Завтра, 28 апреля, вступают в силу поправки в закон об ОСАГО. Согласно им, при возмещении ущерба от ДТП приоритет будет отдаваться натуральной форме (то есть ремонту), а не денежной выплате. В этой связи президент РСА Игорь Юргенс разъяснил условия, при которых производится ремонт. Так, при заключении договора ОСАГО либо уже при приёме заявления о возмещении страховщик обязан предоставить клиенту список станций техобслуживания, с которыми у него заключены соглашения. А если автомобиль не старше двух лет и на гарантии, то это должен быть дилерский сервисный центр, имеющий право на проведение ремонта с сохранением этой самой гарантии.
Следующее обязательное условие — расстояние. От места аварии (либо от места жительства автовладельца, на его выбор) до СТО должно быть не более 50 км. Ограничен и срок ремонта — не более 30 дней (без учёта нерабочих и праздничных). За каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Тут, правда, есть тонкость: отсчёт идёт с момента выдачи направления на ремонт, а его страховая компания обязана дать не позже 20 дней с момента обращения.
И ещё есть дополнительные пять дней, которые закон выделяет на транспортировку повреждённой машины к месту ремонта, напоминает Сергей Кузин, руководитель «Центра помощи автомобилистам» из Нижнего Новгорода. В общем, можно надолго остаться без автомобиля. Правда, как уверяет Юргенс, даже в сложных случаях СТО обычно справляются дней за 15, а в простых — за три.
Если все эти условия страховая компания выполнить не может, например, из-за отсутствия запчастей не получается уложиться в максимальный срок, то автовладелец имеет право потребовать от страховщика денежного возмещения ущерба либо всё равно подождать ремонта. Если условия выполнены, то выбора у страхователя нет: только ремонт. Ещё есть несколько ситуаций, когда правило приоритета натурального возмещения не работает. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожение автомобиля или превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты по ОСАГО (400 000 рублей). Компенсации в денежной форме имеют право потребовать и некоторые категории инвалидов.
Update
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на пресс-конференции в «Российской газете» заявил, что только 30% автомобилистов на первых порах смогут воспользоваться натуральной формой возмещения убытков. Это оценка РСА — и то оптимистичная. Просто очень сложно выполнить все требования закона при такой форме компенсации. В переговорах с РСА техцентры уже начали выдвигать свои требования. Например, мало кто возьмётся за проржавевшую машину старше пяти−семи лет, с учётом гарантийных обязательств по кузовному ремонту. А раз никто не возьмётся, то страховщику придётся «по старинке» выплатить потерпевшему деньги. В любом случае внедрение новации пойдёт плавно, и будет время отшлифовать спорные и неоднозначные моменты, считают в руководстве Союза автостраховщиков.