Босс General Motors пригрозил смертью автогиганта

Сергей Белоусов, . Фото: Flickr, bundeskanzlerin.de, NY Times

General Motors лихорадит уже несколько лет, но концерн всеми способами пытается удержаться на плаву. Несмотря на дефицит средств, сокращения персонала и тотальную экономию, GM ещё тянется к группе Chrysler, которую он не прочь выкупить у фонда Cerberus на ещё неполученный кредит.

Кризис крупнейшего в мире концерна General Motors, похоже, достиг своего апогея. Исполнительный директор GM Рик Вагонир набрался смелости во всеуслышание заявить, что компания может попросту перестать существовать, заняв своё место в автопромышленном склепе, если правительство США не предоставит ей многомиллиардный заём.

Поводом для столь громкого высказывания послужили вчерашние торги на Нью-Йоркской фондовой бирже, по результатам которых акции концерна упали в цене на 23% — до уровня 59-летней давности. Теперь за одну ценную бумагу GM просят всего $3,36, прямо как в 1949 году. Только не нужно забывать, что сегодня это совсем другие доллары!

Американская компания дешевеет столь стремительно, что за три месяца, с июня по сентябрь, стоимость её активов снизилась с $21 млрд до $16,2 млрд. Аналитики из Deutsche Bank (именно они перед началом торгов на бирже распространили прогноз — акции General Motors полностью потеряют стоимость и превратятся в туалетную бумагу) предположили три возможных варианта развития событий.

Все, что нажито непосильным трудом, могут заставить продать. С момента своего создания в 1908 году концерн General Motors приступил к коллекционированию брендов. Первым был Buick, годом позже — Cadillac, а в 1910-м пришла очередь марки Oakland (позже ставшей Понтиаком). Затем была создана компания GMC, а в 1918-м под контроль попала фирма Луи Шевроле. Через десять лет американцы прибрали к рукам Opel. В 1999 году к джиэмовскому портфолио добавился Hummer — даже Lotus недолго побывал под крылом у GM. А уж переплетения с корейским концерном Daewoo — вообще отдельная история...

В первом случае GM получит-таки заём от американского правительства, и концерну придётся сокращать количество брендов в США с нынешних восьми до трёх, выполнять обязательства перед профсоюзами и искать дополнительные средства для реструктуризации. Второй вариант предполагает переход GM под контроль государства, которое примет на себя все обязательства по выплате долгов кредиторам. Третья дорога приведёт General Motors к банкротству.

Если крупнейший в мире автопроизводитель всё же объявит о банкротстве, то страшно представить, во что это выльется. Упавшая туша гиганта подомнёт многих. Поэтому и искать подпорки следует всем миром. Например, долги GM можно реструктурировать, но только в том случае, если найдётся заинтересованный инвестор. Он может появиться откуда угодно: из Европы, Китая, Индии и даже из России.

Пока Рик Вагонир бьёт в набат, Джордж Буш проводит для Барака Обамы экскурсию по Белому дому. Чернокожий политик займёт президентское кресло только в январе, а пока он лишь просит Буша-младшего как можно скорее выделить обещанный Большой тройке конгрессом 25-миллиардный кредит. Кроме концерна GM на его часть претендуют Ford и Chrysler.

В конце концов, компанию могут распродать по частям, чтобы расплатиться с кредиторами. Для европейцев среди всех брендов General Motors самым лакомым кусочком, скорее всего, будут Opel (Vauxhall) и Saab. Возможный покупатель — Volkswagen: в Европе он почти как GM в Америке.

Нешуточная драка может разгореться за бюджетную марку Chevrolet. Альянс Renault-Nissan с удовольствием заполучил бы корейские активы джиэмовцев, а заодно и марку Cadillac, которая здорово мешает их Infiniti в США. Hummer уже продают, да покупателей что-то не видать. Вместе с Хаммером на пыльную полку могут отправиться американские марки Pontiac, GMC и Buick. У последней неплохо идут дела в Китае — может, там кто позарится.

По сравнению с четырьмя миллиардами рублей, полученными АвтоВАЗом от ВТБ, 25 «ярдов» для Большой тройки — сумма гигантская. Но в Европе к вопросам преодоления кризиса подошли более ответственно. В Германии автопроизводителям предложили льготный кредит на 400 миллиардов евро, а во Франции — на 320 миллиардов. Вот на кого надо ровняться!

На кону судьба более двух с половиной миллионов человек, работающих на General Motors по всему миру. Правда, только 266 тысяч — штатные сотрудники, но большинство из них — в США. Выставить такое количество народу на улицу не позволит себе даже уже отработавшее правительство. Так что решение вопроса о предоставлении концерну требуемого кредита не должно затянуться.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...