type 3.8 1961 года — первый, выигравший гонку. Грэхэм Хилл привёл родстер с заводским номером ECD400 к победе в Олтон-парке всего через месяц после мировой премьеры модели в Женеве.

В 1962 году только семь мотоциклов дошло до финиша в марафоне Lightweight TT. Но весь подиум был занят гонщиками на таких вот Хондах RC162. Четырёхцилиндровый мотор объёмом 249 «кубиков» развивал до 14000 об/мин и 40 л.с.

Jaguar E-type Lightweight Lowdrag 3.8 1964 года — не самый счастливый автомобиль. Алюминиевое купе с низким аэродинамическим сопротивлением (low drag) было восстановлено после аварии в Ле-Мане, которая стоила жизни Петеру Линднеру.

Двухкилевой CD-Panhard 3 1964 года конструкции Чарльза Дойча, несмотря на грозный вид, оснащался двухцилиндровым двигателем объёмом всего 0,85 «кубика». Но при беспрецедентно низком коэффициенте аэродинамического сопротивления (Cx=0,12) автомобиль развивал до 225 км/ч!

Ford GT40 1965 года с двигателем V8 4.7 — гнев, выраженный в металле. После того как Энцо Феррари отказался продать свою компанию концерну Ford, Генри Форд II поручил инженерам разработать собственный спорткар, способный унизить заносчивого итальянца в Ле-Мане. Им это удалось: купе GT40 выигрывали марафон четыре раза подряд в 1966-1969 годах.

Jaguar XJ13 1965 года проектировался как конкурент Форду GT40. Однако первый среднемоторный Jaguar, да ещё и пионер V12 с впрыском топлива и четырьмя распредвалами остался прототипом и в гонках не участвовал.

Новозеландец Брюс Макларен сделал себе имя на прототипах McLaren M1B c двигателем Chevrolet V8 5.4 в серии Can-Am. Конкурентоспособность своего детища он подтверждал собственными выступлениями, хотя на данном экземпляре в 1966 году гонялся не Макларен, а его второй пилот Крис Эймон.

Двухлитровый шестицилиндровый оппозитный двигатель 580-килограммового Porsche 906 построен с применением магниевого и титанового сплавов — в 1966 году! Форма гоночного кузова впервые отрабатывалась в аэродинамической трубе. Максимальная скорость машины, омологированной для движения по дорогам общего пользования, достигала 280 км/ч. О «девятьсот шестые» точили когти первые японские спорткары. Этот экземпляр выиграл европейскую серию гонок по подъёму на холм.

В спортпрототипе Chaparral-Chevrolet 2E 1966 года с двигателем V8 5.3 использовалась полуавтоматическая коробка передач. Освободившейся ногой пилот регулировал угол атаки антикрыла, изменяя прижимную силу.

На этом Лотусе 49B конструкции Колина Чампена с трёхлитровым двигателем Cosworth V8, являющимся силовым элементом шасси, Грэхэм Хилл выиграл титул чемпиона мира в классе Формула-1 1968 года.

Alfa Romeo Tipo 33/2 Daytona 1969 года с двухлитровым 270-сильным двигателем V8 была второй в абсолюте на Тарге Флорио и первой в классе на «1000 км Нюрбургринга». Автомобиль, созданный отделением Autodelta, получил своё название в честь победы в классе на «24 часах Дайтоны».

Chaparral-Chevrolet 2J 1970 года оснащался двумя двигателями. В движение машину приводила 700-сильная V-образная «восьмёрка» 7.6. А сзади был установлен 45-сильный моторчик от снегохода с вытяжными вентиляторами, создававшими разряжение под днищем, опоясанным эластичной юбкой. Это создавало так называемый граунд-эффект, прижимая машину к дороге. Машина была быстрее всего, что ехало в серии Can-Am, но механические проблемы так и не дали ей реализовать преимущество раньше, чем она была запрещена.

Porsche 917K образца 1970 года оснащался 12-цилиндровым оппозитным двигателем 4.5 воздушного охлаждения мощностью под 630 л.с. и дважды подряд выигрывал Ле-Ман.

