Автоспорт › В Формуле-1 произошёл переворот миропорядка

Рафаэль Гиззатуллин,

На пьедестале почёта Баттон, Баррикелло и Браун радовались как дети. Люди, казалось, ставшие изгоями Формулы-1, стремительно взлетели на вершину.

Революция в правилах, ради которой так много делала FIA, свершилась на первом гран-при 2009 года с типично революционными результатами. Аристократия Формулы-1 переехала в подвалы пелотона, а кто был ничем, тот стал всем. Команда Brawn GP, только три недели назад приступившая к тестам, сделала фантастический дубль в своей дебютной гонке.

Вспомним предпосылки революционной ситуации. Переднее антикрыло стало шире на 40 см, заднее — выше и сузилось на 25 см, а все прочие аэродинамические элементы запрещены. Это сделано, чтобы стабилизировать поток позади машины и облегчить обгоны. Зато спереди появились управляемые плоскости, позволяющие пилоту менять прижимную силу по ходу круга.

Пока система рекуперации энергии торможения сама по себе служит тормозом. Из пяти болидов, стартовавших с KERS, лучший результат — третье место Хамильтона на Макларене. И то благодаря сходам соперников.

Самым разрекламированным новшеством является система рекуперации кинетической энергии KERS. По текущим ограничениям она может дать прирост мощности до 60 кВт (81 л.с.) в течение около шести секунд на круге. Ещё после десяти лет запрета в Формулу-1 вернулись слики — шины без канавок. Но, как и прежде, пилот обязан в ходе гонки использовать два типа шин.

При таких переменах на первый план выходят не титулы, а инженерная смекалка и чутьё. На тестах невероятную скорость показали тёмные лошадки — Брауны Баррикелло и Баттона. А в тренировках перед Гран-при Австралии доминировали недавние аутсайдеры — Вильямсы Росберга и Накадзимы. Перед гонкой соперники даже пытались опротестовать легальность заднего диффузора машин Williams, Toyota и Brawn GP, но безуспешно.

Насколько осторожно команды относятся к KERS, показывает пример BMW, где системой оборудована только одна машина. В качестве подопытного кролика выступает Ник Хайдфельд. Роберт Кубица показывает отличную скорость и без новинки.

Новая расстановка сил подтвердилась и в квалификации: Баттон и Баррикелло заняли первый стартовый ряд, Феттель на Ред Булле стал третьим, Росберг — пятым. Ferrari показали лишь седьмое и девятое время. А пилоты Макларена были ещё дальше — Ковалайнен двенадцатый, а чемпиону мира Хамильтону, у которого в ходе заездов сломалась КПП, и вовсе пришлось стартовать с последнего места.

Для коллектива Toyota F1 нынешний сезон — момент истины. Руководство японского концерна недвусмысленно заявило: существование «конюшни» прямо зависит от наличия побед в этом году.

Со светофора Баттон уехал вперёд, словно Шумахер в лучшие годы. За ним зацепился Феттель и так и ехал всю гонку в пределах видимости. Баррикелло не только провалил старт, но и оказался вовлечённым в завал на первом вираже. В итоге доброй четверти участников пришлось менять антикрылья и шины. Первую треть гонки на трассе шла лихая борьба со множеством обгонов — усилия FIA не пропали даром. На 17 круге Накадзима разбил свой Williams, усеяв полотно обломками, — и пейс-кар спрессовал отрывы.

Швейцарец Себастьен Буэми из команды Toro Rosso в своём первом гран-при заработал два очка.

Рестарт и волна пит-стопов остудили горячие головы. Из хвоста пелотона планомерно выбирались Баррикелло и Хамильтон. Скудерия разочаровала своих фанатов: Масса сошёл из-за поломки, Райкконен претендовал на подиум, но до финиша не добрался. На последних кругах лидер Баттон и преследующий его Феттель на умирающих мягких шинах начали терять скорость. Обутый в более стойкий «медиум», Кубица на BMW настиг немца — и оба стали жертвами собственного безрассудства.

