Промо: Седаны: история самого популярного типа кузова от истоков до наших дней

. На правах рекламы*

Сегодня седаны — наиболее распространенный в мире тип кузова. И хотя их пытаются потеснить на пьедестале, автомобили в кузове седан все еще удерживают пальму первенства. Однако так было не всегда: за свою долгую насыщенную событиями историю седаны знали и взлеты, и падения. Читайте о вехах их биографии в нашем исследовании.

Согласно определению, седаны характеризуются жесткой несъемной крышей, отсутствием задней двери и багажным отсеком, отделенным от кузова. До такого конструктивного решения проектировщики автомобилей додумались еще в начале ХХ века. Правда, с одной интересной особенностью: багажник в те времена представлял собой сундук или короб, который крепился ремнями на специальной платформе — ездить можно было как с ним, так и без него.

В начале своей карьеры седанам не удавалось потеснить традиционные типы кузовов со съемной матерчатой крышей — туринги, фаэтоны, родстеры. Изготовление закрытого кузова было очень трудоемким и дорогим, к тому же он еще более утяжелял и без того перегруженную конструкцию. Седаны прозябали в безвестности вплоть до конца 20-ых годов прошлого века и вышли из тени только после замены деревянных каркасов автомобилей на цельнометаллические. Зато потом они очень быстро вытеснили предшественников: уже через 10 лет открытых автомобилей в серийном производстве почти не осталось.

Долгое время седаны господствовали на рынке единолично. Другие серийные типы кузовов (универсалы, купе) заняли свою нишу, но на первенство не покушались. Правда, без дерзкого претендента на трон не обошлось: начиная с 50-ых годов в США огромную популярность завоевали хардтопы. Строго говоря, этот термин означает скорее особенность конструкции, которая заключается в отсутствии центральных стоек и рамок дверных стекол, однако хардтопы часто выделяют в отдельный тип кузова. Так или иначе, громко заявив о себе, новичок все же не прижился и вскоре канул в лету: комфортность езды и безопасность хардтопов была ниже, чем у традиционных стоечных автомобилей, и эти минусы перевесили стильный внешний вид.

Если хардтопы были сугубо американским явлением, то на рубеже 60-70 годов у седанов появился серьезный конкурент общемирового масштаба — кузов хэтчбэк. Первые хэтчбэки быстро завоевали признание. Покупателей подкупили компактные габариты при вместительном салоне, оригинальный для того времени внешний вид, и главное — доступная цена.

Седанам удалось выстоять в первую очередь благодаря имиджевой составляющей: выглядели они более солидно и представительно. Однако битва за сферы влияния не обошлась без потерь: ее жертвой стала одна из модификаций седана — двухдверная. С самого появления седанов это была полноценная разновидность с хорошим спросом: многие модели выпускались и в четырехдверной, и в двухдверной (более дешевой) версиях. Однако уже к 80-ым годам двухдверные седаны практически ушли с конвейеров: этот сегмент рынка — нижнюю ценовую категорию — отвоевали хэтчбэки.

Сегодня мы наблюдаем еще одну атаку на позиции седанов, на сей раз со стороны кроссоверов. По типу кузова эти автомобили являются универсалами или хэтчбэками, и они претендуют на лидерство уже в средней и верхней ценовых категориях. Удастся ли седанам выстоять в условиях такой жесткой конкуренции на всех фронтах — покажет время.

Списывать седаны со счетов, безусловно, рано — по сравнению с главными конкурентами у них есть очевидные преимущества. Более равномерное распределение груза улучшает управляемость. Заднее стекло пачкается меньше, а обзор из него лучше. В холодную пору года седаны быстрее прогреваются за счет меньшего объема салона, к тому же при манипуляциях с багажником салон не выстуживается. Запахи и звуки из багажного отсека не мешают водителю и пассажирам. Один из самых ярких современных представителей — это Mazda3 в кузове седан с запоминающимся дизайном и ультрасовременной «начинкой», обеспечивающей отличную динамику, экономичность и экологичность.

Основной же и, пожалуй, единственный, недостаток седана — невозможность трансформации пространства для перевозки крупногабаритных грузов.

На правах рекламы*.

* Редакция Драйва не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.
Поделиться
Лайкнуть
Отправить