KUNST! Знаменитые клиновидные машины Марчелло Гандини

Влад Клепач, . Фото фирм-производителей

Alfa Romeo 33 Carabo. Считается, что именно с этого автомобиля началась эпоха клиновидного дизайна.

Марчелло Гандини (Marcello Gandini) — один из немногих мэтров итальянского автодизайна, чьё имя не на слуху. У него не было собственного ателье, его фамилии не найти на созданных им автомобилях. Но представить Гандини очень просто. Про Lamborghini Countach знаете? А про Diablo? И даже Lancia Stratos? Так вот, это его рук дело.

Отец создателя одних из самых желанных автомобилей владел фармацевтической компанией, а свободное время посвящал музыке. Карьеру музыканта прочили и Марчелло Гандини, но однажды, увидев на улице американский переднеприводный Cord 810 (один из самых необычных и технически интересных автомобилей своего времени), Марчелло решает, что будет автомобильным дизайнером. Он бросает учёбу в университете и начинает изучать машины.

Марчелло Гандини родился 26 августа 1936 года в обеспеченной семье в Турине. В 1965-м начал работать в кузовном ателье Нуччо Бертоне, а с 1966 по 1979 год был его главным дизайнером. В 1980-м ушёл из Bertone и стал фрилансером.

Долгое время Гандини перебивался, занимаясь околоавтомобильными и околодизайнерскими делами, однако в 1965 году ему выпал шанс. Нуччо Бертоне предложил работу в своей карроззерии. В то время главным стилистом Bertone был Джорджетто Джуджаро, тот самый, которого признали «Автодизайнером столетия». Ужиться в одной компании два ярких таланта не могли, и вскоре Джуджаро ушёл в ателье Ghia, а затем открыл своё дело. Наступил звёздный час Гандини.

Уходя из Bertone, Джуджаро оставил недоделанный проект Lamborghini Miura. Суперкар с расположенным поперечно в пределах базы двигателем V12 стал первой серьёзной работой Гандини.

В дальнейшем Гандини работал над множеством автомобилей Lamborghini. Фактически он стал отцом стиля компании, который в изменённом виде сохранился и до сих пор. На фотографии — знаменитый четырёхместный концепт Marzal с огромными стеклянными дверьми типа «крыло чайки», каждая открывала доступ на оба ряда кресел. Под капотом концепта находилась рядная двухлитровая «шестёрка» мощностью 175 л.с. Можно сказать, половинка от 12-цилиндрового мотора суперкара Miura.

Это купе Lamborghini Espada с необычными пропорциями, а также модель Jarama, отличительной чертой которой была полуприкрытая головная оптика. А ещё Urraco, выглядящая стремительно и агрессивно, но при этом, что интересно, более доступная и не такая мощная.

Всё это были безусловно очень красивые автомобили, но...

Концепт-кар Alfa Romeo 33 Carabo 1968 года. Вот с кого Гандини начал делать не просто красивые автомобили, а задал тренд в автодизайне. Клиновидный «скарабей» с гильотинными дверями стал вдохновением для многих дизайнеров.

В 1970 году на автошоу в Турине был представлен концепт Bertone Stratos Zero: ещё более безумный, нежели Carabo. Посмотрите на эти формы, на боковые амбразуры остекления. На лобовое стекло-дверь. На «рояльную» крышку моторного отсека, наконец. За ней, кстати, прятался двигатель объёмом всего 1,6 л от раллийной Lancia Fulvia. Даже сейчас этот автомобиль выглядит пришельцем из будущего. Что же было тогда? Да то же самое! Stratos Zero — автомобиль вне времени.

А вот что из всего этого получилось. Stratos Zero очень понравился Чезаре Фиорио, тогдашнему шефу спортивного отделения Lancia. В компании как раз разрабатывали новый гоночный автомобиль, и Гандини назначили его дизайнером. B итоге получился не только один из самых великих раллийных болидов, но и, пожалуй, самый красивый. Двигатель Стратоса был позаимствован у Ferrari 246 Dino. Кузов — из стеклопластика, а панорамное остекление вырезалось из большого цилиндра, чтобы избавиться от лишних искажений.

