Автомобизнес › Автомобильный рынок России за 2009 год ужался вдвое

Кирилл Иванов, Анастасия Королькова,

По итогам года российский рынок новых автомобилей откатился на пятое место в Европе. Первыми оказались немцы, которые благодаря продуманной программе утилизации старых машин увеличили продажи на 23%. На второй позиции — Франция (+10,7%). Третьей стала Италия (-0,2%), а четвёртое место у Великобритании (-6,4%).

Общая тенденция наметилась давно. В декабре 2008 года, когда маховик финансового кризиса раскрутился, спрос сократился на 10%. Затем последовал мощный удар по отрасли: в январе 2009-го повысили таможенные пошлины, цены на новые машины взлетели, и доля кредитных автомобилей, которые делали кассу, резко уменьшилась. Даже оптимисты тогда признавали, что рынок по итогам года усохнет как минимум в полтора раза. А оказалось — в два: продано всего 1 465 917 машин.

Лидер по продажам у нас, как обычно, АвтоВАЗ, который весь год сосал деньги из казны. Спрос на его продукцию, однако, снизился на 44% — до 349 490 автомобилей против 622 182 в 2008-м. Но даже такие показатели ещё могут быть поводом для радости в Тольятти, ведь если бы не заградительные пошлины, которые отбили у коммерсантов желание ввозить в Россию подержанные автомобили из-за рубежа, результат оказался бы ещё хуже.

Вазовская продукция оккупировала вершину хит-парада надолго, и чтобы догнать и перегнать отечественного производителя, иностранным брендам придётся либо на 20–30% увеличивать продажи, либо надеяться на остановку производства в Тольятти.

На второй строчке — компания Chevrolet, реализовавшая в минувшем году 104 398 машин против 235 466 годом ранее (-56%). Благодарить американцы должны сразу три сборочных предприятия. На столько же меньше стали покупать продукцию компании Ford (82 083) — у неё третье место в рейтинге. На четвёртой позиции расположился корейский бренд Hyundai (74 607), спрос на автомобили которого из-за остановок производства на предприятии ТагАЗ уменьшился на 61%. Замыкает пятёрку фирма Renault с результатом в 72 284 проданные машины.

Скорее всего, АвтоВАЗ сохранит за собой лидирующие позиции и по итогам 2010 года. А вот кто займёт строчки ниже — большой вопрос. Сильны позиции компании Chevrolet, которая в конце 2009-го начала продавать модель Cruze. Не собирается уступать фирма Renault: в этом году она выведет на рынок в дополнение к седану Logan бюджетный хэтчбек Sandero. Есть ещё Hyundai и Toyota, а также Nissan, который только-только наладил под Санкт-Петербургом производство кроссоверов X-Trail.

«Бюджетники» распилили верхушку рейтинга, а в середине таблицы видны результаты борьбы за премиум-сегмент. Победителем вышла компания BMW (16 350), второе место досталось Audi (15 009), а на третьей позиции оказался Mercedes (12 050). Компании Land Rover (9275) и Volvo (6894), которые по итогам 2008 года заняли два первых места, оступились. В свою очередь, Lexus (6400) и Infiniti (4630), как и в прошлом году, далеко позади. У остальных показатели и вовсе смехотворны.

На самом деле провалились в яму практически все. Положительную динамику показали лишь четыре компании. Всего на 1% улучшил свои показатели Citroen, который реализовал в минувшем году на 143 машины больше, чем в прошлом, — 12 388. Более 100% роста зафиксировано у китайского бренда Geely (7681), чьи руководители активно снижали цены на протяжении всего года. Благодаря огромным скидкам увеличились на 65% продажи Хаммеров (1123). Наконец, на 126% подскочил сбыт коммерческого транспорта марки Isuzu, но цифра эта обманчива: разве так уж велика разница между 86 машинами в прошедшем году и 38 в 2008-м?

