Вокруг света › Трубопровод Hyperloop будет новым скоростным транспортом

Константин Болотов,

Представьте себе аналог метро, который проезжает расстояние от одной станции до другой за несколько секунд. Такой общественный транспорт сильно изменит мир, однако пассажирскую версию придётся подождать — начнётся всё с грузоперевозок.

Когда шеф Теслы Илон Маск в 2013 году предложил перевозить людей и грузы по вакуумному трубопроводу со скоростью свыше 1000 км/ч, многие подумали, что бизнесмен рехнулся. Маск тогда сказал, что сам не может реализовать проект — слишком занят электромобилями и аэрокосмической компанией SpaceX. Так идея, получившая название Hyperloop, «пошла в народ». Вскоре о желании заняться созданием «гиперпетли» заявили несколько не связанных с Теслой фирм. Кремниевая долина забурлила, процесс пошёл, и теперь новый вид транспорта становится реальнее с каждым днём.

О скоростной транспортировке в капсулах по трубам (на манер пневмопочты) фантасты писали ещё в 1900-х. Задумывались об этом и инженеры. Хватает современных проектов, но с бумажной стадии дело пока ни у кого не сдвинулось. У последователей Маска есть хорошие шансы.

Наиболее увлечёнными в настоящее время являются две компании из Калифорнии — Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop Technologies. Обе объявили, что в 2016 году построят полигоны и начнут испытания революционной транспортной системы, которая не столько дополнит, сколько заменит четыре типа существующих перевозчиков: автомобиль, поезд, корабль и самолёт. Почему? «Гиперпетля» будет намного быстрее и дешевле. Путешествия, требующие сейчас часы, будут происходить за минуты.

На картинках — проект фирмы Hyperloop Technologies, которая сделала ставку на транспортировку грузов. Капсулу тянет гигантский турбокомпрессор, установленный на носу. Он питается от огромного блока аккумуляторов, находящегося в хвосте. Электроэнергию система берёт в том числе у ветряков и солнечных батарей.

По первоначальной идее Маска, Hyperloop натурально был сферическим конём в вакууме. Но вскоре Илон понял, что достаточно форвакуума, то есть снижения насосами давления в трубопроводе до одной тысячной от атмосферного. Магнитная левитация и принципы рельсотрона были отметены — вместо этого авторы нынешних проектов полагаются на воздушную подушку, которая создаётся под капсулой аэродинамическими элементами и вентиляторами.

Компания HTT под началом Дирка Алборна поставила во главу угла перевозку пассажиров. Проект разбит на мелкие задачи, которые бесплатно решают волонтёры, пришедшие из Гарварда, Боинга и других знатных организаций. Полигон с восьмикилометровым треком фирма решила строить в Калифорнии и уже заключила договор. Средства (порядка $100 млн) будут привлечены с выходом на IPO.

Компьютерное моделирование «гиперпетли», проведённое в ряде университетов США и специалистами NASA, показало, что никакой фантастики в проекте нет. Для создания безопасной полнофункциональной системы нужно разобраться в нюансах и проверить всё на испытаниях, начиная с малого. Hyperloop Technologies, у которой в штате более 70 сотрудников (многие из них — настоящие звёзды Кремниевой долины), начнёт тесты в первом квартале 2016-го. Полигон уже строится неподалёку от Лас-Вегаса. С финансированием порядок: $37 млн уже привлечены, на подходе ещё $80 млн.

Специалисты Hyperloop Technologies под руководством Шервина Пишевара сперва построят не трубопровод, а открытый трек длиной один километр. На нём они в январе намерены разогнать прототип капсулы до 540 км/ч за две секунды.

К 2017 году у Hyperloop Technologies будет уже трёхкилометровая трасса, в 2020-м фирма обещает показать коммерчески жизнеспособную систему. Между тем не стоит списывать со счетов самого Илона Маска. Он тоже собирается возвести полигон с испытательным участком длиной 8 км (где-то в Техасе), а компания SpaceX будущим летом планирует масштабный конкурс для студентов и независимых инженеров, которым предложат поделиться своим видением «гиперпетли». В общем, на Hyperloop в данный момент работают лучшие умы Америки. У них обязательно что-нибудь получится.

Может ли Hyperloop стать альтернативой автомобилю?

  • Безусловно
  • Если заменит метро, то да
  • Разве что в дальних поездках
  • Нет

Крупным планом

Комментарии 193
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Закрыть
ВКонтакте Facebook Одноклассники Рассылка Подпишитесь на новости Драйва, чтобы ничего не пропустить.