Smart fortwo. Название Smart принято переводить как «умник», и это слово, в отличие от «умницы», несёт негативную эмоцию. «Тоже мне, умник нашёлся!» — фраза довольно точно передаёт отношение к марке подавляющего большинства россиян.

Электризуемся в драйве микрокара и велосипеда марки Smart

Константин Болотов, . Фото Драйва, компаний Smart и Daimler

Название Smart принято переводить как «умник», и это слово, в отличие от «умницы», несёт негативную эмоцию. «Тоже мне, умник нашёлся!» — фраза довольно точно передаёт отношение к марке подавляющего большинства россиян.

«И что, в России будет продаваться электрический Smart?» — без особой надежды спросил я у встретившей нас в Берлине пиарщицы Мерседеса. «Будет», — уверенно ответила она. Пиарщицу, как выяснилось, зовут Надежда. Обнадёживает! Конечно, у нас электрический Smart появится не завтра. Но рано или поздно, когда-нибудь однажды, он непременно продаваться будет. Вон, бензиновые же Смарты теперь торгуются в России официально, хоть и через 15 лет со дня рождения. Пройдут годы, доберутся и эти.

Клиновидный воздухозаборник над задним колесом — декорация. Бензиновый Смарт в нём действительно нуждается для подачи воздуха в камеру сгорания, а электрокар получил деталь по наследству — не менять же кузов, ей-богу.

О морозах нашей лютой зимы, медведях и ушанках смартовцы наслышаны. Им неудивительно, что зависимость пробега электромобиля от климатических условий у русских — главный вопрос. Разработчики упоминают об испытаниях машинки в Швеции при -20 °C: дескать, всё протестировали, измерили падение запаса хода. Результаты? Извините, вам не скажем. Имейте, говорят, в виду, что крайние температуры для Смартов такие же, как для Мерседесов. И вообще, мол, холод — не решающий фактор, манера вождения важнее погоды. Отпустите газ, не жмите лишний раз на тормоз — вот где растраты.

Под натиском немцы всё же признают, что Smart второго поколения в мороз терял до 30–35–50% запаса хода. Сколько у «третьего» Смарта, они не выдадут ни за что. Что ж, при такой скрытности, похоже, 30–35% в печке сгорает точно. Однако касательно обогрева и охлаждения у смартовцев перед конкурентами есть неоспоримое преимущество — маленький салон. Точнее, салона тут почти нет. «А усилитель руля есть?» — спрашивает на техническом семинаре какой-то балагур, и зал хохочет: все только что вылезли из-за тяжеленной баранки. Смахнув слезу, презентатор объявляет: усилитель есть! Электрический, как и весь кар.

Smart очень дружен с айфоном: помимо держателя и порта имеется специальное приложение Vehicle Hompage, в котором объединены несколько сервисов. Владелец может с дивана связаться с машинкой через Интернет (по беспроводному протоколу или через зарядный кабель) и, к примеру, найти ближайшую док-станцию, узнать уровень зарядки, спланировать маршрут поездки, видя запас хода как область на карте. Так же через Сеть хозяин Смарта может дистанционно включить обогрев или вентиляцию салона.

Оказывается, концепция Смарта такова, что он изначально проектировался под электропривод. Ток у него в генах. Первые тесты электрокаров Smart Fortwo прошли в 2007 году в Лондоне: для сбора всяких данных очень успешно откаталось сто машинок. С тех пор немцы выпустили больше 2000 небензиновых коробушек второго поколения. Соответственно, сейчас перед нами третья генерация — самое прогрессивное и совершенное, по словам немцев, решение. И оно знаменует праздник — электромобильности Смарта стукнуло пять лет.

В массе своей владельцы Смартов, как ни странно, не хотят быстро заряжать свои машины. К чему эти рваные циклы? Куда привычнее ставить электрокар на зарядку в ночь и знать, что накопленной в тёмное время суток энергии точно хватит на весь день.