Подняться с колен в 2010 году есть шанс у концерна PSA, который весной откроет завод в Калужской области. Вот только предприятие, способное делать 100 тысяч машин в год, до конца 2010-го выпустит лишь 20 тысяч экземпляров модели 308. Всё остальное — в 2011-м.

Удивительно, что некоторые производители ещё не собрали вещи и не отбыли восвояси. Взять, к примеру, итальянцев из Alfa Romeo, которые за весь год продали всего 104 машины. Не лучшим образом обстоят дела у Сааба (368), Крайслера (346), Джипа (416) и Доджа (441). Да и набравший было обороты SEAT сдал — 869 автомобилей.

Не отстают и конкуренты. На питерском заводе General Motors будут производить новое поколение опелевской Астры, в Москве на предприятии «Автофрамос» пропишется хэтчбек Renault Sandero, а на фабрике концерна Volkswagen под Калугой приступили к сборке кроссовера Skoda Yeti.

Ну а самая плачевная ситуация с продажами отмечена у компаний Dodge (-90%), Jeep (-86%), Chrysler (-76%), а также у китайского бренда BYD (-81%) и японской Хонды (-74%). Несладко пришлось и таким маркам, как Opel (-65%), Mazda (-58%), Mitsubishi (-63%) и Toyota (-64%). Зато бренды FIAT (-31%), Skoda (-35%), Volkswagen (-22%), KIA (-20%) и Suzuki (-34%) благодаря российскому производству и низким ценам перенесли год с минимальными потерями.

Лидером среди автомобилей, собранных вне России, является седан Daewoo Nexia (28 233) из Узбекистана. На втором месте — родственный ему Matiz (23 181), а третью строчку занял седан Chevrolet Lanos (23 170), который в середине года сменил имя и фамилию.

Что касается конкретных моделей, то первые четыре места принадлежат АвтоВАЗу. Впервые хит-парад возглавила Priora (99 473). А вот бессменный лидер прошлых лет — «классика» 2105/2107 — из-за падения спроса на 60% скатилась сразу на третье место (67 216), уступив семейству Samara (90 428) и подпустив очень близко «Калину» (60 746). Лидер среди «иностранцев» — седан Renault Logan (53 869), который под конец года смог обогнать всеволожский Ford Focus (52 108). А за ним с большим отставанием следует Chevrolet Lacetti (29 362): спрос на это семейство сократился более чем в два раза — на 64%.

Спрос на седаны и хэтчбеки Mazda3 уменьшился на 64% — 13 006 против 39 144 штук в 2008 году. Виной тому неоправданно высокие цены на автомобили нового поколения.

И лишь две модели из топ-25 разошлись большим тиражом, чем в прошлом году. Спрос на классическую «Ниву» (26 726) подпрыгнул на 10% (видимо, сказалась реклама самого премьер-министра), а вот продажи кроссовера Kia Sportage (13 717) без участия Путина, но при помощи скидок и местной сборки увеличились аж на 106%, тогда как спрос на его «близнеца» Hyundai Tucson (14 299) упал на 33%.

Ещё больше клиентов потерял на рынке Mitsubishi Lancer. Продажи упали на 76% — до 13 795 автомобилей за год против 56 900 в 2008-м.

А какова ситуация на рынке подержанных автомобилей? На нём общее падение цен за год составило 5,1%. В отличие от сегмента новых машин, где впереди отечественный автопром, на вторичке ситуация противоположная: особенно заметно сократился спрос на продукцию АвтоВАЗа, цены снизились в среднем на 17,8%. Зато из-за неоправданно высоких цен на новые автомобили премиум-брендов более востребованы стали выпущенные под теми же марками модели трёхлетней выдержки (стоимость подскочила на 7,8%).

Наиболее разительно подешевели машины, выпущенные пять-семь лет назад (-19,1%), а меньше всего потеряли в цене самые свежие, до трёх лет, авто (-1,5%).