Кстати, первый прототип Стратоса был подготовлен Гандини всего за три недели. Ведь его формы (например характерные колёсные арки) уже были «обкатаны» на концепт-каре Autobianchi A112 Runabout — центральномоторном родстере, построенном на агрегатах Фиата 128. А источником вдохновения для открытого Runabout были скоростные моторные лодки.

Runabout превратился ещё и в Fiat X1/9 — маленький среднемоторный автомобильчик со съёмным верхом. Весил Fiat всего 880 кг и имел двигатели мощностью 75 или 85 л.с. Производился X1/9 с 1972 по 1982 год сначала силами Фиата, а с 1982-го — Бертоне. Всего было произведено свыше 200 тысяч таких машин.

Поговаривают, когда Энцо Феррари увидел, что творят в Bertone, он приказал ребятам из Pininfarina сделать не хуже. Клиновидный Ferrari 512 S Modulo с закрытыми колёсами и откидным «фонарём» кабины — не работа Гандини. Но без его влияния тут явно не обошлось.

Этот клиновидный экземпляр тоже не Гандини. В 1968 году Bizzarrini Manta стала первой работой только что созданной компании Джорджетто Джуджаро Italdesign. Причём автомобиль появился лишь чуть позже Carabo.

Итак, Countach. Пожалуй, это самая знаменитая работа Гандини. Прототип, показанный в 1971-м в Женеве, шокировал публику — как, и это предсерийная машина? Правда, впоследствии прототипу пришлось добавить воздухозаборников: были проблемы с охлаждением двигателя. В частности, появились характерные треугольники (NACA Duct) на боковинах.

Серийный Lamborghini Countach был долгожителем и выпускался с 1974 по 1989 год (было сделано 2042 автомобиля). Со временем Countach оброс расширенными арками и антикрыльями, но всё равно оставался эталоном стиля.

Появившийся в разгар топливного кризиса в 1974 году концепт Lamborghini Bravo воспринимался не иначе как провокация. Автомобиль базировался на агрегатах купе Urraco. Из интересных особенностей: панорамное остекление и интерьер, отделанный алькантарой, в те времена ещё совсем новым материалом.

Ещё один автомобиль, созданный под руководством Гандини. Концептуальный Ferrari 308 GT Rainbow Concept был построен на укороченной на 10 см базе Ferrari 304 GT/4 и с тем же 250-сильным двигателем. Идеи дизайна будто крутились вокруг Фиата X1/9: даже съёмная крыша так же убиралась за спинки сидений.

Alfa Romeo Navajo смотрелась не то как космический корабль, не то как робот-трансформер. Машина была построена на агрегатах суперкара 33 Stradale. Впрочем, её многие критиковали: мол, увлеклись дизайнеры.

Diablo — лихая икона девяностых. В 1999-м модель подвергли рестайлингу, в ходе которого внешность сделали чуть более округлой, а «открывающуюся» головную оптику заменили блок-фарами от купе Nissan 300ZX.

Cizeta-Moroder V16T. Такой, по замыслу Гандини, изначально должна была быть Lamborghini Diablo. Но этот вариант не «пошёл», и маэстро отдал дизайн-проект небольшой компании Cizeta, основанной Клаудио Замполли, владельцем дилерского центра Ferrari в Италии, и продюсером Джорджио Мородером. Всего было сделано десять автомобилей. В триста раз меньше, чем Diablo.

Ещё один фрилансерский проект маэстро — полноприводный суперкар Bugatti EB 110. Это один из самых совершенных автомобилей своего времени. Двигатель V12 объёмом всего 3,5 л был оснащён четырьмя турбокомпрессорами и в зависимости от версии развивал 542 или 592 л.с.

Qvale Mangusta, также известная как De Tomaso Bigua, — последняя из работ Гандини. Автомобиль оснащался 320-сильным двигателем V8 Ford Cobra. Кузов и шасси производились в Италии, а собирались уже в США.

В 1980 году Гандини ушёл из Bertone и работал в своём поместье в местечке Гран-Виньо. Марчелло Гандини, конечно же, занимался не одними суперкарами. Среди его работ и Fiat 132, и рестайлинг хэтчбека Renault 5, и Citroen BX. Но главными его произведениями были те, постерные изображения которых висели в каждом втором доме. И вряд ли они когда-нибудь устареют.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...