Один из 11 компактов справился с новым краш-тестом

Леонид Попов, . Фото: IIHS

Визуально повреждения Спарка смотрятся ужасными, но на деле всё не так уж плохо. Как выяснилось, правильное поведение самого кузова при ударе — это лишь одна из составляющих успеха в таком тесте.

Американский Страховой институт безопасности на дорогах (IIHS) испытал 11 компактных автомобилей в сложном тесте — удар с малым перекрытием. Хэтчбек Chevrolet Spark американцы расколотили о жёсткий барьер в минувшем году, а теперь обнародованы результаты ещё для десяти компактных моделей. Напомним, что в краш-тестах IIHS применяется четырёхуровневая шкала оценок: «хорошая защита», «приемлемая защита», «незначительная защита» и «плохая защита» (Good, Acceptable, Marginal и Poor соответственно). Так вот только один Spark и удостоился итоговой оценки «приемлемо». Ещё четыре машины вытянули на «незначительную защиту» (читай — получили двойку), а остальные и вовсе заработали «кол» (то есть оценку «плохо»).

Сама по себе силовая структура пятидверки Chevrolet Spark удостоилась всего лишь оценки «незначительная защита», например приборная панель сместилась назад на 14 см. Однако, поскольку ремни и подушки безопасности хорошо контролировали движение манекена, датчики в нём показали прекрасные результаты (для всех частей тела риск травм оценён как низкий). Именно это позволило специалистам института выставить Спарку за данный краш-тест итоговую оценку «приемлемо», что оказалось лучшим результатом в своей группе.

Ветеран Mazda2 показал себя неплохо для автомобиля, представленного в 2007 году (правда, североамериканская версия была показана в 2010-м как автомобиль 2011 модельного года). Тут голова манекена соскальзывает с водительской подушки влево, тут дверной проём сокращается на 20 см, а приборка вторгается в салон на 16 см. Подушки-«шторки» тут недостаточно велики, чтобы гарантировать отсутствие удара головы. Но при этом датчики в манекене показали, что только левая голень и левое колено водителя в подобном столкновении могут быть травмированы, для торса или головы риск повреждений оказался низок. Итог звучит как «незначительная защита».

Американский седан Kia Rio (эта модель не идентична российской версии, хотя является «родственницей») удостоился общей оценки «незначительная защита». Силовая структура кузова была оценена аналогично из-за деформации в нижней части дверного проёма на 29 см. Голова водителя соскользнула с фронтальной подушки влево, но, в отличие от целого ряда «собратьев» по тесту, в этой модели боковые подушки-«шторки» выполнили свою роль на отлично, надёжно предотвратив контакт головы с жёсткими частями кузова. В результате только для левой голени водителя был выявлен заметный риск травмы.

Деформация жизненного пространства в хэтчбеке Toyota Yaris была далеко не худшей в тесте: до 27 см в нижней части дверного проёма и до 17 см в районе панели приборов. Но общая оценка «незначительная защита» получилась из-за плохой способности удерживающих устройств контролировать перемещение манекена. Начать с того, что боковые «шторки» при ударе не раскрылись, хотя в данной модели они были. Голова манекена сначала дотронулась до щитка приборов (хорошо, что без сильного соударения с ней), а на отскоке вышла за пределы открытого окна, что означает риск соударения с внешними объектами. Если судить только по показаниям датчиков, наибольшая опасность в данной модели при этом виде аварии грозит левой голени водителя.

Четырёхдверка Ford Fiesta sedan 2014 модельного года получила в краш-тесте с малым перекрытием рейтинг «незначительная защита» (при том что ранее в тесте с умеренным перекрытием все контрольные параметры были на высшем уровне). Теперь же силовая клетка показала себя не с лучшей стороны. У передней панели смещение деталей вглубь салона составило 15–19 см, аналогично сократился дверной проём. Голова манекена едва успела проконтактировать с фронтальной подушкой безопасности, прежде чем соскользнула влево, в то время как рулевая колонка сместилась при ударе вправо на 12 см. Боковые «шторки» сработали, но они недостаточно велики, чтобы гарантированно защитить голову от контакта с деталями интерьера. Резюме: вероятны травмы головы и левой голени водителя.

В нижней передней части дверного проёма сити-кара Mitsubishi Mirage деформация кузова достигла 26 см. При этом и ремни с подушками сработали неидеально. Голова манекена соскользнула с фронтальной подушки влево, а сам руль сместился вправо на 14 см, да и торс манекена при ударе продвинулся слишком далеко вперёд. Вместе с деформацией салона это обеспечило не лучшие результаты, показанные датчиками нагрузок. Специалисты института посчитали, что у водителя в этой машине существует приличный риск повредить левую голень и левое колено. Но хорошо, что риск травмы других частей тела невысок. Однако итоговая оценка модели в данном виде краш-теста — «плохая защита».

