Учебный лагерь Audi берётся познакомить с пределом дозволенного

Audi quattro camp. В подмосковном лагере quattro нынешний сезон продлится до 28 ноября. Его главная изюминка — конечно же, новая «а-восьмая».
Константин Болотов, . Фото: Audi

В подмосковном лагере quattro нынешний сезон продлится до 28 ноября. Его главная изюминка — конечно же, новая «а-восьмая».

Идеология школы Audi quattro — показать грань. Имеется в виду некая критическая черта: перед ней человек и автомобиль ещё есть, а за нею поминай как звали. Куатровцы подводят школьников к этой границе и многое им позволяют: заглянуть за неё одним глазком, просунуть в щель голову, посидеть на краешке бездны и поболтать ногами, крикнуть в преисподнюю «ау» или плюнуть. Благо возможностей обозначить водораздел у Audi максимум — полигон шикарен и модельный ряд школы ему под стать. Блестит-переливается на солнце гранёная многогранная грань.

Стан. Подмосковному лагерю Audi очень идёт это определение. Там и сям виднеются шатры, развеваются на ветру флаги, топорщатся фортификационные сооружения. Холмистый ландшафт прямо-таки идеален для батальных сцен. Из-за деревьев выходит воображаемый отряд лучников, на грунтовых дорожках поднимает пыль выдуманная кавалерия, посреди лагеря у искусственного пруда загорают крепкие москвичи. Уж какая-какая грань, а черта бедности проходит вдалеке от этих мест.

Компания Audi облюбовала парк путинского периода с богатым названием «Яхрома». Оранжево-активный по настрою, он спортивно-развлекателен, горнолыжен, люкс и VIP. Сюда, почти за 50 километров от МКАД, по Дмитровскому шоссе приезжают с расчётом пропасть для остального мира как минимум на целый день. Целенаправленные посетители куатро-кэмпа не исключение: базовый курс в школе Audi рассчитан на шесть часов, продвинутый — на восемь.

Летний лагерь Audi возник в январе 2009 года, и, по официальным данным, за всё время в нём побывали порядка 8000 человек. Получается по полтора десятка посетителей в сутки, и при такой норме пять пущенных клиентами под откос школьных автомобилей — не очень много, зато девушкам-сотрудницам есть что рассказать, округлив глаза. Те машины слетели с вертлявой крутой дорожки, которая официально трассой больше не является: теперь учеников по горбатому серпантину возит микроавтобус. Стан-кэмп от этого вряд ли обеднел.

Школа quattro располагает внедорожным аттракционом Off-road park, кольцом Ice Track (ледяным зимой, гравийным летом) и, главное, совершенно новым полигоном с имитацией сложных дорожных условий. Почти идеально ровная чёрная гладь площадью более трёх гектаров скрывает под асфальтом фонтанирующие системы, которые поливают зоны для скольжений и аквапланирования, а кроме того создают водные преграды. Вода, кругом вода... Ну а какой без неё водораздел.

Новый полигон и есть главный школьный класс, который, как говорят куатровцы, «делается выстраданно». Да-да, он ещё не совсем достроен — в работе участок активной управляемости. А когда пустят все очереди полигона, в нём наберётся уже за 40 тысяч «квадратов». Самым-самым навороченным тренинг-центр Audi едва ли будет, но и дополнительных пальцев для подсчёта автополигонов такого уровня в московском регионе на руке выращивать не придётся. Дмитровский, ФСО, «Яхрома»...

В нынешнем сезоне в распоряжении учеников Audi A5 Sportback, A8 и Q7. Прыжку за руль традиционно предшествует теория. На неё, впрочем, отведено всего лишь полчаса, и лекция не столько обучает, сколько информирует: системе quattro в этом году исполнилось ровно 30 лет, одноимённая школа с 2001-го подготовила 15 500 человек, «а-восьмая» оснащена тем-то и тем-то, у «а-пятой» есть то-то и то-то, а «ку-семь» может так и сяк.

Образовательная часть презентации — это краткое описание преимуществ правильной посадки перед неправильной, превосходства верной техники руления над ошибочной, притча о важности понимания загрузки по осям при разгоне, торможении и выполнении манёвров. При виде фотографии полулежащего в кресле парня с рулём в вытянутых руках часть аудитории криво усмехается — продвинутый курс рассчитан на опытных водителей.