Прошедший год выявил также интересные изменения в сфере сервисного обслуживания автомобилей. За последние месяцы 2009-го владельцы машин, находящихся на гарантии, стали переходить на обслуживание в независимые автосервисы. Причина обращения к «серым» дилерам проста: они, по словам автовладельцев, делают ремонт и быстрее и качественнее. Эксперты утверждают, что эта тенденция сохранится и в 2010-м. Если сейчас количество отказывающихся от официальных дилерских программ оценивается в 5–10% от общего числа владельцев гарантийных авто, то в течение года их может стать 20–25%, а в дальнейшем и вовсе 50%.

Всё чаще из официальных сервисов уходят владельцы полутора-двухлетних машин — те, кто, с одной стороны, успел оценить зачастую неоправданно высокую стоимость обслуживания в дилерских центрах, а с другой — убедился в отсутствии каких-то явных дефектов и брака в собственных автомобилях.

Сохранят ли положительную динамику удержавшиеся на плаву и найдут ли свой спасательный круг утопающие? Прогнозы на 2010 год отнюдь не радужные. Самый оптимистичный вариант — ситуация стабилизируется, и продать получится около 1,5 миллиона машин. Игроки рынка возлагают большие надежды на программу правительства по утилизации старых авто (она начнёт действовать 8 марта), а кроме того, на увеличение количества моделей, которые будут собираться на территории России.

Продажи новых легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта в России по маркам в 2009 г. (данные AEB)
Марка 2009 2008 % декабрь 2009 декабрь 2008 %
1 Lada 349 490 622 182 -44% 27 813 37 138 -25%
2 Chevrolet 104 398 235 466 -56% 9298 19 986 -53%
3 Ford 82 083 186 828 -56% 7005 17 820 -61%
4 Hyundai 74607 192 719 -61% 7886 9706 -19%
5 Renault 72284 108 070 -33% 6266 8286 -24%
6 KIA 70 088 88 152 -20% 8001 4418 +81%
7 Toyota 68 731 189 966 -64% 5843 13 734 -57%
8 Nissan 64 221 146 548 -56% 4961 11 870 -58%
9 ГАЗ 58 205 131 003 -56% 5920 7538 -21%
10 Daewoo 51 414 95 510 -46% 4451 3350 +33%
11 Mitsubishi 41 354 111 567 -63% 2316 7042 -67%
12 Volkswagen 39 488 50 525 -22% 3017 5281 -43%
13 УАЗ 34 660 53 773 -36% 5571 4727 +18%
14 Opel 34 277 98 800 -65% 1761 7338 -76%
15 Skoda 33 002 50 733 -35% 2913 4981 -42%
16 Mazda 30 643 73 271 -58% 1716 3560 -52%
17 Peugeot 29 748 48 085 -38% 1998 4167 -52%
18 Suzuki 25 335 38 314 -34% 2648 2759 -4%
19 Honda 23 222 89 152 -74% 1439 11 128 -87%
20 FIAT 18 100 26 058 -31% 2418 1978 +22%
21 BMW 16 350 18 383 -11% 1744 1550 +13%
22 Audi 15 009 17 076 -12% 1091 1271 -14%
23 Citroen 12 388 12 245 +1% 1080 1536 -30%
24 Mercedes-Benz 12 050 16 764 -28% 1095 1235 -11%
25 Subaru 9598 21 780 -56% 1079 1843 -41%
26 Land Rover 9275 20 433 -55% 968 2073 -53%
27 Ssangyong 9020 14 406 -37% 1291 988 +31%
28 Geely 7681 3780 +103% 304 406 -25%
29 Chance 7344 - - 1572 - -
30 Volvo 6894 21 041 -67% 545 2507 -78%
31 Lexus 6400 14 796 -57% 514 1386 -63%
32 Vortex 5922 н.д. - 134 н.д. -
33 Иж (вкл. ВАЗ 2104) 5735 22 306 -74% 50 953 -95%
34 Volkswagen ком. автмб. 5650 10 501 -46% 763 1200 -36%
35 ТагАЗ 5187 н.д. - 913 н.д. -
36 Chery 4914 15 728 -69% 567 548 +3%
37 Infiniti 4630 7793 -41% 239 823 -71%
38 Lifan 2673 4755 -44% 45 482 -91%
39 Great Wall 2490 8324 -70% 129 373 -65%
40 Cadillac 1529 1596 -4% 113 43 +163%
41 Mercedes-Benz ком. автмб. 1385 3063 -55% 112 396 -72%
42 Porsche 1266 1941 -35% 115 60 +92%
43 Hummer 1123 679 +65% 55 66 -17%
44 BYD 1001 5341 -81% 19 419 -95%
45 Jaguar 933 1689 -45% 67 192 -65%
46 SEAT 869 2182 -60% 20 129 -84%
47 MINI 686 853 -20% 68 51 +33%
48 Iveco 626 848 -26% 83 135 -39%
49 Dodge 441 4473 -90% 27 248 -89%
50 Jeep 416 2901 -86% 26 228 -89%
51 Saab 368 1269 -71% 33 118 -72%
52 Chrysler 346 1425 -76% 24 72 -67%
53 Ikco продажи прекращены 178 2007 - - 46 -
54 Alfa Romeo 104 321 -68% 3 22 -86%
55 Isuzu 86 38 +126% 3 12 -75%
Всего 1 465 917 2 897 459 -49% 128 132 208 218 -38%