В четырёхдверке Nissan Versa sedan замечательно отработали подушки-«шторки». Но что с того, если по деформации кузова модель оказалась рекордсменом в данной порции испытаний: деформация дверного проёма достигла 42 см, смещение приборной панели назад — от 27 до 29 см, рулевой колонки — назад на 10, вверх на 12 и вправо на 15 см. В результате голова манекена достала до приборной панели (пусть даже сила удара о неё была низка). Датчики в манекене показали риск травмы левой голени водителя. В других местах риск повреждений невысок. Однако суммарная оценка модели всё равно не поднялась выше резюме «плохо».

Для гибрида Toyota Prius C тест прошёл неоднозначно. Список «ошибок» тут похож на ошибки «собратьев»: голова манекена соскользнула с водительской подушки безопасности и при этом ударилась о комбинацию приборов (однако без серьёзной нагрузки). Подушки-«шторки» развернулись, но эксперты посчитали, что риск удара головы о левую часть интерьера остаётся. Всё это не так уж плохо для небольшого автомобиля. Подпортил впечатление дверной проём, сократившийся на 30 см, отсюда и риск травмы левой голени. Итоговая оценка в тесте — «плохая защита».

Седан Hyundai Accent (в России это Solaris) разбился на оценку «плохо», и проколы его в целом подобны проколам всех сити-каров, удостоившихся низшего рейтинга в новом тесте. Это и большая деформация силовой структуры салона (28 см в области дверного проёма и 22 см у передней панели), это и соскальзывание головы манекена с подушки безопасности при минимальном контакте с ней, это и большое смещение рулевой колонки (назад на 9 см, а вправо — на целых 16 см). Голова манекена дотянулась до приборного щитка. Но сила этого удара была низкой. А вот левой ноге водителя не поздоровилось: есть риск травмы как голени, так и колена и бедра.

Симпатичный ретрокар Fiat 500 заработал суммарный рейтинг «плохая защита». Наиболее же травмированными в подобной аварии рискуют оказаться обе голени водителя и его левое бедро. Причина в недостаточной прочности кузова. Мало того что деформация дверного проёма достигла тут 21 см, так ещё и дверные петли были сломаны, и передняя часть водительской двери выскочила из проёма, чего быть не должно. Ну, и общая почти для всех «малышей» беда: голова манекена после небольшого контакта с фронтальной подушкой соскальзывает влево, тогда как рулевая колонка смещается вправо на 11 см. Это несёт с собой риск контакта головы с передней стойкой, хотя в данном тесте датчики в голове не показали опасных перегрузок.

Честь модели Honda Fit защищала машина предыдущего поколения (модель-наследница в США только-только была представлена публике, и ей ещё предстоит пройти аналогичное испытание). Кузов Хонды перенёс новый вид краш-тестов неважно: деформация дверного проёма достигла 34 см, смещение рулевой колонки назад — 12 см, а вправо — 14 см. Голова манекена ударилась о щиток приборов, но, к счастью, датчики в голове показали низкие перегрузки в момент этого удара. Зато при таком столкновении в Фите водитель рискует повредить ноги. Потому общий итог теста — «плохая защита».

Институт напоминает, что должную безопасность в мини-карах обеспечить особенно трудно. А уж тем более при ударе с малым перекрытием о жёсткое препятствие. Вспомним, за последние полтора года новости о том или ином автомобиле, провалившем данный тест, звучали едва ли не чаще, чем рапорты об успехах. Но всё-таки уже в следующей размерной группе (по американской классификации это небольшие модели, по европейской — сегмент С) ситуация оказалась более благоприятная. Из 17 проверенных раньше автомобилей пять заработали оценку «хорошо» и пять — «приемлемо».

Кто эти везунчики, получившие от IIHS вердикт Good за фронтальный удар с малым перекрытием? Это Mazda3 (седан и хэтчбек были испытаны отдельно, и оба заработали высший балл), Honda Civic (проверку успешно прошли и седан, и купе), наконец, это пятидверки Subaru Impreza и XV Crosstrek (конструктивно кузов у них почти идентичен, так что данные модели справедливо засчитать за одну, но тест прошли обе, и обе на высшую оценку).

Бонус

Институт IIHS выложил в Сеть интересный ролик: в 2009 году на 50-летие института был проведён взаимный краш-тест седанов Chevrolet Bel Air 1959 года и Chevrolet Malibu 2009 года. Машины двигались на скорости 40 миль в час (64 км/ч).

Юбилейный тест позволил наглядно увидеть прогресс в пассивной безопасности за последние полвека. Глава IIHS Адриан Лунд охарактеризовал разницу в защите обитателей этих двух седанов как «ночь и день».

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...