Владимир Чагин стал самым успешным гонщиком в истории «Дакара»

Рафаэль Гиззатуллин, . Фото: kamazmaster.ru, dakar.com, x-raid.de, Volkswagen, HO/AFP/Getty Images, HO/AFP/Getty Images

Девять побед на «Дакаре» — КамАЗ установил новый рекорд для марки грузового автомобиля. Казалось бы, ралли-рейды — единственные в автоспорте соревнования, позволяющие в полной мере прорекламироваться грузовикам. Отчего же соперников у КамАЗа с каждым годом всё меньше?

Второй раз подряд марафон «Дакар» проехал мимо Дакара: он стартовал и финишировал в Буэнос-Айресе. Только на сей раз петля маршрута по Аргентине и Чили закрутилась в обратную сторону — против часовой стрелки. Волна экономической рецессии проредила караван, и в путь длиной 9030 километров отправился 361 экипаж против 501 прошлогоднего.

В мотоциклетном зачёте, как и год назад, фаворитами были испанец Марк Кома и француз Сирил Депре. Тогда исход борьбы решило невезение второго, теперь же фортуна вернула должок. Испанец собрал полный букет неприятностей: пробитые колёса, поломки, перегрев мотора и шестичасовой штраф за помощь со стороны, полученную на трассе. А Депре не оставил шансов конкурентам и дожал до победы — третьей в своей жизни. Среди гонщиков на квадроциклах, к восторгу местной торсиды, первое и второе места заняли аргентинцы, братья Маркос и Алехандро Патронелли.

Увы, не обошёлся нынешний ралли-рейд и без трагических происшествий. Во второй день из-за аварии немецкого экипажа на багги Desert Warrior погибла зрительница, ещё четверо находившихся поблизости были ранены. Как заявили организаторы, болельщики стояли в неположенном месте. А 7 января тяжёлую травму головы получил мотоциклист Лука Манка: итальянец был госпитализирован и несколько дней провёл в коме.

Борьбы среди грузовиков не получилось: нашим КамАЗам не нашлось достойных соперников. Не стартовали прошлогодний бронзовый призёр Жерар де Рой и победитель 2008 года Ханс Стейси: первый — из-за травмы, второй — из-за того, что концерн MAN закрыл спортивную программу. Единственным конкурентом россиянам казалась команда Tatra. Чехи и впрямь начали резво: на первом спецучастке Алеш Лопрайс уступил Чагину лишь 27 секунд. Но уже на третьем этапе Алеш расколошматил свой грузовик в аварии, а его напарник, бразилец де Азеведу, три дня спустя пал жертвой проблем с техникой.

Единственной крупной неприятностью команды «КамАЗ-Мастер» стала поломка двигателя на машине Ильгизара Мардеева, вылившаяся для третьего КамАЗа в восемь часов отставания. До того камазовская «техничка» на равных сражалась за третью позицию среди грузовиков. За оставшиеся дни Мардеев сумел подняться с девятого места на пятое и даже выиграл последний этап (правда, при помощи старших товарищей, решивших устроить красивый синхронный финиш).

Впрочем и до и после КамАЗы делали на трассе что хотели и выиграли в итоге все четырнадцать (!) гоночных отрезков. Девять раз быстрейшим становился Владимир Чагин, доведя число своих побед на этапах «Дакара» до 56 — абсолютный рекорд в истории марафона. «Царь» Владимир выиграл гонку в шестой раз, сравнявшись с легендарным чехом Карелом Лопрайсом (дядей нынешнего лидера Татры). Фирдаус Кабиров стал вторым, замкнул тройку голландец Марсель ван Влит на прототипе Ginaf.

После роспуска заводского коллектива Mitsubishi его имущество, в том числе прототипы Racing Lancer, купила частная команда JMB Stradale. И выступила неожиданно сильно для новичка: все пять машин пришли к финишу, причём три — в первой десятке.

После ухода Mitsubishi в зачёте легковых внедорожников приняла старт только одна заводская команда — Volkswagen. Примы «Трёх бриллиантов», Стефан Петрансель и Хуан Рома, пристроились в полузаводскую «конюшню» BMW X-Raid. В свою очередь, к фольксвагеновцам Карлосу Сайнсу и Жинелю де Вилье из BMW перебрался катарец Насер аль-Аттия. Яростная рубка между VW и BMW получилась на загляденье: победами на этапах отметились по три пилота с каждой стороны, а лидерство в абсолюте переходило из рук в руки до четырёх раз в день.