Всякий, кого нелёгкая заносила в какой-либо Смарт, помнит этот аттракцион всю жизнь. Очень уж силён контраст между плюшевой внешностью и, скажем так, особенностями вождения. Эта своенравная недетская игрушка не принимает чужие правила игры. Ты хочешь баловаться, насмехаться над недомашиной, а она тебя сердито одёргивает: очнись, дурак, ты в маленьком, но настоящем автомобиле. Управление требует одно усилие за другим, и вскоре ты признаёшь: ладно-ладно, автомобиль, о’кей.

У Смарта уже есть такая опция, как специальный звук для предупреждения пешеходов. Ведь электрокар в отличие от автомобиля едет бесшумно, и в Евросоюзе готовятся принять директиву об обязательном шуме. Подобрать правильный звук было сложно, поскольку он не должен утомлять водителя и пассажиров. Пока смартовцы остановились на каком-то едва различимом, даже не комарином жужжании.

Новый электрический Smart Fortwo не растерял главные фамильные черты, за которые одни его любят, а другие не ставят ни в грош. Помимо неподатливого рулевого колеса водителя держат в тонусе амортизаторы, которые по-прежнему будто отсутствуют. Упрямую педаль тормоза нужно грубо продавливать всей стопой (виновата система рекуперации энергии).

Помнится, у «первого» Смарта вдобавок были нахально-простецкий интерьер и кошмарная шумоизоляция. В новой машинке внутри аккуратно, местами мило и можно разговаривать в пробке, когда дорожный рабочий под водительской дверью долбит асфальт отбойным молотком. Smart во всём стал получше, хотя от родственного Мерседеса опять ничего не перепало, кроме решительных чисел на ценниках. Smart снова не Mercedes-Benz, а его анекдотический антагонист Запорожец, пусть и первоклассный.

«Если человеку приходится каждый день преодолевать по 150 км, мы прямо говорим ему, чтобы выбирал другой автомобиль», — декларируют маркетологи Смарта.

С преданных фанатов немцы собрали фидбек, опросив 250 клиентов в Германии, Швейцарии, Великобритании, Франции и США. Выяснилось, что 90% проезжают в день меньше 60 километров, а 45% не проходят и 10 км, причём 59% колесят исключительно по городу.

Жалоб и предложений у кротких владельцев было немного. Клиенты пожелали более высокой максимальной скорости (надоело, что обгоняют грузовики и автобусы), улучшения динамики разгона со средних скоростей, убыстренной процедуры зарядки и большего запаса хода. Все эти требования смартовцы, понятно, выполнили.

В настройках подвески принципиальной разницы между электрическим и бензиновым Смартами нет. Единственное что — поскольку электрокар тяжелее примерно на 150 кг, под его вес адаптировали пружины. Кстати, конструкторы постарались, чтобы Smart мог без повреждений чего-либо въезжать на бордюр высотой 140 мм.

Разгон таратайки до 60 км/ч прежде длился 6,5 с, теперь — 4,8. До сотни прежний Smart Fortwo доползал за 26,7 с, нынче прикатывается за 11,5. Максималка достигла 125 км/ч (что не предел, а сдерживание «ошейником» для экономии энергии), запас хода увеличился до 145 км против 135. Время зарядки сократилось на 1 час (стало 7 часов), быстрая подпитка отныне — за 60 минут. В совокупности, по мнению создателей, получился современный автомобиль с характером. Что до определения характера, то наиболее подходящим кажется слово «резвый».

За счёт того что мотор и батарея у смартовцев свои собственные, они могут сделать потенциальным покупателям интересное предложение — по программе sale&care те имеют возможность приобрести Smart Fortwo без батареи. Последнюю клиент берёт в аренду за 65 евро в месяц (в цену включено техобслуживание от Даймлера). Если с аккумулятором, рассчитанным на 10 лет службы, произойдёт что-то недоброе, его просто бесплатно заменят. Турбосервис!

На вопрос о самом страшном сне электромобилиста — внезапно севшей батарейке — немцам есть что ответить. Они постарались, чтобы два циферблата над передней панелью Смарта максимально правдиво показывали уровень заряда и мощности. Интересная деталь — при включении кондиционера из указанного запаса вычитается от 3 до 40 км в зависимости от выбранной мощности охладителя воздуха.

