Колонка Никиты Гудкова: Моя фильтрованная крепость

Никита Гудков, . Фото Драйва, Saab, Роспотребнадзора, Александра Казакова / Коммерсантъ

Если прикинуть все возможные варианты активной жизни в условиях карантина и самоизоляции, окажется, что самым безопасным местом является личный автомобиль. Хотя и не всякий.

Размер испугавшего всех вируса варьируется, по разным данным, в пределах 0,1–0,4 микрон. Роспотребнадзор даёт цифры 0,10–0,12 микрон. Чтобы вы понимали ― человеческий волос имеет толщину около 70. В той или иной степени отфильтровать вирус могут респираторы, различные маски… Причём что эффективнее ― ещё вопрос. Но это вы наверняка читали и без меня. А ещё ― тадам! ― проникновению вирусов противостоят фильтры вентиляции автомобильных климатических систем!

Современный фильтр, применённый на автомобиле Saab 900 ещё в 1979 году, имел заявленную тонкость очистки в 2 мкм. Это не значит, что частицы размером, скажем, 1,9 мкм проскочат барьер: просто их проникновение более вероятно. Основной целью саабовского фильтра было защитить аллергиков от пыльцы. В 1991 году на Мерседесе W140 появился фильтр с тонкостью фильтрации 0,5 мкм.

Салонный фильтр на автомобиле Saab 900 в 1979 году был выполнен из стекловолокна с пропиткой. На виде сверху это голубой прямоугольник. Справа ― фильтр после пробега 36 тысяч километров. Замена предусматривалась через 25 тысяч.

Механизм фильтрации на самом деле сложнее, чем просто «пропуск через сито» тех или иных частиц. Работают и статическое притяжение (в основном как раз для улавливания частиц размером меньше 0,5 мкм), и различные пропитки, в том числе бактерицидные. И ― как часто встречается в более современных фильтрах ― слои из гранул активированного угля размером около 0,5 миллиметра.

Фильтр вентиляции салона ― наиболее «тонкий» фильтр в автомобиле вообще. Например, воздушный фильтр двигателя имеет тонкость фильтрации 10–20 мкм, а топливный ― в лучшем случае 3 мкм. Среди новых автомобилей на рынке почти не осталось машины без фильтра вентиляции салона ― разве что Нива или УАЗ-«буханка». Но у бюджетных машин стоят простенькие фильтры без слоя из активированного угля, чья эффективность не столь высока.

На фотографии Роспотребнадзора ― актуальный коронавирус SARS-CoV-2 с масштабной линейкой.

Но в любом случае ясно, что вероятность подцепить вирус в своём авто с закрытыми окнами и постоянно включенной подачей воздуха ― чтобы в салон было избыточное давление и ничего не просочилось извне через уплотнители ― во много раз ниже, чем на улице. Никто не будет чихать да и дышать рядом с вами в опасном радиусе двух метров. В своём автомобиле вы не будете касаться поверхностей, которые лапали другие.

Личная машина ― единственный безопасный вариант перемещения, если не считать прогулки в костюме химзащиты. Кстати, даже если у вас установлен свежий и качественный фильтр с активированным углем, кондиционером лучше не пользоваться. Непосредственно при работе на испарителе могут осесть вирусы и бактерии, просочившиеся через фильтр. Вроде бы это хорошо, но когда поездка завершится, у бактерий будут прекрасные условия для размножения. И при следующем пуске они полетят к вам в умноженном количестве.

В нынешней ситуации очевидными аутсайдерами являются метро и автобусы-трамваи. Дальше ― такси, где помимо поверхностей с неизвестной степенью дезинфекции вы обречены на контакт с водителем. Что до каршеринга, то никогда не знаешь, кто и в каком состоянии использовал машину до вас.

Нет никаких сомнений, что для снижения ущерба от пандемии власти должны сделать всё, чтобы люди сейчас проводили максимум времени в личных автомобилях. Хорошо, если с чистыми и современными фильтрами вентиляции салона, но и без них неплохо. Поэтому я жду режима максимального благоприятствования личному транспорту. Никаких перекрытий, блок-постов, досмотров. Никаких проверок документов ― чтобы не вынуждать вас открывать окна вашего надёжного убежища. Слава богу, сегодня не проблема заправить автомобиль, не выходя из него, через различные онлайн-сервисы.

Сложнее всего, конечно, в Москве. Но столичный Департамент транспорта может наконец доказать свою полезность и нужность, сработав на поддержание транспорта, а не (привычно) вопреки. Если у засевших там бизнесменов есть хоть какое-то системное и государственное мышление, они должны прямо с завтрашнего дня ввести приоритетный режим для личного транспорта. Это вопрос не просто безопасности, а, без ложного пафоса, для кого-то ― жизни и смерти.

Снижение пассажиропотока общественного транспорта подтверждено даже официальными данными. По состоянию на 30 марта наземный транспорт потерял 69% пассажиров. Это, понятно, не предел.

Все выделенные полосы должны немедленно быть переведены как минимум в режим «выходного дня». «Парковочные каникулы» даже не обсуждаются, это острая необходимость. Абсолютно ясно, что не только плата за пользование общественным пространством для остановки автомобиля должна быть отменена ― а вообще любые ограничения.

Гражданам необходимо дать возможность подъехать к цели их поездки на герметичном и безопасном автомобиле максимально близко, чтобы не ходить пешком, подвергаясь опасности подцепить вирус. Поэтому любые ограничения остановки и стоянки необходимо признать временно утратившими силу. Коллапса не будет ― трафик уже серьёзно упал. Эвакуаторы и парковочная полиция имеют редкий шанс оказаться полезными людям ― пусть помогают тем, у кого возникли те или иные проблемы. С координацией их действий неплохо справится Ситуационный центр ЦОДД, отвечающий за «Дорожный патруль».

Да, сложно ― вдруг повернуться к обществу лицом. Но это вопрос национальной безопасности.

Ограничить людей в перемещениях можно. В так и не ставшем правовым государстве это несложно. Но проиграют все. Потому что перемещения людей ― это кровеносная система любой экономики. Особенно важная в ситуации, когда организм на грани смерти. Сейчас кровь надо «прокачивать» всеми средствами. И в первую очередь ― пересаживая людей на личные автомобили. Лучше, если с хорошими фильтрами вентиляции.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...