Россиянин Леонид Новицкий вёл свой BMW X3CC с травмой руки, полученной ещё до старта ралли-рейда, и тем не менее лишь немного не дотянул до первой десятки.

В итоге класс всё же побил энтузиазм: несколько поломок выбили Петранселя из числа претендентов на победу, и, когда дошло до финальных спецучастков, за неё боролись только Сайнс и аль-Аттия. Схватка напарников была предельно жёсткой: за день до финиша два Туарега даже столкнулись! От командной тактики фольксвагеновцы отказались, подарив болельщикам бескомпромиссный финиш. Матадор оказался крепче: прославленный испанец опередил своего визави на две минуты после пути в 4810 км. Третьим одолел дистанцию ещё один Touareg, за рулём которого был американец Марк Миллер.

Официальным транспортом нынешнего «Дакара» стал новейший пикап Volkswagen Amarok. Где-где, а в Вольфсбурге маркетинговый потенциал знаменитого рейда используют на всю катушку.

Всего до финиша добралось 88 мотоциклов, 14 мотовездеходов (ATV), 57 внедорожников и 27 грузовиков — чуть больше половины стартовавших. Похоже, легендарный марафон прижился-таки в Америке, а его нынешняя популярность бьёт даже африканские рекорды: например, на старте в Буэнос-Айресе присутствовало более трёхсот тысяч зрителей. Не исключено, что через несколько лет придётся объяснять, почему он называется «Дакаром».

Dakar 2010. Мотоциклы (первая восьмёрка)
Место Гонщик Мотоцикл Время
1 Депре KTM 51:10:37
2 Уллевалсетер KTM +1:02:52
3 Лопес Контардо Aprilia +1:09:48
4 Родригес Yamaha +1:19:33
5 Фретинье Yamaha +1:55:56
6 Дюкло KTM +1:58:35
7 Стрит KTM +2:49:43
8 Пржигонски KTM +3:15:59

Dakar 2010. Квадроциклы (первая восьмёрка)
Место Гонщик Квадроцикл Время
1 М. Патронелли Yamaha 64:17:44
2 А. Патронелли Yamaha +2:22:59
3 Гонсалес Короминас Yamaha +5:07:31
4 Деклерк Polaris +5:46:56
5 Соник Yamaha +5:50:24
6 Хэлперн Yamaha +9:07:31
7 Бражина Polaris +16:33:41
8 Оэр Can-Am +16:52:16

Dakar 2010. Легковые автомобили (первая десятка и российские экипажи)
Место Экипаж Автомобиль Время
1 Сайнс/Крус Volkswagen Race Touareg 2 47:10.00
2 аль-Аттия/Готтшальк Volkswagen Race Touareg 2 +02.12
3 Миллер/Питчфорд Volkswagen Race Touareg 2 +32.51
4 Петрансель/Коттре BMW X3 CC +2:17.21
5 Шишери/Тёрнер BMW X3 CC +4:02.49
6 Соуза/Бомель Mitsubishi Racing Lancer +4:31.45
7 де Вилье/фон Цитцевиц Volkswagen Race Touareg 2 +5:10.19
8 Гордон/Грайдер Hummer H3 +6:02.24
9 Терранова/Мемон Mitsubishi Racing Lancer +6:04.47
10 Спинелли/Пальмериу Mitsubishi Racing Lancer +6:13.41
11 Новицкий/Шульц BMW X3 CC +6:38.35
22 Соловьёв/Жильцов SMG Buggy +23:02.47

Dakar 2010. Грузовые автомобили (первая восьмёрка)
Место Экипаж Автомобиль Время
1 Чагин/Савостин/Николаев Kamaz 55:04.47
2 Кабиров/Беляев/Мокеев Kamaz +1:13.08
3 ван Влит/Ванхольт/ван Вендаль Ginaf +10:43.20
4 Мацик/Калина/Бервич Liaz +12:21.21
5 Мардеев/Мизюкаев/Каргинов Kamaz +14:59.29
6 ван Гинкель/де Рой/Тистерман Ginaf +15:29.16
7 Сугавара/Судзуки Hino +17:29.37
8 Оливерас/Ордонес/Камара Mercedes +23:39.06
Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.

Комментарии

Загружаем комментарии...