Рециклинг аккумуляторов ТАВ: что делают с использованными батареями в Словении

Детально познакомиться с переработкой отслужитвших свой срок аккумуляторных батарей (АКБ) нам удалось на одном из предприятий словенской компании TAB, входящей в десятку лидеров по производству автомобильных аккумуляторов в Европе.

Отечественным автолюбителям продукция компании TAB хорошо известна еще с советских времен. Да и сейчас фирма занимает в России четвертое место по импорту АКБ, поставляя к нам аккумуляторы популярных брендов TAB и Topla. При этом, что любопытно, значительная часть словенских аккумуляторов оказывается дешевле ряда российских аналогов, тогда как по своим характеристикам и сроку службы превосходит их. И одним из важнейших факторов, позволяющих компании держать более чем приемлемые цены на свои батареи, являются собственные заводы по переработке батарей. Один из таких заводов TAB, расположенном в местечке Кошица (Словения).

АКБ поступают на переработку не только из Словении, но и из Италии, Германии, Хорватии, Австрии, Македонии и других стран

Если говорить в целом, то, в процессе переработки старых батарей, компания TAB добывает до 35 000 тонн свинца из тех 60 000 тонн, что требуются для ежегодного выпуска 5 млн. аккумуляторов (примерно 5% которых идет в Россию). Себестоимость новых АКБ здесь снижают и за счет переработки 2000 тонн пропилена, вновь используемого в производстве аккумуляторов, а также 1000 тонн гипса, получаемого в результате нейтрализации электролита из перерабатываемых аккумуляторов. Всего же компания ТАВ ежегодно перерабатывает до 60 000 тонн отслуживших аккумуляторных батарей, которые поступают сюда не только из Словении, но и из Италии, Германии, Хорватии, Сербии и Венгрии, Австрии, Македонии и других стран.

Корпуса АКБ режут и «перемалывают» в огромной дробилке

Как организован сам процесс? Все достаточно традиционно для подобных заводов. Если очень просто, то сначала батареи помещают в специальный цех (тут он представляет собой гигантскую бетонную яму), где сливают электролит (его потом нейтрализуют). Затем корпуса АКБ режут и «перемалывают» в огромной дробилке, а полученную массу разделяют на фракции – металл и пластмассу.

Плавильная печь

Пластик потом гранулируют и продают, а из тяжелых металлов выплавляют свинец (на лондонской бирже он стоит примерно 2000 долларов за тонну). И главное в этом процессе сделать так, чтобы ни одной капли, ни одного грамма вредных отходов не ушло за пределы предприятия. Именно поэтому словенцы модернизируют свое хозяйство каждые пять лет, внедряя новейшее оборудование и технологии.

Из добываемого свинца на заводах ТАВ «варят» уникальные сплавы, обеспечивающие батареям высокие пусковые токи и длительный срок службы

В итоге даже самые придирчивые «зеленые» не выступают против закрытия «вредного производства», разместившегося в словенских Альпах на берегу горной речки, в которую, собственно говоря, и сбрасывается использованная заводом вода. Очищенная в том числе ионными обменниками и песчаными фильтрами (кстати сказать, очищается и воздух – импульсными струйными фильтрами с тефлоновыми мембранами). При этом в сточных водах электролита, слитого из батарей, не содержится ни капли. Он весь уходит на производство того самого гипса.

Из такой ленты делают решетки аккумуляторов

И, возвращаясь к словенскому рециклинговому заводу ТАВ, где побывал наш корреспондент, остается добавить, что весь его персонал составляет лишь несколько десятков человек — настолько основательно роботизировано и автоматизировано это производство по переработке батарей. Все это в комплексе позволяет получать здесь свинец высшей степени очистки, что крайне важно для высококачественного изготовления таких «основополагающих» компонентов батарей, как свинцовые решетки и активная масса. Если говорить предметнее, то здесь из свинца высшей пробы, а также специальных добавок разрабатывают и «варят» уникальные сплавы для производства аккумуляторов.

Аккумуляторы популярных брендов TAB и Topla уже не раз становились призерами сравнительных тестов

Учитывая тот факт, что физико-химические свойства этих сплавов почти на 90% определяют основные качественные показатели аккумуляторов (величину пускового тока, емкость, срок службы), рецептура выпускаемых материалов держится в строжайшем секрете. А конечный результат внедрения подобных разработок хорошо известен – сегодня аккумуляторы брендов ТАВ и Topla, в которых также используется переработанный свинец, не просто популярны и востребованы в нашей стране – они наглядно демонстрируют высокие эксплуатационные показатели в различных тестах, проводимых авторитетными экспертными организациями.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...