Заглядываем в ближайшее будущее автокредитования в России

Константин Болотов, . Фото: Драйва, НБКИ, avtohome.ru

Аналитики считают, что сейчас по российским дорогам катается примерно три миллиона купленных в долг машин.

В тему брифинга организаторы включили интригующий вопрос — «Автокредитование: остановка или путь назад?» На фоне падения рынка логично было заподозрить худший вариант (попутно выяснив, какой из них хуже). Но оказалось, что правильного ответа в вопросе нет. Вместо остановки и возвращения ожидается 20-процентный рост, благодаря которому 2014-й можно объявить годом кредитов в автомобильной отрасли.

Уже сегодня в России каждый второй новый автомобиль приобретается в кредит.

В этом году купленными в кредит будут 60% от всех проданных в стране новых машин. К такому выводу пришли специалисты НБКИ — крупнейшего в России бюро кредитных историй. Они собрали в своей базе информацию о 2,7 млн действующих автокредитов общим объёмом 1,4 трлн руб. Это пока данные не по всему рынку, но и 87-процентное покрытие репрезентативно. Судя по отчёту, в секторе вырастет всё, в том числе кредитные ставки, которые могут подскочить довольно резко. Драйвером станут валютные риски.

Cредний размер автомобильного кредита в России — 510 000 рублей. Эту любопытную цифру Алексей Волков из НБКИ озвучил на пресс-конференции, в которой также участвовали директор агентства Автостат Сергей Целиков и финансист Volvo Car Russia Екатерина Градникова.

Автомобильное кредитование — залоговое, и, в отличие от необеспеченного (потребительского), оно растёт медленнее: за прошлый год «машинные» сделки прибавили 24% против «товарных» 36%. Отставание, однако, сокращается. Для повышения стабильности и развития сектору нужны системные изменения, снижение рисков. Тут требуется вмешательство государства: только оно может дать кредиторам доступ к данным пенсионного фонда и налоговой службы, только с его помощью удастся создать всеобъемлющую «базу залогового движимого имущества».

Национальное бюро кредитных историй разработало прообраз такой базы, с мая 2012 года он работает в Сети, в нём пока числится 1,3 млн машин. За три сотни рублей покупатель авто на вторичном рынке может пробить его по базе, введя VIN или номер ПТС, и узнать, не кредитный ли экземпляр ему пытаются всучить. Чтобы собрать все залоговые машины в единый реестр, НБКИ необходимо стать регистратором залогового движимого имущества на законодательном уровне. Станет ли? Вопрос.

Красная кривая идёт вниз. Это значит, что просроченных более чем на 30 дней выплат всё меньше и качество автокредитования повышается. В том числе и поэтому наметилась тенденция переориентации банков в сторону залоговых кредитов.

С 1 июля вступают в силу поправки в федеральный закон о кредитных историях, которые обеспечат базу НБКИ новыми данными: бюро сможет собирать и анализировать информацию о количестве неодобренных автокредитов и причинах отказов. Сейчас данные разрозненны. К примеру, Екатерина Градникова из Volvo призналась, что её компания одобряет 75–80% автокредитов, поскольку покупатели традиционно делают большой первый взнос. Сергей Целиков из Автостата сообщил, что при льготном автокредитовании объём отказов достигал 40%.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...