Porsche 917/30 мощностью 1500 л.с. — самый мощный кольцевой автомобиль всех времён. Хотя на овале Талладега в 1973 году Марк Донахью показал среднюю скорость «всего» в 355 км/ч (221 миля/ч). В Ле-Мане тогда ездили быстрее. Было построено всего две такие машины.

На прототипе Ferrari 312PB, взявшем серебро в Ле-Мане 1973-го, тоже применялся 12-цилиндровый оппозитник, но трёхлитровый...

Этот же мотор использовался Скудерией и в Королевских гонках. С болида 312 B3 начался период доминирования Ferrari в Формуле-1 во второй половине 70-х. На конкретно этой машине Ники Лауда выигрывал в сезоне 1974-го.

Renault RS01 1977 года — первый автомобиль Формулы-1 с наддувным двигателем V6 1.5. Его называли Жёлтым чайником за постоянные взрывы мотора. К 1979 году турбоформула превратилась в оружие победы.

Этот Lotus-Cosworth 888 Чапмена был дисквалифицирован в 1981 году раньше, чем успел проехать свою первую гонку. Машина, использовавшая граунд-эффект, оснащалась двойной подвеской: мягкой для гонщика и силового агрегата, жёсткой — для кузова, дабы юбка плотно прилегала к асфальту.

Porsche 956 главенствовали в чемпионате спорткаров с 1982 по 1987 год. Машина с алюминиевым монококом оснащалась наддувным шестицилиндровым оппозитником объёмом 2,65 л. В 82-м «девятьсот пятьдесят шестые» пролидировали в Ле-Мане от старта до финиша.

Lancia тоже участвовала в гонках на выносливость. Прототип Lancia LC2 1984 года c наддувным двигателем Ferrari V8 3.0 трижды квалифицировался лучше Porsche в топ-группе С. Однако повышенный расход топлива не позволил LC2 подняться выше четвёртого места в карьере.

Об успехах Лянчи в ралли знают все. Lancia Delta S4 1986 года оснащалась двигателем 1.8 с комбинированным наддувом, оснащённым турбокомпрессором и приводным нагнетателем. То есть конструктор машины Джорджио Пьянта боролся с турбоямой точно таким же способом, как сегодня создатели серийных моторов концерна Volkswagen.

Суперзвезда раллийной группы B — Audi Sport quattro S1 E2 1985 года. Машину из заводской коллекции по трассе провёл легендарный раллист Ханну Миккола. Полноприводное купе оснащено «турбопятёркой» 2.1 мощностью свыше 500 л.с. и механической коробкой передач с двумя сцеплениями.

Porsche 961 1986 года — тоже из заводского музея. Этот экземпляр с наддувной оппозитной «шестёркой» объёмом 2,85 л — единственная версия Porsche 959, предназначенная для кольцевых гонок. Автомобиль был слишком сложен и тяжёл, чтобы быть успешным, но это не помешало ему финишировать седьмым в Ле-Мане 1986-го.

Ford опоздал, представив для ралли своего среднемоторного монстра RS200 в 1986 году. Либеральная по техтребованиям группа B, для которой была подготовлена машина с турбомотором 1.8 и монококом из углепластика и кевлара, была упразднена в 87-м по соображениям безопасности.

Jaguar XJR12 с семилитровым двигателем V12 был построен фирмой TWR к сезону 1990 года и выиграл «24 часа Ле-Мана». По треку в Гудвуде машину провёл Мартин Брандл — один из членов того чемпионского экипажа.

Легендарное купе M3 E30 (1989), созданное для участия в туринговых чемпионатах разных стран. Форсированная атмосферная «четвёрка» объёмом 2,3 л, собранная с использованием технологий спорткара M1, развивала свыше 250 л.с.

Williams Renault FW15C был суперкаром даже по меркам Формулы-1. Машина 1993 года успела выиграть чемпионат F1 до того, как были запрещены вспомогательные электронные системы. Здесь активная подвеска с пневмопружинами, АБС, трекшн-контроль, лишённые механических связей органы управления, за исключением руля, оснащённого усилителем, автоматическая коробка передач и система двусторонней телеметрии. Что ж это за гонки были?