Уход Рона Денниса не прошёл для Макларена безболезненно. Всю зиму Серебряные стрелы тащились в хвосте тестовых протоколов. Это долго казалось тактической дезинформацией, но сейчас уже ясно: McLaren MP4-24 — машина медленная. В этих условиях третье место Хамильтона, да ещё при старте с последнего — подвиг.

Так шикарный подарок в виде второго места получил Баррикелло, всю гонку расхлёбывавший последствия неудачного старта. Третьим приехал Трулли на Тойоте. Итальянец даже успел выпить призового шампанского, но вечером был оштрафован на 25 секунд за обгон под жёлтым флагом. Третьим стал Хамильтон!

Себастьян Феттель провёл уик-энд уверенно и мощно — как претендент на победу, а не дерзкий выскочка. Но ошибка немца за три круга до финиша не только лишила его и Кубицу верного подиума, Себастьяна ещё и оштрафовали потерей десяти позиций на старте следующего гран-при.

Росс Браун поднялся со своими пилотами на подиум — как предводитель восстания восходит на трибуну. Пламенных речей он не говорил, зато шушукались все вокруг. Браун в одночасье стал владельцем топ-команды! Мы же должны признаться в исключительном почтении к деловой смекалке старого воина Формулы-1. Судите сами: он убедил Хонду потратить весь прошлый сезон на подготовку конкурентоспособной машины для нынешнего. А потом Honda самоустранилась, передав в руки Брауну передовую технику. Браун заменил аутентичные двигатели супермоторами Mercedes. И получился автомобиль мечты.

В знак признательности за возвращение в Королевские гонки Баттон и Баррикелло перекрасили шлемы в кислотно-жёлтые тона Brawn GP. Теперь отличить их на скорости нереально. Или это замятинское «забыть, что ты — грамм, и ощутить себя миллионной долей тонны»?

Говорят, чтобы «раскатиться», топ-командам нужно три-четыре гонки. А это значит, что у команды Брауна есть отличная возможность создать задел, который позволит дальше бороться за Кубок конструкторов. До Гран-при Малайзии, стартующего на этой неделе, соперники вряд ли что-то успеют сделать. Но постараются любыми методами. Вопреки теории, верхи, временно ставшие низами, не только могут, но и очень хотят.

Формула-1 2009. I этап — Гран-при Австралии
Место Гонщик Автомобиль Отставание/причина схода
1 Дженсон Баттон Brawn GP  1ч 34:15.784 
2 Рубенс Баррикелло Brawn GP  +0.807 
3 Льюис Хамильтон McLaren — Mercedes +2.914 
4 Тимо Глок Toyota + 4.435 
5 Фернандо Алонсо Renault +4.879 
6 Нико Росберг Williams — Toyota +5.722 
7 Себастьен Буэми Toro Rosso — Ferrari + 6.004 
8 Себастьен Бурдэ Toro Rosso — Ferrari + 6.298
9 Адриан Сутиль Force India — Mercedes +6.335
10 Ник Хайдфельд BMW Sauber +7.085
11 Джанкарло Физикелла Force India — Mercedes +7.374
12 Ярно Трулли Toyota + 26.6 
13 Марк Уэббер Red Bull — Renault +1 круг
14 Себастьян Феттель Red Bull — Renault +2 круга
15 Роберт Кубица BMW Sauber +3 круга
16 Кими Райкконен Ferrari + 3 круга
Фелипе Масса Ferrari поломка
- Нельсон Пике-мл. Renault авария
- Кадзуки Накадзима Williams — Toyota авария
- Хейкки Ковалайнен McLaren — Mercedes столкновение

Формула-1 2009. Личный зачёт
Место Пилот Очки
1 Дженсон Баттон 10
2 Рубенс Баррикелло 8
3 Льюис Хамильтон 6
4 Тимо Глок 5
5 Фернандо Алонсо 4
6 Нико Росберг 3
7 Себастьен Буэми 2
8 Себастьен Бурдэ 1

Формула-1 2009. Кубок конструкторов
Место Команда Очки
1 Brawn GP  18
2 McLaren — Mercedes 6
3 Toyota 5
4 Renault 4
5 Williams — Toyota 3
6 Toro Rosso — Ferrari 2
Комментариев пока нет
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.