Индикация якобы даже учится привычкам водителя. У неё предусмотрено три порога срабатывания: при оставшихся 20% и 10% заряда система лишь сигнализирует о грозящей разрядке звуком и светом, а при критических 5% снижает мощность мотора и отключает всё лишнее: кондиционер, музыку и так далее.

Даже по достижению нулевого значения заряда не всё потеряно — для бедолаг заложен «последний километр». Внезапной остановки по идее быть не должно.

Смартовцы утверждают, что разрядить до конца электрокар сложно: едет себе и едет, едет и едет — ну что ты будешь делать! А чтобы владельцы совсем потеряли страх, Европа, США и Канада опутываются сетями зарядных станций — к 2016 году соответствующей инфраструктурой обзаведутся 40–50 городов, масштабный проект называется Hubject. У такой электроглобализации интересные перспективы.

ТО у электрокара — раз в год или через каждые 20 000 км. Особое внимание, конечно, уделяется обслуживанию батареи. В остальном всё то же, что у бензиновых машин: замена фильтров, тормозных колодок и тому подобное. Кстати, на фото — предыдущее поколение, при желании можно заняться поиском отличий.

Базовые цены электродрайва для всех стран заявлены одинаковые: 15 890 евро стоит так называемое купе, в 18 486 оценён кабриолет. Стоимость вместе с батареей — 19 900 и 22 496 евро. По идее покупателю положена поддержка государства, например, владельцам электрических Смартов можно разрешить езду по выделенным полосам для общественного транспорта и бесплатно въезжать в центр города, освободить их от каких-нибудь налогов и сборов.

Помимо прочего компания Smart с партнёрами разворачивают международную сеть проката электрокаров Car2Go. После Амстердама и Сан-Диего третьим автопарком в мире сейчас становится Штутгарт.

В Европе господдержка смартоводам практически гарантирована, к тому же компания Smart сама придумала для них несколько занятных допуслуг. Например, она договорилась с фирмой APCOA Parking AG, владеющей одной из крупнейших сетей автостоянок в Европе, и водители электрических и бензиновых машинок получают 15-процентную скидку. Другой партнёр Смарта, компания Europcar, даёт 20% дисконта на аренду электромобиля и позволяет застолбить определённую его модификацию. К примеру, парень, который в Штутгарте привык кататься на чёрном Смарте-кабрио, перед приездом в Сан-Диего может заказать там себе абсолютно такой же.

Зарядный шнур хранится в дверце багажника, и к ней же можно присобачить крепление для велика.

Электрический драйв — это улыбка на лице. Так нам объяснили. «Мы, — говорят немцы, — изобрели городскую мобильность, чтобы люди были мобильными. Бескомпромиссная электромобильность для всех!» И вот сидим мы в Смарте с кислыми минами, подпёрли щёки кулаками и закатили глаза к потолку. Электрокар битый час стоит в пробке на бульваре Унтер-ден-Линден: нас попросту выпустили в тяжкую будничную толкучку. И не бывать бы искомой улыбке, не выдай потом нам немцы принципиально иной электрический Smart, предназначенный именно что для езды по городу, а не для стояния. Такой Смарт закономерно оказался велосипедом.

Велик относится к типу Pedelec (Pedal Electric Cycle). Он оснащён 250-ваттным мотором и борткомпьютером марки BionX, трёхскоростным переключателем SRAM i-Motion и диодной светотехникой Busch & Müller. Колёса диаметром 26 дюймов обуты в резину Continental EcoContact Plus. Грипсы и педали изготовлены фирмой Ergon. Дисковые гидравлические тормоза с функцией рекуперации созданы компанией Magura. Фактически всё остальное смартовцы сделали сами.

Ждать прибытия Ибайка в Россию бессмысленно. Во-первых, на экзотический товар с заоблачной ценой у нас нет покупателей. Во-вторых, у нас нет такой велосипедной инфраструктуры, как в Германии. В-третьих, отечественные дилеры уже имеют некоторый опыт продажи и обслуживания велосипедов марки Mercedes-Benz (обычных, не электрических) и не очень-то довольны.

