Концерн Daimler освоил рентген во время краш-теста

Леонид Попов, . Фото: Daimler, Fraunhofer EMI

Рентген, сделанный непосредственно в момент деформации деталей, может многое рассказать о работе силовой структуры кузова.

Краш-центр Общества Фраунгофера, Центр исследований по пассивной безопасности (i-protect Tech Center) в округе Фрайбург, работающие в кооперации с фирмами Daimler, Bosch и рядом немецких университетов, намерены использовать в своих исследованиях новую технологию рентгеновской фотографии во время краш-тестов (X-ray car crash, X-CC), разработанную в Институте высокоскоростной динамики им. Фраунгофера (Институт Эрнста Маха). До сих пор подобный анализ был возможен лишь в статике.

Первые опыты с системой X-CC, установленной в местечке Эфринген-Кирхен, инженеры провели на простых конструкциях. Снимки показали схожесть реальной деформации с математическими моделями, подтвердив заодно методику прочностных расчётов.

Чтобы получить рентгеновский снимок автомобиля в момент краш-теста, авторам методики пришлось не только построить крупный рентгеновкий аппарат. Известной изобретательности потребовала синхронизация момента снимка с ударом, и более того — с интересующей фазой. А поскольку процесс быстротечен, время экспозиции по сравнению с обычными исследованиями материалов при помощи рентгена пришлось сократить в тысячу раз.

Далее под рентгеновские лучи учёные поставили Smart, получив ряд любопытных изображений его структуры при ударе. Оказалось даже возможным запечатлеть поведение частей манекена в момент такого теста (нижний левый кадр).

С новой методикой возможно сделать несколько снимков за очень короткое время, в деталях показывающих работу внутренностей машины или отдельного узла, поясняют разработчики.

Разобрать и распилить автомобиль после теста можно, но взору предстанет лишь конечный результат. Промежуточные этапы деформации обычно остаются за кадром. Но они очень интересуют инженеров. Разобравшись в них, можно оптимизировать структуру кузова. Теперь такая технология есть и будет использоваться Даймлером для анализа конструкций и свойств новых материалов.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...