Продвинутый курс Audi — это сбор в полдень, полчаса теории и пять с половиной часов практики на полигоне с перерывом на обед и 30-минутным кофе-брейком под вечер. В конце вручают сертификаты.

Невнятную схему движения по очередному упражнению совсем мало кто понял. Голос из рации становится всё острее и громче, просверливая голову от виска до виска. Поток нотаций не смолкает ни на секунду — он лишь автоматически меняет адресата и обрушивается с одного экипажа на другой. Шеф-инструктор школы quattro Евгений Васин взял повышенный тон и не скрывает раздражения. Когда в твою квартиру не пойми кто впёрся в обуви и принялся прыгать на кровати, — тут хочешь не хочешь, а выйдешь из себя. Однако здесь другое. Просто-напросто Евгений Васин таким образом показывает грань. Его резкий командный метод, говорят, даёт хорошие результаты и делает из людей гвозди. Командир спецназа не скажет бойцам «поторапливайтесь», и в профессиональном спорте тренера тоже особо не церемонятся с подопечными, верно? Так и здесь... в Audi.

Заслуженный мастер спорта, обладатель кубка Европы, серебряный призёр Ралли Монте-Карло, Евгений Васин — разработчик фактически всей программы обучения школы quattro.

Грань гранью, но школа quattro, как ни крути, должна ещё и демонстрировать превосходство технологий. Делается это отважно — путём отключения тех самых превосходных технологий в лице системы стабилизации. Тычешь в ESP Off — и она не действует на протяжении всего курса. Включать её обратно никто не требует и не просит, лишь ненавязчиво предлагают, чисто для сравнения. Ну кто-то, наверное, может быть, её, видимо, включает.

Экспресс-брифинг у Q7-доски проводится на полигоне вовсе не перед каждым упражнением, а до старта целой серии. К заданиям инструктор рисует схему, объясняет особенности выполнения, называет секреты успеха и типичные ошибки.

Первый комплекс упражнений идёт с активной гиперссылкой на теорию. До конусов короткий разгон, в воротах максимальное нажатие на тормоз, манёвр (поворот на небольшой угол), газ! — и далее в той же последовательности. Всё ради техники руления и правильного замедления. Получить комплимент от инструктора оказалось просто — надо было резким ударом выбивать педаль из днища в асфальт. Как ни странно, незаявленное в условиях задания экстренное торможение пришлось очень кстати. Что же до возникшего с непривычки летающего цирка рук на баранке «а-восьмой», так этого никто не заметил — по рации не видно.

Раздосадованную ошибками рацию всё-таки удалось сделать потише. Одну змейку сменила другая, более просторная, быстрая. Эта была посвящена прохождению поворотов: входу, вершине, выходу. Техники то и дело выковыривали из-под машин истерзанный оранжевый пластик, чтобы тот не приваривался к выпускной системе. Однако, несмотря на стон шин, оконечный предел почему-то не чувствовался. Всё-таки сколько ни старайся представить за сбитыми тобой конусами пропасть Гранд-Каньона, не просматривается в змейках искомая грань.

Впереди — строящийся участок полигона. Работа над ним кипит. Когда его доделают, на асфальте «нарисуют» трассу. Пока на площадке разметки нет.

Но вот роковая черта проведена, за ней из-под земли вырастает двухметровая стена воды, с виду — настоящий водораздел. Вероятность появления перед автомобилем водяного — фифти-фифти. Если взовьются струи, фонтан следует объехать слева или справа и вернуться на свою полосу. Если нет — надо проезжать прямо по решётке с соплами. Угадывать намерения автоматической системы бессмысленно, грамотно выполнить упражнение непросто, снятое «мыльницей» с пассажирского сиденья видео страшно смотреть.

Разгон, скрежет тормозов, удар, визг, крен, залитое лобовое стекло, какие-то... судорожные дворники... Из самой машины это выглядело не так трагически. Кстати, не исключено, что по-настоящему увидеть грань можно именно на выживших записях подобных самописцев. Фиксирующие устройства от лица всех, в том числе не успевших это сделать испытателей пределов дозволенного с готовностью подтвердят: то, что за гранью, — это отвратительно.

На полигоне Audi организован очень коварный лосиный тест. Обычно на переставках эффекта внезапности нет никакого — «лось» заранее стоит и ждёт, когда его объедут. Здесь же препятствие запросто может не появиться, а ты езжай себе, как ехал, прямо. Легко сказать!