Кажется, при разработке электрического велика Smart Ebike немцы изменили себе. Вместо того чтобы сделать удивительный суперкомпакт а-ля Mobiky, смартовцы соорудили крупный и, что поразительно, очень тяжёлый аппарат — 26,1 кг! Неподъёмная у Ибайка и цена: в Германии велосипеды стоят от 2849 евро (включая 19% местного налога). За эти деньги покупатель получает дизайн, награждённый престижной премией Red Dot, электромотор в ступице заднего колеса, 100 км пробега на одной зарядке литиево-ионного аккумулятора, карбоновый ремень вместо цепи, USB-порт и очень жёсткий ход.

Дисплей — не под рукой, а в центре руля, и пользоваться им неудобно. Две главные кнопки находятся справа: «плюсом» и «минусом» включается один из четырёх уровней моторной поддержки велосипедиста. При максимуме заполняются все прямоугольники на шкале справа. Ячейки, развёрнутые влево, тоже можно закрасить, но это физически очень тяжело — за счёт наездника в режиме пополнения заряда батареи педали почти не крутятся.

Батарею можно вытащить и унести на зарядку с собой. Чтобы аккумулятор не спёрли, в раме он запирается на ключ. Весит батарея 3 кг. Пополнение от обычной розетки на 100% занимает 5 часов.

Максимальной скорости в 25 км/ч такой махине откровенно мало, но ездить быстрее электрическим великам запрещают суровые европейские законы. Ателье Brabus, правда, раскочегарило мотор до 500 ватт и выжало из Ибайка 45 км/ч максималки, только вот отважному отдавателю кучи денег за этот тюнинг придётся получать на свой велик права и номера. Таких безумцев мало.

Хотя смартовский велик далёк от идеала, электродрайв на Ибайке действительно вызывает улыбку. Но именно в Берлине, где Ebike — действенное средство против пробок, а катание — приятное и полезное времяпрепровождение. По всему городу проложены велосипедные дорожки, на которых нет пешеходов и не паркуются автомобили. Это, однако, не мешает немцам гонять по тротуарам, а раз так, то и автор данного материала не смог отказать себе в удовольствии прокатиться у остатков Берлинской стены, расписанных художниками.

Между тем немало людей ждут наступления 2014 года, когда семейство Смартов станет идеальным, пополнившись мотороллером Smart Scooter, и когда электрический драйв всецело восторжествует. У них там, само собой. А мы в России будем важно рассуждать о том, что нужно дорасти до автомобилей уровня Porsche. Дорасти до Смарта мы не сможем, похоже, никогда.

Техника

Главные компоненты электромобиля — аккумулятор и мотор — выпускает материнский для Смарта концерн Daimler с партнёрами. Электродвигатель с постоянными магнитами (55 кВт, 130 Н•м) разработан совместно с фирмой Bosch, а аккумулятор (вместимость 17,6 кВт•ч, мощность 55 кВт) создан в кооперации с компаниями Deutsche ACCUmotive и Evonik Industries.

Литиево-ионная батарея (17,6 кВт•ч, 52 амп.) состоит из трёх модулей по 93 ячеек в каждом. Её мощность 35–55 кВт, напряжение 329–391 вольт. Весит аккумулятор, защищённый листовой сталью, 175 кг.

История

Своим появлением на свет Smart обязан Николасу Хайеку (на фото), швейцарскому бизнесмену ливанского происхождения. Будучи по образованию инженером-металлургом, Хайек начал бурную предпринимательскую деятельность в сфере слияний и поглощений. Благодаря этой работе Николас вник в бизнес крупнейших часовых компаний Швейцарии и в 1983 году открыл свою — это была фирма Swatch, нынче хорошо известная своими дизайнерскими хронометрами. Сам предприниматель очень любил часы и носил по несколько штук на каждой руке.

