Производители компонентов расширят присутствие в России

Леонид Попов, . Фото: Автостат, edscha.com, rg.ru, russez.ru, horsepowers.ru, sdelanounas.ru и Драйва

Лидер по локализации (75%) — седан Renault Logan, выпускаемый на московском заводе «Автофрамос» (на фото). На калужском заводе Фольксвагена локализация составляет порядка 50% (но для некоторых моделей превышает 60%). Для универсала Lada Largus (читай — перелицованного Рено), выпускаемого на АвтоВАЗе, локализация превышает 60%. Локализация седана Peugeot 408 на заводе «ПСМА Рус» в Калуге составляет 33%. Но на некоторых предприятиях, работающих в режиме промсборки, уровень локализации составляет 15–20%, что далеко от намеченной планки в 60%.

Несмотря на прошлогодний спад отечественного автомобильного рынка до 2,777 миллиона штук, долгосрочный прогноз благоприятен. Аналитическая компания Boston Consulting Group предсказывает, что к 2020 году рынок новых автомобилей в России возрастёт до 4,4 миллиона машин. В этом случае у нас появится шанс стать крупнейшим рынком в Европе, сместив с первой строчки Германию. Там в минувшем году было продано 2,952 миллиона легковушек (–4,2% к 2012 году). Подобные прогнозы — одна из причин роста интереса иностранных производителей автокомпонентов к России. Примеров такого интереса много, а одно из примечательных событий случилось буквально вчера 21 января 2014 года.

На встрече в Тольятти генеральный директор группы «Объединённые автомобильные технологии» Михаил Кучинский и уполномоченный директор Kdac Гарри Рудольф III подписали учредительные документы СП «Кейдак Термал Рус».

Скоро в Тольятти откроется завод корейской компании Kdac по производству автомобильных радиаторов и некоторых компонентов систем охлаждения, отопления и кондиционирования — СП «Кейдак Термал Рус». В только что созданном предприятии с российской стороны соучредителем выступила группа «Объединённые автомобильные технологии», крупнейшее в России объединение производителей автокомпонентов. Первым потребителем продукции должны стать предприятия АвтоВАЗ и GM-АвтоВАЗ, но Kdac рассчитывает и на внимание со стороны сборочных заводов в Калуге, да и других автомобильных кластеров в России. Первую продукцию СП даст уже в нынешнем году.

Ещё в Тольятти строится завод немецкой компании Edscha, который заработает осенью 2014 года. Он будет производить дверные петли и ограничители дверей для АвтоВАЗа и его партнёров — фирм Renault и Nissan. На фото — церемония закладки завода, прошедшая в сентябре 2013 года.

Прошлой осенью было подписано соглашение о строительстве завода мексиканской компании Nemak в Ульяновской области. Заработать предприятие должно к концу 2015 года, а выпускать оно будет головки блока цилиндров и сами блоки для нескольких клиентов. Компания Ford в минувшем году решила построить завод двигателей в Елабуге, который должен заработать в 2015 году. Под Калугой в том же 2015-м откроется завод двигателей Volkswagen. Шинный завод Bridgestone в Ульяновской области должен вступить в строй в 2016 году. И тогда же в Калининградской области заработают 15 заводов автокомпонентов «Автотора», создаваемых с участием таких гигантов, как Magna и GM.

Минувшей осенью в Ульяновске заработал завод японской компании Takata. Он выпускает рулевые колёса, подушки и ремни безопасности для альянса Renault-Nissan, АвтоВАЗа, УАЗа и группы ГАЗ.

На этом экспансия иностранных компаний не остановится. Мировой гигант Bosch строит сейчас свой второй российский завод автокомпонентов — в Самаре. Он будет выпускать блоки АБС, генераторы, стартёры и инжекторы для систем Common Rail. (Сейчас завод Bosch в Саратове производит свечи зажигания, датчики массового расхода воздуха, лямбда-зонды, блоки управления, бензонасосы, жгуты проводов, топливные рампы.) Другой пример уверенности иностранных фирм в хороших перспективах российского рынка — это СП «Вистеон Автоприбор Электроникс» во Владимире. Оно изготавливает автомобильную электронику, в том числе комбинации приборов и аудиосистемы. Минувшей осенью американская корпорация Visteon увеличила свою долю в этом СП с 49 до 68,77%, получив тем самым контрольный пакет акций.

По данным агентства «Автостат», сейчас в России автокомпоненты выпускают 353 компании, из них 90 — иностранные, то есть фактически четверть. Среди них есть крупные и известные фирмы, к примеру, BASF, Delphi, DuPont, Magna International, Magneti Marelli, Valeo (на снимке), Eberspaecher и Mahle.

Дальше будет ещё интереснее. По сообщению Automotive News Europe, вопрос о создании промышленных предприятий в России сейчас рассматривают компании GKN Driveline (системы привода), TRW Automotive (электроника, системы безопасности) и Getrag (трансмиссии). GKN раскроет свои планы в самое ближайшее время, а TRW и Getrag — попозже. Но представители всех трёх компаний заверили корреспондента Automotive News, что заинтересованы в нашем рынке. Так что в ближайшие годы стоит ждать появления у нас новых иностранных предприятий.

Прошлым летом в Москве был собран 500-тысячный седан Logan. Выпуск этой модели на «Автофрамосе» по полному циклу стартовал в 2005 году. Начальный уровень локализации составлял 20%.

Развитие в России производства современных компонентов подстёгивается не только желанием автомобильных заводов получить поставщиков поближе к дому, но и законодательными мерами. По действующим правилам предприятия, работающие в режиме промсборки, за пять лет после заключения соглашения должны выйти на уровень локализации 60%, в числе прочего и за счёт производства двигателей либо коробок передач, которые должны устанавливаться как минимум на 30% выпускаемых автомобилей. Выполняющим требования компаниям положен бонус в виде льготных условий ввоза автокомпонентов из-за рубежа (сниженные или вовсе нулевые пошлины).

В 2013 году был принят закон о господдержке производителей автомобилей и автокомпонентов, действующих в режиме промышленной сборки. В соответствии с договорённостями о присоединении России к ВТО упомянутые выше таможенные льготы на ввоз компонентов будут отменены с 1 июля 2018 года. Но ряд инвестиционных соглашений по промсборке был заключён на срок до 2020 года. Чтобы автопроизводители не понесли ущерб в 2018–2020 годах, им и будет предоставляться поддержка в виде субсидий или в какой-то ещё форме (детали появятся позже). Кроме того, хотя с нынешнего года отечественные производители автомобилей обязаны наравне со всеми платить утилизационный сбор, эту пилюлю власти как могли подсластили. Законодательство предусматривает некую государственную компенсацию затрат на создание инфраструктуры по утилизации машин. В какой форме будет выплачиваться эта компенсация — ещё предстоит определить правительству.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...