Шеф-инструктор Евгений Васин уходит в тень, обучающиеся переходят в руки его коллег, в радиоэфире становится миролюбивее. Молочного цвета «пятёрка» Sportback на скорости около 40 км/ч уже битых полчаса поворачивает направо и не собирается останавливаться. От юмористического сериала «Крутое пике» про авиалайнер, который на протяжении 325 серий падает в океан, бесконечный поворот «а-пятой» отличается тем, что нам не смешно. С чего веселиться, если водитель неудобно вжат в левый борт и напряжённо крутит машиной в инертном заносе, тогда как Sportback скользит боком по специальному полимеру, смоченному водой, как звукоснимающая головка с иглой по грампластинке.

Орошаемых кругов на полигоне Audi два. Оба нужны для того, чтобы почувствовать разницу в поведении машины с включённой и выключенной системой стабилизации. В круге первом, покрытом полимером, нужно правильно подобрать скорость, чтобы удержаться внутри размеченной конусами границы. Послушная машина на скользком пластике легко выставляется боком и бежит, как секундная стрелка по циферблату. Главное, обойтись без резких действий. Засуетился, дал газу — потерял машину. Чик, щёлк, сбивается иголка с бороздок заезженной пластинки. Музыка обрывается на сухом асфальте скрежетом АБС.

Во втором круге нет искусственного льда, зато есть так называемая ванна для аквапланирования. Однако этот аттракцион получился каким-то недопонятым. Как вести себя при аквапланировании, мне никто не объяснил, а чтобы просто его почувствовать и испугаться, не нужно ехать в Яхрому: в колеях на МКАДе оно в миллион раз страшнее. В принципе, как и на предыдущих испытаниях, ты балансируешь на всё той же одной-единственной грани — скользкое покрытие её только заостряет. И способ перейти черту всё тот же — скорость. Хотя очевидно, что на льду и меньшая её доза может стать смертельной.

  • В куатро-кэмпе есть и линия водораздела, пролегающая не через спидометр. Ученики, изначально выбравшие Audi Q7, под конец курса получают бонус — пропуск в Off-road park.
  • Конструкции «внедорожного парка» позволяют поставить машину под боковым уклоном 70% (35 градусов), совершить подъёмы и спуски на 30% (17 градусов), 40% (22) и 50% (27), а также устроить диагональное вывешивание и прокатиться по колее с асимметричными неровностями. Каждый из этих аттракционов даёт своё представление о достижении пределов.
  • Но для обитателей «ку-седьмых» и это ещё не всё — их ждёт гравийное кольцо Ice Track протяжённостью 900 метров, чтобы закрепить полученные навыки. Вот так, а выбравшим седан или хэтч придётся довольствоваться асфальтом.

Водитель, который в безопасных условиях полигона испытал означенные ему пределы, как считают в руководстве школы Audi quattro, в дальнейшей жизни будет действовать правильнее. Познав грань, он не станет искушать судьбу и играть в смертельно опасные игры, не захочет вернуться к настоящему страху, смешанному с почтением к высшим всемогущим силам, не отдастся всепожирающему азарту, чтобы снова наслаждаться ощущением странного превосходства, особенного возбуждения, когда захватывает дух, когда перехватывает дыхание, когда рвутся раскалённые цепи, раскрываются пасти пропастей, когда трясёт и стынет в жилах, когда оглядывается вслед ветер, вытягиваются струнами огни, когда горит космос, слепит ночь. Водитель будет вести себя хорошо. Базовый курс стоит 9900 рублей, продвинутый оценён в 16 900.

За кадром

Про обитающих в окрестностях «Яхромы» летающих насекомых хочется сказать, что они размером с кулак, но это будет безбожным враньём. Слепни тут и впрямь внушительные. И насколько им глубоко безразличны любые люди, настолько неровно дышат они по отношению к автомобилям. Не только, кстати, марки Audi. Понятный интерес слепней к экстерьерам машин ещё можно простить, но вот когда пара огромных тварей через неосмотрительно широко открытую дверь залетает в салон и начинает биться в стёклах, пока ты выполняешь упражнение... Вот за это их убить мало.

На строящейся части полигона бездействовали две единицы техники, не было видно ни одного рабочего. Но оказалось, что стройка идёт полным ходом и у затишья исключительно технологические причины — слои пирога-полигона должны улежаться или что-то вроде того. Да и живая сила даром времени не теряла — невдалеке из-за деревьев доносился шум какой-то её деятельности.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...