Роль почётных гостей фестиваля на этот раз отвели американским автомобилям серии Indy Car. Эта техника была представлена со времён, предшествовавших Первой мировой войне, до наших дней. В честь заокеанских звёзд — легендарных машин и знаменитых пилотов — гитарист Джефф Колман исполнил вариацию на тему государственного гимна США, стоя прямо на крыше Гудвуд-хауса. Некоторые американцы почувствовали себя как дома: шоумен Кен Блок немедленно натоптал лорду Марчу на газоне...

Duesenberg Cummings Diesel Special 1931 года — первый дизельный автомобиль в серии Indy c четырёхцилиндровым двигателем 5.9. Эта машина квалифицировалась последней со средней скоростью 96,9 миль/ч (около 156 км/ч), но в гонке финишировала 13-й, пройдя всю дистанцию без остановки. А потом Клесси Каммингс проехал ещё 8000 км по Европе.

Это послевоенный Indy Car. В 50-х на гоночных трассах США царили родстеры. Одним из первых был Stevens-Offenhauser Jim Robbins Special 1951 года с четырёхцилиндровым двигателем 4.1.

За рулём этого родстера Kurtis Kraft-Offenhauser Dayton Steel Foundry Special 1957 года постройки в разное время сидели и Хуан-Мануэль Фанхио, и американская звезда Майк Маджилл. Но несмотря на многолетние попытки, машина с «четвёркой» объёмом 4,1 л так никогда и не финишировала в «500 милях Индианаполиса».

С автомобиля Cooper-Climax началась среднемоторная революция в гонках Grand Prix. А этот T54 The Kimberly Special, оснащённый «четвёркой» 2.75, наделал много шума в заокеанской серии Indy Car, чуть было не выиграв у более мощных и быстрых машин в «500 милях Индионаполиса». Подвели шины Dunlop.

Этот Panoz Force-Toyota GF09 выиграл в 2003 году знаменитую гонку на овале Indy 500 в руках Жиля де Феррана, который провёл автомобиль и по треку в Гудвуде.

Разные компании используют Фестиваль скорости для рекламы. Автобот Бамблби в натуральную величину красовался на стенде Chevrolet бок о бок с туринговыми седанами Cruze из серии WTCC и купе Camaro. А студия Pixar выставила воплощённые в металле (а вернее сказать, в пластике) «Тачки». На потеху публике построили даже чёртово колесо. А пилоты современной Формулы-1 развлекали народ традиционным дымом из-под колёс.

Две крайности одного мира. Сверхлёгкий мотоцикл Ringhini 50 1976 года с 49-кубовым двухтактником...

...и MTT Streetfighter Turbine с газотурбинным двигателем от вертолёта мощностью 420 л.с. Буквально через мгновение владелец гипербайка его уронит.

В Ле-Мане 1999 года красивейший прототип Toyota TS020 GT-One с наддувным двигателем V8 3.6 остался без победы из-за проблем с шинами. Но в этом есть какая-то высшая ирония, ведь Toyota пропихнула эту машину сквозь лазейку в правилах омологации. Было выпущено всего две дорожные версии, и ни одна не продана.

McLaren-BMW F1 GTR с двигателем V12 6.1 был последним модернизированным под гонки дорожным автомобилем, выигравшим Ле-Ман в 1995 году.

Непрямая наследница F1 — кольцевая версия современного суперкара McLaren MP4-12C категории GT.

Некоторые автомобили участвуют в хронометрируемых заездах, а победители определяются в возрастных группах. Стартовый створ выводит на трассу подъёма на холм длиной 1,85 км. Не для всех скоростные заезды заканчиваются благополучно. Старая мощная техника требует особых навыков пилотажа, и иногда дело оборачивается встречей с соломенными отбойниками. А порой маршрут удаётся преодолеть только на буксире. Параллельно с заездами в небе вдруг появляется пилотажная группа, выступление которой почти не было видно с моей трибуны. Зато я заметил неподалёку Майка Кросса — шеф-тестера фирмы Jaguar. Про него говорят, что он не умеет ездить по прямой — только боком. В Гудвуде он представлял «заряженное» купе XKR-S.

Об уровне мероприятия вполне можно судить и по пейс-кару. В Гудвуде роль машины безопасности играет купе Rolls Royce Phantom Coupe. Словом, это надо видеть!

P.S. Спасибо российскому офису фирмы Nikon за отличный инструментарий.

Комментарии 27
Поделиться
Лайкнуть
Отправить
Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...