В конце 1980-х Хайек взялся за развитие идеи нового городского автомобиля, небольшого и стильного носителя той же философии, что и часы Swatch. Проект компании Hayek Engineering AG получил неофициальное название Swatchmobile. Вместо конкуренции с другими автопроизводителями Николас выбрал сотрудничество с ними, и в 1991 году он договорился с концерном Volkswagen.

Однако вскоре гендиректором Фольксвагена стал Фердинанд Пих, который решил закрыть проект Свотчмобиля в угоду собственной концепции — суперэкономичной городской малолитражке Volkswagen Lupo 3L, потреблявшей 3 л дизтоплива на 100 км. И Хайеку ничего не оставалось, кроме как обратиться к другим автомобильным компаниям. Бизнесмен получил от ворот поворот в BMW, Фиате, General Motors и Renault, но встретил понимание в концерне Daimler-Benz, который сам не одно десятилетие вынашивал идею городской малолитражки. ​​4 марта 1994 года партнёры официально объявили о создании совместного предприятия Micro Compact Car (MCC), которое в соответствии со своим именем начало разработку микрокомпактного автомобиля.

Хайек очень хотел назвать новую машину в честь своей марки часов, но варианты типа Swatchmobile и Swatch Car сразу же отмёл Daimler-Benz и принялся наставить на нейтральном имени. В результате партнёры достигли компромисса, сократив до одного слова сочетание Swatch Mercedes Art, так что название Smart — это в некотором роде аббревиатура.

Прообразами серийного Смарта явились концепты Eco Sprinter и Eco Speedster, нарисованные дизайнерами Мерседеса в калифорнийской студии и показанные в 1994 году.

Первое сборочное производство Смартов модели City-Coupé было запущено 27 октября 1997 года во французском городе Амбаш: ленточку торжественно перерезали тогдашний президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Гельмут Коль. В октябре 1998-го автомобиль после премьеры на Парижском мотор-шоу поступил в продажу в девяти европейских странах.

Увы, готовый продукт автора идеи Николаса Хайека разочаровал: тот настаивал на гибридной трансмиссии, а в Даймлере дальше бензинового варианта не помышляли. Хайек продал свою часть акций и вышел из проекта. 28 июня 2010 года предприниматель скончался от сердечного приступа. Ему было 82 года.

Модельный ряд у Смарта небогат. По большому счёту все автомобили — это версии и концепты модели Smart Fortwo за исключением двух модификаций: четырёхместной Smart Forfour и спортивной Smart Roadster, которые с 2006 года не производятся.

Что до электрического Смарта, то изначальную известность он получил под именем Smart Fortwo EV. Первое поколение электрокара, вышедшее на полевые испытания в Лондоне в 2007 году, имело 30-киловаттный моторчик и натрий-никель-хлоридный аккумулятор. Машинка разгонялась до 120 км/ч, обладала запасом хода в 110 км и полностью заряжалась за 8 часов. В продажу этот электромобиль не поступал, но был ограниченно доступен для арендаторов-испытателей.

Второе поколение электрокара Smart сошло с конвейера в 2009 году. У него уже были литиево-ионные батареи, обеспечивающие запас хода в 135 км, но моторчик был слабее предшествующего: всего-то 20 кВт не давали Смарту разгонаться быстрее 100 км/ч. Модель прошла масштабное тестирование в городах Европы, и по результатам этих испытаний немцы выпустили модернизированный электромобиль Smart Fortwo Electric Drive.

До кучи немцы дали возможность заглянуть внутрь электрических концепт-каров Smart Forvision и Smart Brabus Tailor made. На нашей планете такие машинки в серию вряд ли пойдут.

За кадром

В жарком Берлине на электрическом Смарте удалось больше постоять, чем покататься. Виной тому не банальные пробки, а затруднения, вызванные дорожными и строительными работами: летом немецкая столица, как и Москва, активно строится и ремонтируется. Зато, отмучившись в заторах на Унтер-ден-Линден, мы с Максимом Колосковым из «Автомира» промчали мимо Бранденбургских ворот и Рейхстага с Бундестагом. Смартоводам разрешено ездить по выделенкам для общественного транспорта, чем было грех не воспользоваться.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...