25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России в 2009 г. (данные AEB)
Марки 2009 2008 % декабрь 2009 декабрь 2008 %
1 Lada Priora 99 473 128 175 -22% 8230 8652 -5%
2 Lada Samara 90428 167 441 -46% 6849 8968 -24%
3 Lada 2105/2107 67216 168 176 -60% 4843 8866 -45%
4 Lada Kalina 60 746 94 094 -35% 4590 7460 -38%
5 Renault Logan 53 869 74 300 -27% 5143 5258 -2%
6 Ford Focus 52 108 93 496 -44% 4617 10 149 -55%
7 Chevrolet Lacetti 29 362 81 656 -64% 2834 6820 -58%
8 Daewoo Nexia 28 233 50 814 -44% 2715 1833 +48%
9 Lada 4x4 26 726 24 349 +10% 3161 2073 +52%
10 Chevrolet Niva 24 520 47 486 -48% 2593 3178 -18%
11 Daewoo Matiz 23 181 44 696 -48% 1736 1517 +14%
12 Chevrolet Lanos 23 170 49 284 -53% 1155 4788 -76%
13 Opel Astra (вкл. Astra Cabrio) 18 952 42 259 -55% 1066 3343 -68%
14 Kia cee’d 18 943 25 040 -24% 1945 1801 +8%
15 Hyundai Getz 18 560 37 886 -51% 1092 1963 -44%
16 Toyota Camry 16 452 28 029 -41% 1525 2102 -27%
17 Toyota Corolla 16 067 63 986 -75% 636 4838 -87%
18 Chevrolet Aveo 15 996 34 362 -53% 1299 3453 -62%
19 Hyundai Tucson 14 299 21 213 -33% 2108 1284 +64%
20 Mitsubishi Lancer X 13 795 56 900 -76% 346 3199 -89%
21 Kia Sportage 13 717 6643 +106% 1893 409 +363%
22 Nissan Qashqai 13 640 31 945 -57% 1289 2928 -56%
23 Mazda3 13 006 39 144 -67% 475 1897 -75%
24 Suzuki Grand Vitara 12 679 19 897 -36% 1672 1253 +33%
25 Nissan X-Trail 11 505 24 521 -53% 342 2169 -84%
Комментариев пока нет
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.


Комментарии

Загружаем комментарии...