KUNST! › KUNST! История ателье Abarth и его основателя

Рафаэль Гиззатуллин,

На первый взгляд, Fiat 131 Abarth не производил впечатления опасного соперника, но в конце 1970-х был угрозой даже для таких гоночных монстров, как Lancia Stratos HF.

В Италии 15 ноября 2008 года будут отмечать столетний юбилей человека, чьё имя для многих стало символом скорости. Родился он в Вене, но жил на Апеннинах и навеки остался итальянцем. Родители нарекли сына Карл Альберт, он звал себя Карло Альберто, а весь мир знает его больше по фамилии — Абарт.

В юности Карло больше привлекали мотоциклы. Получив институтский диплом, он нашёл работу инженера-испытателя в компании Thun Motor. Где и раскрылся как блестящий... мотогонщик. В 1930-е годы Карло пять раз становился чемпионом Европы, в том числе и на машине собственной конструкции. Увы, спортивную карьеру в 1938 году перечеркнула тяжёлая авария, на год уложившая Абарта в больницу.

История скорпиона на эмблеме компании достаточно банальна — просто Карло Абарт родился под этим знаком зодиака.

В 1949-м Карло открыл в Турине предприятие Abarth & C. по производству автомобильных глушителей. Системы выпуска всегда были коньком Абарта, и впоследствии все его машины отличались бесподобно поставленным голосом. Соседство с заводом FIAT и любовь к скорости взяли своё — Абарт занялся мелкосерийной постройкой спортивных автомобилей, в основном на фиатовских шасси. Его мастерская доводила техническую начинку, а кузова заказывались грандам итальянского дизайна — Bertone, Zagato, Ghia.

Abarth 205 Berlinetta GT 1951 года — люксовая версия первой модели фирмы, Abarth 204, построенной на шасси Cisitalia 1100. Фиатовский двигатель объёмом 1,2 л был форсирован до 66 л.с., благодаря чему машина развивала солидные 170 км/ч. Кузов — работы студии Vignale.

Но всеобщую любовь фирме принесли не эксклюзивные фэшн-кары, а тюнинг появившихся в 1955 году народных Фиатов 500 и 600. «Заряженные» машинки стали манной небесной для жаждущих приобщиться к автоспорту. Ведь Альфа Ромео и Феррари были по карману единицам, а на доступных «горячих мышах» можно было гоняться задёшево. Спрос был так велик, что фирма не справлялась с потоком заявок на переделку. Тогда Абарт начал предлагать наборы деталей для самостоятельной установки — фактически он изобрёл современные тюнинг-киты.

Скромную 22-сильную «четвёрку» Фиата 600 форсировали вдвое установкой одиночного карбюратора Solex, а позже и двух карбюраторов Weber. Рабочий объём с 600 «кубиков» доводили до 750 либо с 750 до 850 и даже до литра. «Гражданские» версии Fiat 850TC Abarth выдавали 57 л.с. и максимальную скорость 135 км/ч, а гоночные с 93-сильными моторами достигали 190 км/ч.

У фирмы Abarth & C. была собственная гоночная команда, успешно выступавшая в европейской серии ETCC. На Фиатах 1000 стали чемпионами Европы Джанкарло Багетти, единственный пилот Формулы-1, выигравший дебютную гонку, и будущий тюнер Audi Йохан Абт.

Вряд ли кто заподозрит, что этот спайдер — ближайший родственник вазовской «копейки». Fiat 124 Abarth комплектовался 16-клапанной «четвёркой» объёмом 1756 см3 и мощностью 128 л.с.

Ещё больший успех ждал появившуюся в 1971 году раллийную модификацию микролитражки фирмы Autobianchi — A112 Abarth. На этой машине, выпускавшейся 14 лет, выросло целое поколение европейских раллистов. Но это была уже лебединая песня маэстро Абарта. В том же 1971-м компанию купил FIAT, и с этого момента скорпион на щите стал знаком спортивного подразделения туринского концерна.

Литровая «четвёрка» ралли-кара A112 с двумя карбюраторами выдавала скромные 70 сил. Но короткая база и всего 700 кг массы делали модель весьма зажигательной штучкой. Позже компанию Autobianchi поглотила Lancia, и с 1982 года машина выпускалась как Lancia A112.

Сам Абарт, недолго побыв наёмным директором в своей же фирме, оставил дела и вернулся на родину, в Вену. Сказывался возраст, а возможно, причина была в том, что FIAT закрыл почти все проекты, кроме наиболее выгодной в маркетинговом смысле раллийной программы. Её самым успешным проектом стал «волк в овечьей шкуре» Fiat 131 Abarth, выигравший командный зачёт чемпионата мира в 1977, 1978 и 1980 годах. Кроме того, в 78-м и 80-м на нём стали чемпионами Маркку Аллен и Вальтер Рёрль.

На заднеприводном купе Fiat 131 Abarth стоял 16-клапанный двухлитровый мотор, выдававший в пике 215 л.с. До сотни машина разгонялась за 6,6 с, а максимальная скорость составляла 184 км/ч. Существовала и омологационная дорожная версия, со 140-сильным двигателем.

Последней гоночной машиной фирмы была Lancia 037 Abarth, выигравшая зачёт марок в 1983-м. После чего в угоду бизнесу именно марку Lancia подняли на раллийные знамёна Фиата. А имя Abarth официально исчезло с гоночных трасс. Дальше под знаком Скорпиона выпускались подогретые версии серийных Фиатов: Ritmo (1984), Tipo (1988), Punto (1993) и Stilo (2002).

Lancia 037 группы B хоть и называлась Лянчей, но целиком строилась подразделением Abarth специально для ралли. Мотор взяли от «сто тридцать первого», но два карбюратора заменили одинарным карбюратором Weber, а затем впрыском. Также создатели предпочли турбокомпрессору механический нагнетатель. Мощность двигателя на последней версии Evoluzione 2 достигла 325 л.с.

В 2007 году FIAT решил возродить имя Abarth как отдельный бренд, под которым тут же «зарядили» Grande Punto. Ну а новинку 2008-го, Abarth 500, можно считать лучшим посвящением автору гоночных Скорпионов. Ведь это реинкарнация Фиата 500, с которого полвека назад началась слава Абарта. Круг замкнулся.

Пять фактов из жизни Карло Альберто Абарта (1908–1979)


  • Абарт родился 15 ноября 1908 года в Вене. Его родители были выходцами из итальянского городка Мерано.
  • Свою карьеру Карло начал механиком в знаменитой фирме-коачбилдере Castagna.
  • В 1934 году Карло принял итальянское гражданство и женился на секретарше Антона Пиха — зятя Фердинанда Порше и будущего босса Фольксвагена. Такое вот совпадение.
  • Оставив мотоспорт, в годы войны Абарт держал мастерскую по переделке автомобильных двигателей под питание керосином, а с 1943 по 1948 год руководил итальянским отделением фирмы Porsche.
  • Умер Карло Альберто Абарт 24 октября 1979 года в том же городе, где родился. Даже под тем же знаком — Скорпиона.
Комментариев пока нет
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.


Комментарии

Загружаем комментарии...